Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Геймдев
#статьи

Обзор The Alters: фантастическая игра, где диалог с самим собой — вовсе не фигура речи

Одна из лучших историй на тему «Что, если...».

Скриншот: игра The Alters / 11 Bit Studios

Вы когда-нибудь ставили под сомнение собственные решения? Не ежедневные, конечно, а глобальные — те, что повлияли на вашу жизнь, направили её в ту сторону, в которую вы по-прежнему двигаетесь. Насколько сильно вы изменились бы, если б, скажем, поступили в другой университет, освоили другую профессию, встретили других людей, побывали в других местах...

И самое интересное: что было бы, если бы вы встретили другую версию себя? Версию с иным опытом, характером, навыками, знаниями. Что сказали бы ей? И что она могла бы сказать вам в ответ?

The Alters отвечает на эти вопросы — через опыт героя фантастической истории, у которого, так уж вышло, появилась чудесная возможность, недоступная никому в реальности. Возможность встретиться с другими версиями самого себя и узнать, как сложилась бы его жизнь, будь он смелее или, наоборот, в чём-то более робкий.

<

Герой этот — космический исследователь Ян Дольский. Вместе с экспедицией из нескольких человек он отправляется к далёкой планете, где, если верить учёным, находится таинственный ресурс рапидиум — вещество, загадочным образом ускоряющее рост органики в десятки и сотни раз. Из-за того его назвали «путешествующим во времени элементом», хотя с фактическими путешествиями во времени рапидиум, конечно, не связан. С его помощью компания Ally Corp, которая и запустила ту самую экспедицию, хочет в кратчайшие сроки решить проблему дефицита земных ресурсов.

Впрочем, месяцы подготовки к опасной миссии не уберегли её участников от фатальных проблем. Во время приземления на далёкой планете выжил один лишь Дольский, а у остальных членов команды в шаттлах по неизвестной причине отключилась система жизнеобеспечения. Почему это произошло, Яну ещё только предстоит выяснить, но сперва ему необходимо выжить. И каким-то образом собрать как можно больше рапидиума, ведь цель миссии, несмотря на гибель почти всех членов экспедиции, никто не отменял.

Задачи — не из простых. Вскоре после приземления главный герой добирается до мобильной базы — высокотехнологичной конструкции в форме огромного колеса, внутри которого размещены различные отсеки, в том числе комната связи. Дольскому удаётся установить контакт с представителем Ally Corp, от которого он узнаёт, что через несколько земных дней на планете будет рассвет — и, поскольку звезда здесь куда мощнее Солнца, её лучи почти наверняка выжгут всё в зоне поражения, а то, что всё-таки уцелеет, получит высокую дозу радиации. Решение — запустить двигатели мобильной базы и сдвинуть её туда, где по-прежнему есть тень. Только вот управлять огромной конструкцией в одиночку попросту невозможно, к тому же одна из систем вышла из строя и требует немедленного ремонта.

Представитель корпорации предлагает единственный возможный выход из ситуации — найти залежи рапидиума и затем использовать фантастический ресурс, чтобы создать альтернативную версию Яна, которая поможет с управлением базой. Впрочем, с ходу использовать рапидиум для такой процедуры опасно, поэтому сперва Дольский экспериментирует с ДНК овцы — в отсеке, который вполне логично называется «Утроба», он за считанные минуты создаёт животное.

Следующий шаг — использовать ДНК самого Яна для создания другого Яна. Впрочем, неверно будет называть это процедурой клонирования: физическое тело, конечно, точно такое же, но вот мысли, опыт, воспоминания и характер совершенно другие. Дольский создаёт именно что альтернативную версию себя: благодаря квантовому компьютеру, установленному на базе, герой может увидеть разные версии своего жизненного пути. Основной — тот, по которому пошёл оригинальный Ян Дольский, но у этого пути есть множество ответвлений, связанных с кардинальными изменениями в судьбе героя. Так, если бы Ян, когда был подростком, оказался бы смелее в отношениях с абьюзивным отцом, решился бы дать ему отпор во время ссоры и выгнать из дома, жизнь была бы совершенно иной. В этом случае он не поступил бы в университет, остался бы в родном городе, чтобы присматривать за больной матерью, устроился бы работать инженером на местное производство и...

