Обзор Minecraft — всё, что следует знать о популярной игре в 2024 году
В чём суть этой игры, кто её создал и почему она стала настолько популярной.
 
 
Minecraft давно стала всемирным феноменом — и это притом что она вообще не соответствует привычным представлением о видеоигровом хите. В ней нет интересного сюжета, внятного туториала или фотореалистичной графики — но всё это не помешало ей разойтись тиражом в сотни миллионов экземпляров.
Сегодня Minecraft занимает второе место среди самых продаваемых игр в истории: здесь она уступает только Tetris, другой игре про квадратные блоки. За свою долгую жизнь Minecraft успела побывать почти на всех платформах, выпущенных после середины 2000-х годов, включая мобильные телефоны. Она также получила спин-оффы в виде рогалика Minecraft Dungeons и экшен-стратегии Minecraft Legends, а сейчас в производстве находится экранизация от режиссёра «Наполеона Динамита» с Джейсоном Момоа и Джеком Блэком в главных ролях.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, как невзрачная, на первый взгляд, игра достигла такого огромного успеха — и почему вам тоже стоит её попробовать, если вы ещё успели. А ещё объясняет, в чём именно заключается суть Minecraft.
Содержание
- Что такое Minecraft
- Кто создал эту игру и как права на неё оказались у Microsoft
- В чём суть игры Minecraft
- Какие режимы есть в игре
- Почему Minecraft стала популярной во всём мире
- Чем Minecraft может полезна в образовании
Мы завели телеграм-канал «Чекпоинт». Делимся там впечатлениями от новых игр, рассказываем о культовых разработчиках и делаем подборки на любые случаи жизни (вы ведь наверняка искали список 40 лучших хорроров?). Подписывайтесь!
Что такое Minecraft
Minecraft — это песочница с элементами выживания и жанра RPG, в которой игроки исследуют и осваивают процедурно сгенерированные миры, собранные из кубических блоков.
Играть в неё можно как в одиночку, так и с другими игроками — причём их число ограничено только мощностями конкретного сервера, который может вмещать несколько тысяч пользователей. Большую часть времени игроки здесь заняты тем, что строят, обустраивают и расширяют свою базу, но игра также поощряет изучение мира с целью поиска редкого лута и ресурсов.

Миры в Minecraft, кстати, практически бесконечны: в базовой версии игрокам не дают уйти дальше 30 миллионов блоков от центра, но даже с этим ограничением местные карты почти в семь раз превышают по площади реальную Землю. При этом игровое пространство в Minecraft не ограничивается поверхностью: здесь также есть уходящие глубоко в недра мира сети пещер и подземных каньонов, которые стали одной из главных фишек. Собственно, с них и начиналась Minecraft — ведь основой для него стала крохотная инди-игра про добычу полезных ископаемых.
Кто создал эту игру и как права на неё оказались у Microsoft
Глядя на сегодняшний феноменальный успех Minecraft, очень легко забыть, что начиналась она как инди-игра, придуманная одним-единственным человеком. Более того, изначально эта игра была лишь одним из прототипов, которыми шведский разработчик Маркус Перссон, известный под псевдонимом Нотч, занимался в свободное от основной работы время.
Маркус увлекался программированием с восьми лет — а уже в старшей школе он даже сумел самостоятельно воссоздать Doom. После окончания школы Маркус нашёл работу в IT-индустрии. Днём он делал веб-приложения и флеш-игры, а по вечерам — собственные проекты.

Кадр: Digital Spy / YouTube
Так, в середине 2000-х годов Нотч вместе c Рольфом Янссоном выпустил Wurm Online — MMORPG, где игроки объединяются в сообщества, чтобы добывать ресурсы, создавать из них полезные предметы и строить поселения. Хотя игра не стала финансово успешной, её идеи спустя несколько лет нашли применение в жанре песочниц с элементами выживания — в числе которых была и Minecraft.
Сам разработчик поначалу называл Minecraft «игрой про пещеры», потому что источниками вдохновения ему послужили два проекта, геймплей которых завязан на спуске в недра земли: речь о симуляторе дворфийской колонии Dwarf Fortress и о соревновательной игре про добычу полезных ископаемых Infiniminer. Из последней Нотч позаимствовал идею мира, состоящего из трёхмерных блоков, и механику строительства. Впрочем, в Minecraft он реализовал эти механики совершенно иначе.


