Обзор сериала Fallout: отличная адаптация, которая сделала для серии больше последних игр
Или как перенести на экраны действие перка «Кровавая баня».
Кадр: сериал Fallout / Amazon Prime Video
11 апреля на Amazon Prime Video вышел первый сезон сериала Fallout. У руля во время производства были Джонатан Нолан и Лиза Джой, создатели «Мира Дикого Запада», а компания Bethesda, у которой находятся права на вселенную, пристально следила за процессом, чтобы адаптация соответствовала играм. На площадке неоднократно появлялся и сам Тодд Говард: руководитель разработки Fallout 3 и Fallout 4 работал над сериалом в качестве продюсера.
Могло ли при таком раскладе получиться плохо? Конечно, могло: от проклятия игровых экранизаций никто не застрахован, даже Тодд Говард. Но сериал получился отличный — с увлекательным сюжетом, который разве что совсем чуть-чуть подвели мелкие логические нестыковки, с запоминающимися персонажами и множеством удачных примеров того, как видеоигровую логику следует переносить на экраны. Но самое важное достижение сериала в том, что он сделал для бренда Fallout даже больше, чем последние две игры.
2296 год, постапокалиптическая Америка. Двести лет назад страна была почти полностью уничтожена ядерными бомбами — крупные города превратились в руины, и между ними образовалась безжизненная пустошь. Миллионы погибли, но тысячам удалось спастись. Некоторые укрылись от ядерного пепла в подземных убежищах, заблаговременно построенных корпорацией Vault Tec. Другим повезло меньше, они встретили конец света на поверхности — и, когда пыль от взрывов осела, принялись обустраивать новый мир. Первобытный, жестокий, несправедливый и очень опасный.
Место действия сериала — развалины Лос-Анджелеса и ближайшая калифорнийская округа. В центре сюжета — сразу три персонажа.
Люси Маклин — выходец из Убежища 33, расположенного где-то под Санта-Моникой. Как и персонажи из игр, она отправляется на поверхность под давлением обстоятельств. Поначалу по-детски наивная и чрезмерно доброжелательная, Люси быстро понимает правила, по которым работает пустошь. Но, что интересно, не принимает их до конца — и остаётся верной своим принципам, стараясь помогать людям (и не только им).
Жестокую природу пустоши Люси познаёт во многом благодаря Гулю — безжалостному охотнику за головами, который когда-то давно, ещё до конца света, был популярным актёром Купером Говардом. Он получил высокую дозу радиации и превратился в мутанта, страдающего от некроза кожи, но обзаведшегося высокой регенерацией и возможностью прожить несколько сотен лет.
И наконец, Максимус — послушник военизированного Братства Стали. Очень хочет помогать людям, для чего изо всех сил стремится дослужиться до собственной силовой брони — и в итоге получает её, хоть и не совсем честно. А когда встречает Люси, понимает, что без брони помогать людям у него как-то даже лучше получается.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Пути персонажей раз за разом сходятся и расходятся в рамках одной большой истории, итогом которой становится борьба за бесконечную энергию и, следовательно, власть над пустошью. И наблюдать за этими приключениями интересно во многом благодаря таланту актёров, исполнивших главные роли.
Элла Пернелл, уже знакомая с, кхм, выживанием в суровых условиях по сериалу «Шершни», отлично отыгрывает роль никогда не унывающей Люси, реагирующей фразой «Okey dokey» даже на самые безумные ситуации. Аарон Мотен, известный по сериалу «Раскосяченные», удачно справляется с одномерным, на первый взгляд, образом Максимуса, который с развитием сюжета приобретает всё более сложные и неожиданные черты. Но главная звезда Fallout — это всё-таки Уолтон Гоггинс, играющий Гуля, мастера крылатых фраз и беспринципного убийцу. Причём в сериале много внимания уделяется и довоенному периоду, где Гоггинс отыгрывает Купера Говарда — заботливого отца и селебрити. Совершенно иной образ, черты которого проглядываются через изуродованное лицо Гуля, удаётся Гоггинсу с тем же успехом.
Каждый из этих персонажей удачно работает не только с точки зрения сценарной драматургии, но ещё и с точки зрения видеоигровой логики. Люси хоть и носит оружие, но почти никогда его не использует и выбирается из любой передряги благодаря своей находчивости и наблюдательности, в крайнем случае — полагаясь на удачу. Максимус решает проблемы силой. А Гуль — меткий стрелок, которому нет равных в перестрелках.
Любого из них можно представить героем игры Fallout, которому в самом начале нужно раскидать очки по характеристикам ролевой системы S.P.E.C.I.A.L. Хотя зачем представлять? Bethesda уже добавила всех трёх в Fallout Shelter, где отображаются их статы — и там как раз всё именно так, как вы могли бы представить.
В сериале вообще очень здорово отражены игровые механики и геймплейные ситуации, знакомые по разным частям Fallout. Первая же сцена после пролога — интервью Люси в Убежище, в ходе которого она подробно рассказывает о своих сильных и слабых сторонах, называя практически все ключевые характеристики упомянутой системы S.P.E.C.I.A.L. Что это, если не процесс создания персонажа?