И вот как раз инженера на мобильной базе сейчас очень не хватает — именно с его помощью главному герою удается запустить базу, сбежать от рассвета и продолжить своё путешествие. Пройдёт не так уж много времени до того, как в команде появится ещё один Ян. А потом ещё один... И ещё...

На этом испытания, конечно, не заканчиваются, поскольку The Alters — это в первую очередь игра про выживание в суровых условиях. Не такая, как выживачи с открытым миром вроде Valheim и The Forest, впрочем. Да, в The Alters нужно и ресурсы добывать, и новые отсеки мобильной базы строить, однако все механики, связанные с выживанием, существуют здесь строго в рамках сжатой экосистемы, борясь за внимание игрока с другими важными элементами игры — сюжетом и диалогами.

Тем не менее выживание в The Alters — один из ключевых аспектов. Опасность для героя и всех его альтернативных версий кроется не только в рассветах, от которых нужно время от времени убегать. В числе угроз также магнитные штормы, опасные для оборудования и целых отсеков базы, периодические всплески радиации на поверхности планеты, различные виды аномалий, мешающих добывать ресурсы и исследовать пространство вокруг мобильного лагеря.

Кроме того, команда Дольского постоянно сталкивается с препятствиями, которые мешают двигаться дальше — к новым залежам рапидиума и точке эвакуации, куда корпорация Ally Corp обещает прислать спасательный отряд. В первом акте таким препятствием становится лавовая река — чтобы преодолеть её, нужно найти способ построить мост. Во втором акте на пути мобильной базы возникает огромная гравитационная аномалия. А в третьем... это уже сюжетные спойлеры.

Секрет успеха в таких обстоятельствах — грамотный менеджмент всего и вся: рабочих рук, ресурсов и процессов внутри мобильной базы. Каждый акт поделён на три этапа: сперва до рассвета ещё далеко и персонажи могут относительно спокойно заниматься своими делами, затем наступает средняя фаза и ставки немного повышаются, после чего излучение от звезды приближается на опасное расстояние, из-за чего гонка со временем ускоряется до предела.

В первую очередь следует озаботиться добычей полезных ресурсов — металлов, минералов, органики и, собственно, рапидиума. Вокруг базы всё это нередко разбросано в небольших количествах — нужно только подойти и забрать, однако основной объём ресурсов необходимо добывать в месторождениях — там надо построить аванпост с буром и затем соединить его с базой при помощи особых пилонов. Не спешите радоваться: на аванпосте кто-то должен всё время работать, добывая ресурс, — по крайней мере до тех пор, пока вы не исследуете автоматические буры, которые освободят команду от ручной работы.

Где-то на фоне также важно наладить все жизненно важные процессы на базе. Вслед за мастерской, где можно создавать необходимые для выживания предметы, следует также построить теплицу, чтобы выращивать там овощи, кухню, чтобы готовить там качественную еду, медицинский отсек, чтобы лечить там больных и травмированных. На забудьте и про дополнительные хранилища для ресурсов, а также про вспомогательные элементы вроде отсека, который в автоматическом режиме будет генерировать органику. И конечно, ни сам Ян, ни его альтернативные версии — не роботы, поэтому им нужно где-то спать, отдыхать, заниматься спортом и так далее.

Описанное выше — это, в общем-то, и есть вся геймплейная основа The Alters. На неё накладываются более мелкие элементы вроде необходимости следить за количеством радиационных фильтров на базе (если они закончатся, радиация начнёт проникать внутрь базы, что грозит гибелью всей команды), но в целом механик, связанных с выживанием, не так уж и много. Игра не заваливает вас сложно устроенной экономикой, не проявляет завышенных требований к тому, как вы управляете ресурсами, и не спешит наказывать за ошибки, всегда давая второй или даже третий шанс на их исправление.

Впрочем, чтобы преуспеть и дойти до финала, всё равно нужно следить за ценнейшим ресурсом в этой игре — за временем. Его вечно не хватает, но при этом именно время необходимо практически для всех действий — для добычи ресурсов, создания предметов и еды, лечения команды, для развлечений и сна. В большинстве случае оно тратится буквально: вы подходите, скажем, к буру на месторождении (или к столу для создания предметов в мастерской, или к столу на кухне), нажимаете кнопку для совершения действия — и время ускоряется, утекая у вас на глазах.