«Моя идея была в том, чтобы сделать интерактивный фэнтези-мир, — и, возможно, я перенёс в [Minecraft] часть того, что мы делали в Wurm», — рассказывал геймдизайнер.
В мае 2009 года Маркус за выходные написал базовую версию игры и вскоре выложил её на форум сайта TIGSource. Спустя ещё месяц он начал продавать Minecraft по цене в 10 евро — и меньше чем через месяц её купило больше тысячи человек. С каждым обновлением популярность игры только росла: уже в 2010 году она ежемесячно расходилась тиражом в 15 тысяч экземпляров — и это притом что разработчик не потратил ни одного евро на её рекламу.
Раскрутка происходила за счёт того, что люди обсуждали Minecraft: рекомендовали её друзьям, спрашивали рецепты крафта вещей и, конечно, делились тем, что они построили, будь то простой мостик через пропасть или виртуальная копия Тадж-Махала.
Вскоре Нотч понял, что работать над таким масштабным проектом в одиночку ему больше не по силам. Осенью 2010 года он вместе с двумя товарищами по старым работам, Якобом Порсером и Карлом Манне, основал студию Mojang и начал подбирать команду, которая должна была помочь с разработкой и поддержкой игры. К тому моменту Перссон уже заработал почти 4 миллиона долларов с продаж Mineraft.
Одним из первых Нотч нанял программиста Йенса Бергенстена — человека, которому он спустя год передал должность ведущего дизайнера Minecraft. Для этого была причина: дело в том, что 18 ноября 2011 года состоялся релиз версии 1.0.0, в которой наконец-то появился финальный босс (хотя концовка была чисто формальной, после неё можно было продолжить игру). Конечно, Нотч не собирался прекращать разработку и дальнейшую поддержку, однако он хотел заняться другими проектами вместо того, чтобы бесконечно развивать Minecraft.

Кадр: Sweden / YouTube
Тем не менее Нотч продолжал заниматься игрой вплоть до лета 2014 года: тогда он опубликовал твит с предложением продать свою долю в Mojang. В сентябре того же года Microsoft купила всю студию за 2,5 миллиарда долларов, позволив разработчику окончательно порвать связи с собственным творением. Как объяснил сам Нотч: «Я не могу отвечать за что-то столь масштабное».
Стоит сказать, продажа Mojang только способствовала успеху игры: к настоящему моменту Minecraft выпустили на всех возможных платформах, включая мобильные устройства. К 2021 году в игру каждый месяц заходило 140 миллионов пользователей, а к осени 2023 года её продажи превысили 300 миллионов копий — и это без учёта пиратских скачиваний.
В чём суть игры Minecraft
Геймплей Minecraft главным образом состоит из пяти занятий: исследования, добычи ресурсов, крафта, боёв и строительства.
Исследование начинается с первых же минут игры. Когда вы впервые попадаете в новый мир, у вас в буквальном смысле нет ничего. Поэтому в первую очередь вам нужно изучить карту, чтобы добыть пищу, сделать инструменты и, конечно, найти подходящее место для постройки жилья.

К счастью, в мире Minecraft полно ценных ресурсов: так, с убитых животных можно получить мясо, кожа и шкурки, деревья дают древесину, из разбитых камней выпадает булыжник, а в пещерах легко обнаружить залежи угля и железной руды. Всё это пригодится для крафта: так, из деревянных досок собирается верстак, на котором из блоков булыжника производится печь — а в печи, разожжённой с помощью угля, можно пожарить мясо или выплавить железо, из которого, в свою очередь, производятся более прочные и эффективные инструменты.
При этом крафт в этой игре устроен весьма необычно: вам нужно не просто собрать на верстаке нужные ингредиенты, а в буквальном смысле выложить ими силуэт нужного предмета в сетке размером 3×3 клетки.

Скриншот: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Крафт пригодится также для производства оружия и доспехов: на протяжении игры вам придётся не раз и не два вступить в схватки с агрессивными мобами, которые часто обитают в темноте пещер и выходят наружу с наступлением ночи. Набор монстров здесь разнообразный: среди них есть как обычные зомби и скелеты-лучники, так и весьма необычные чудища — например, крипер, взрывающийся рядом с игроком, или эндермен, который злится, когда смотрят ему в глаза.
Строительство также служит для защиты от монстров — ведь закрытая дверь дома преграждает путь мобам, факелы не дают им появляться в освещённом пространстве, а кровать позволяет проспать до прихода солнца, которое испепелит большую часть чудищ. Кроме того, строительство пригодится для крафта: например, вы можете соорудить ферму с грядками и загонами для животных, чтобы не зависеть от охоты и собирательства.

Скриншот: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Постепенно у вас появятся и другие занятия: строительство железных дорог, торговля с жителями деревень, рейды в игровых данжах и параллельных измерениях, зельеварение, зачарование предметов — но в их основе так или иначе лежат пять главных элементов, описанных выше.
Какие режимы есть в Minecraft
Базовым режимом игры считается «Выживание», где нужно добывать ресурсы, создавать из них предметы и сражаться с монстрами. Здесь также приходится следить за шкалой сытости, за счёт которой ваш персонаж быстрее бегает и восстанавливает здоровье.

Скриншот: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Эффекты голода зависят от выбранной сложности. Всего их четыре: «Мирная», «Лёгкая», «Нормальная» и «Сложная». На самой низкой из них шкала сытости не истощается, а враждебные мобы не появляются на карте — на самой же высокой сложности персонаж может умереть от истощения, а монстры наносят ему повышенный урон.
Помимо «Выживания», в игре есть ещё два режима:
- «Творческий». Подойдёт тем, кто хочет заниматься только строительством или просто играть с механиками без давления посторонних факторов. В этом режиме персонаж неуязвим и может летать, а все ресурсы находятся в инвентаре в неограниченном количестве.
- «Хардкор». Режим выживания с максимальной сложностью и перманентной смертью — после гибели персонаж не возрождается, а его мир теряется навсегда.

Скриншот: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios

Скриншот: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Почему Minecraft стала популярной во всём мире
Пожалуй, главный фактор, способствовавший успеху Minecraft, — это творческий потенциал, заключённый в её механиках и самом формате строительства конструкций из кубиков. Игру не раз сравнивали с классическими блоками LEGO, и вполне справедливо: здесь игроки тоже получают на руки набор однотипных блоков, из которых можно собрать всё что душе угодно.
Конечно, до Minecraft уже были игры с простором для самовыражения — например, градостроительный симулятор SimCity, — а сейчас на игровом рынке существует масса песочниц с элементами выживания вроде Valheim и No Man’s Sky, которые по-своему интерпретируют механику строительства.
Однако в этих играх речь всё равно идёт о творчестве с использованием уже готовых компонентов, будь то фрагмент соломенной крыши или целое здание. Зачастую строительство ещё и сопровождается набором ограничений: например, в той же Valheim высота построек ограничивается их несущей способностью — так что число возможных конфигураций и типов построек в ней сильно ограничено.
Minecraft же, напротив, особых требований к постройкам игроков не предъявляет — достаточно, чтобы новый блок к чему-то крепился в момент постройки, — и это открывает почти неограниченный простор для творчества.

Вдобавок игра не ставит перед вами конкретных целей. Да, формально в Minecraft есть финальный босс и концовка, но игра не стремится развлекать вас сюжетом или вести за руку через подробный туториал, как это делают современные выживачи вроде Enshrouded. В отличие от них, Minecraft ставит во главу угла свободу действий игрока, о которой лучше всего высказался дизайнер Fable и Populous Питер Молиньё:
«[Нотч] отказался следовать старым правилам геймдизайна, которым по-рабски подчиняется большинство разработчиков. Он подарил нам целый мир, с которым мы можем играть. Minecraft верит в способность людей найти своё собственное развлечение в цифровом пространстве, [в их способность] выбирать между созиданием и разрушением. Это окно в новый мир цифровых развлечений».
В первые же часы после того, как Нотч выложил самую раннюю альфа-версию игры на форум TIGSource, люди уже делились созданными в ней постройками — и по мере развития проекта творения игроков становились всё более амбициозными.
К примеру, один из фанатов воссоздал город Ярнам из игры Bloodborne. Другие отстраивали в Minecraft деревни хоббитов и крепость Минас Тирит из «Властелина колец». Версии реальных городов и памятников архитектуры в игре тоже найдутся: так, игроки сооружали собор Парижской Богоматери, Венецию и афинский Акрополь, а в 2020 году ютубер под ником PippenFTS начал проект Build The Earth, цель которого — построить копию Земли в масштабе один к одному.
Впрочем, даже воссоздание целой планеты — не самое впечатляющее из того, что можно сделать в Minecraft. Дело в том, что внутри игры можно строить самые настоящие компьютеры — и поклонники пользовались этими возможностями, чтобы запустить тетрис, примитивный интернет и даже саму Minecraft.
Конечно, большинство игроков не будет возводить что-то настолько сложное: большинство ограничивается крепостью, библиотекой или подводным домиком — но даже в этом случае механика строительства позволяет создавать очень разнообразные творения.
Этому также способствует дружелюбие Minecraft по отношению к модам: так, у игры существует обширное сообщество моддеров, работающих в программе Forge, а пять лет назад Mojang сама выложила часть кода игры в открытый доступ. Неудивительно, что за свою историю Minecraft обзавелась самыми разными модификациями — среди них есть, к примеру, Industrial Craft с блоками и механизмами для создания промышленного производства и The Aether, добавляющая в игру целое новое измерение с летающими островами.

Скриншот: мод The Aether для игры Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Такая гибкость игрового движка фактически гарантировала, что рано или поздно кто-то придумает, как использовать Minecraft в неигровых целях. Одной из первых эта сделала сама Mojang: в 2012 году студия запустила урбанистический проект Block by Block, в рамках которого жители разных городов мира создают в игре проект городского благоустройства, а затем презентуют его городским властям. Но куда более широкое применение игра нашла в совсем другой области — школьном образовании.
Чем Minecraft может быть полезна в образовании
Ещё в 2011 году учитель из Нью-Йорка по имени Джоэл Левин создал мод для Minecraft под названием MinecraftEDU, предназначенный для создания обучающих пространств внутри игры. К примеру, преподаватель истории мог возвести на своём сервере копию Парфенона и разместить в ней стенды с информацией об этом сооружении — или же дать задачу ученикам построить какое-нибудь здание на основе знаний, почерпнутых из школьных занятий.
Создатели игры тоже распознали её образовательный потенциал — и в 2016 году Mojang вместе с Xbox Game Studios выпустила Minecraft Education. Эта версия игры предназначается исключительно для обучения в школах, поэтому в ней присутствуют специальные функции: например, виртуальная школьная доска и неигровые персонажи, играющие роль гидов. Пользователи Minecraft Education также могут скачать с официального сайта уроки и программы курсов по разным предметам — от математики до экологии.
Как утверждают разработчики, такая форма подачи материалов позитивно влияет на студентов: усиливает их мотивацию, развивает навыки коммуникации, учит решать практические проблемы и в целом помогает им лучше понимать предметы, которые они изучают.
Впрочем, Minecraft не сводится к одной только виртуальной версии LEGO: у неё есть масса именно художественных достоинств. Например, процедурная генерация: её алгоритм сполна использует все доступные возможности, чтобы создавать неожиданно красивые миры, способные поспорить по разнообразию биомов с настоящей Землёй.
Так, в игре есть густые хвойные леса и джунгли, широкие равнины и уходящие за облака горные хребты с заснеженными вершинами, реки из воды и лавы, суровые пустыни и океаны с архипелагами островов — и это не считая двух параллельных измерений: похожего на преисподнюю Нижнего мира и по-лавкрафтиански космического Края.

Скриншоты: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios

Скриншоты: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios

Скриншоты: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios

Скриншоты: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios

Скриншоты: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Всё это не просто декорации: в каждом из этих биомов присутствует своя экосистема, а игроков ждут свои опасности и приключения. К примеру, в пещерах можно найти лабиринты заброшенных шахт, на океанском дне лежат затонувшие корабли, а по холмам и равнинам Верхнего мира разбросаны многочисленные деревеньки и лагеря разбойников.
И конечно, при разговоре о Minecraft невозможно пропустить саундтрек от немецкого электронщика C418. Его эмбиентные темы — иногда уютно-медитативные, иногда светло-меланхоличные, а иногда, наоборот, мрачные и тревожные — создают, пожалуй, половину удивительной атмосферы игры.
Многие из них узнаются с пары аккордов — и этой пары аккордов хватает, чтобы мысленно перенести вас в опасный и пустынный, но при этом полный возможностей мир.
Скорее всего, именно такое сочетание уникальной атмосферы и безграничного творческого потенциала стало рецептом невероятного успеха, который так и не смогли повторить товарищи Minecraft по жанру. Всё-таки при всех своих достоинствах песочницы вроде Don’t Starve, Valheim или No Man’s Sky остаются играми, где игрок действует в рамках, заданных разработчиками. В эти рамки игроков пыталась загнать даже LEGO в своей собственной MMO, причём по весьма забавной причине, — и это привело к закрытию проекта вскоре после релиза.
Minecraft отличается от всех этих игр на уровне философии: она до последнего стоит на том, что главный и самый запоминающийся опыт в ней создают сами игроки. Об этом говорит даже поэма Нотча, которая воспроизводится после победы над финальным боссом. В ней есть такие слова: «Говорить [игроку], как он должен жить, — значит, запретить ему жить».
Скорее всего, именно поэтому Minecraft будет ещё долго притягивать всё новые и новые поколения геймеров — ведь она предлагает не просто набор интересных данжей или захватывающую сюжетную кампанию, а целый мир, в котором можно творить и жить.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
			 
                                     
                                     
                                     
                                    