Дальше — больше. Герои активно пользуются пип-боем, применяют стимпаки, которые тут же их лечат, а в перестрелках у Гуля то и дело задействуется перк «Кровавая баня», из-за чего некоторые его враги погибают самой жуткой смертью из возможных. В финале есть даже момент, когда Люси надо принять непростое решение, от которого в игре явно зависела бы концовка, — жаль только, что переиграть этот эпизод и посмотреть альтернативный вариант у зрителей не получится.
Создатели сериала трепетно отнеслись к игровому наследию Fallout, добавив в него подобные сцены и оставив множество отсылок, которые органично вплетены в сюжет. И когда видишь в кадре очередную фигурку Волт-боя, станцию заправки Red Rocket, шлем рейнджера из Fallout: New Vegas и флаг Новой Калифорнийской республики, окончательно понимаешь, что целевая аудитория сериала — в первую очередь поклонники игровой серии.
И это одна из проблем. В отличие от столь же нашумевшей экранизации «Одни из нас», шоу по Fallout плохо работает на привлечение новой, ещё незнакомой с играми аудитории. Без базовых знаний о серии понять, что происходит в пустоши и почему, удастся не сразу. И ладно главные персонажи — их мотивация не привязана к особенностям игрового лора. Второстепенные же — другое дело. Топ-менеджеры довоенных корпораций вроде Vault-Tec и их эксперименты в Убежищах, бойцы Новой Калифорнийской республики, члены Братства Стали, учёные из Анклава — поступки этих людей даже фанатам порой понятны только после многочасового копания в лоре, что уж говорить про тех, кто не играл.
И ещё одна пусть и небольшая, но всё же проблема — нелогичные странности в поведении некоторых персонажей. Они, впрочем, несильно бросаются в глаза, и если не задавать слишком много вопросов по поводу событий на фоне, то общая картина окажется вполне логичной, и следить за развитием сюжета будет интересно до самого конца.
Спойлеры
Вот лишь несколько вопросов, возникающих к отдельным поступкам второстепенных персонажей.
Зачем Молдавер взорвала переход из Убежища 33 в Убежище 32, если опасности преследования всё равно не было? Обитатели бункера, покалеченные рейдерами, вряд ли могли броситься в погоню.
И зачем она поставила перед Хэнком Маклином выбор — его дочь или выжившие обитатели Убежища 33? Ведь ни Люси, ни других людей рейдеры в итоге не тронули.
Неужели Молдавер всё время просто сидела в обсерватории и ждала, пока кто-нибудь принесёт ей голову учёного? Судя по всему, она догадывалась о возможном нападении Братства Стали — почему не подготовилась к нему лучше?
Почему старший клирик Братства Стали в итоге предложил Максимусу вместе править пустошью — он ведь хотел казнить его буквально пять минут назад?
Впрочем, несмотря на описанные выше проблемы (которые и не то чтобы прям проблемы), Fallout — это качественный сериал, подаривший бренду мощный хайп и прочное место в информационном поле на длительное время. Иначе говоря, сделал то, чего не удалось двум последним играм серии.
Fallout 76 вышла со скандалом, и до сих пор о ней помнили только преданные фанаты, которые ждали обновлений и дополнений, вообще-то сделавших игру довольно неплохой постапокалиптической MMO. Fallout Shelter… ну, это не худшая мобильная стратегия, но для поддержания жизни во франшизе она едва ли много сделала. И представьте только, последняя крупная игра в серии, Fallout 4, вышла почти десять лет назад.
Сегодня о Fallout говорят так громко, как не говорили уже давно. Фанаты спорят о каноничности New Vegas из-за одной едва заметной детали, найденной в сериале, — разработчикам пришлось вмешаться, чтобы объяснить, кто из поклонников всё-таки прав. Игры серии вернулись в топы Steam. Тодду Говарду не дают покоя, мучая его вопросами о Fallout 5 (если что, игрой займутся уже после The Elder Scrolls 6). Даже про Fallout 76 неожиданно заговорили — в многочисленных видео на YouTube игроки разбираются, не зашквар ли играть в неё в 2024 году (вовсе нет).
Кроме того, сериал не просто использует уже готовую постапокалиптическую вселенную, но развивает её. Если задуматься, то новое шоу — это единственный проект франшизы со времён Fallout: New Vegas, который хоть как-то видоизменяет знакомые элементы серии. Братство Стали в нём едва ли напоминает себя из игр и теперь больше похоже на сборище фанатиков, Новая Калифорнийская республика претерпевает сильнейшие метаморфозы, и после финальной серии первого сезона вопрос о будущем человечества сводится уже не только к выживанию в пустоши, но и к частичному восстановлению довоенной жизни. Прямо сейчас сериал Fallout — крайняя точка развития вселенной, после которой будущее серии может быть совсем другим.
Осталось только дождаться следующего проекта, описывающего жизнь в пустоши, — будь то Fallout 5 или же второй сезон сериала.