Единственный возможный способ обхитрить время — делать несколько дел одновременно. Вопрос о том, как этого достичь, не стоит — с помощью альтернативных версий главного героя, конечно. Впрочем, команда нужна не только для того, чтобы рабочих рук было больше. Каждая версия Яна ещё обладает уникальным навыком, который критически важен для выживания на далёкой планете. К примеру, после инженера самым ценным, пожалуй, будет Ян-учёный — только он умеет исследовать новые технологии, необходимые в том числе для продвижения по сюжету. Ян-доктор эффективнее лечит членов команды, Ян-ботаник гораздо быстрее остальных выращивает овощи в теплице, Яну-шахтёру нет равных в том, чтобы добывать ресурсы, Ян-психолог способен подыскать нужные слова, чтобы успокоить любого... и так далее.

Всего в игре существует десять возможных версий Яна Дольского, однако за одно прохождение создать можно только шестерых — видимо, это вопрос баланса.

Яны отличаются друг от друга не только уникальными навыками. Сценаристы 11 Bit Studios добились большого успеха в том, чтобы сделать каждого из персонажей по-настоящему интересным и запоминающимся. И дело не только в характерах — они, конечно, сильно различаются, и, скажем, Ян-инженер, за грубостью которого скрывается ранимая личность, рискует не раз и не два сойтись в ожесточённом споре с Яном-учёным, порой напоминающим Шелдона Купера — для этой версии героя совершить какое-нибудь научное открытие куда важнее проявления эмоций.

Кроме того у каждого Яна есть своя личная проблема, и если не обращать на неё внимания, то в итоге это может привести к ужасным последствиям. К примеру, Ян-шахтёр в какой-то момент своей ненастоящей жизни устроился, что логично, в шахту, где в результате взрыва потерял руку. Только для его создания, как уже говорилось выше, использовалась ДНК оригинального Яна Дольского, поэтому, проснувшись в «Утробе», шахтёр неожиданно обнаруживает, что обе руки у него на месте. Он сильно пугается, но это вовсе не главная проблема — вскоре персонаж начинает жаловаться на фантомные боли в руке, которую он (не) потерял, и просит главного героя сперва дать ему сильных болеутоляющих (это может привести к зависимости), а затем и вовсе провести операцию по ампутации. И поверьте, вы не хотите оставлять эту проблему без внимания!

Такой, скажем так, «менеджмент» альтернативных версий главного героя — это вторая большая часть The Alters. Необходимо следить за их состоянием и настроением, прислушиваться к просьбам, говорить с ними, решать их проблемы и тому подобное — словом, относиться к ним по-человечески (даже к тем, кто человеческое отношение за достоинство не считает). У каждого из Янов даже есть что-то вроде персонального квеста, выполнение которого укрепит отношения внутри команды.

Безусловно, такую концепцию запросто можно было бы превратить в настоящий цирк, если бы подвело качество сценария и диалогов. Но люди, ответственные за то, как The Alters написана, проделали невероятную работу — и, честно сказать, сделали даже больше, чем от них требовалось. Историю, рассказанную в игре, вполне можно представить на страницах качественного фантастического рассказа: она захватывает с самого начала и не отпускает до финала, постоянно обрастая деталями, смыслами и контекстами.

Отдельной похвалы заслуживает английский актёр Алекс Джордан, который в одиночку озвучил все версии Яна Дольского. Это выдающаяся работа: у каждого из персонажей в голосе есть своя особенность, но это не главное. Важнее, что голос каждого из Янов отражает его характер и личность, что работает на повествование не хуже, чем отлично написанный сценарий.

Создавал ли Алекс Джордан альтернативные версии самого себя, чтобы озвучить The Alters, история, увы, умалчивает.

19.jpg
Скриншот: игра The Alters / 11 Bit Studios

В конечном счёте The Alters — это в первую очередь увлекательная фантастическая история и только потом игра про выживание на далёкой планете. Если вас смущает жанровая принадлежность, поверьте — это не повод пропускать игру при интересе к сеттингу. Да, менеджмент ресурсов и прочие механики, связанные с выживанием, — большая часть приключения, но борьбу за внимание игрока здесь всё-таки выигрывает потрясающе написанный сюжет.




Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована