Обзор Minecraft — всё, что следует знать о популярной игре в 2024 году
В чём суть этой игры, кто её создал и почему она стала настолько популярной.
Скриншот: игра Minecraft / Mojang Studios, Xbox Game Studios
Minecraft давно стала всемирным феноменом — и это притом что она вообще не соответствует привычным представлением о видеоигровом хите. В ней нет интересного сюжета, внятного туториала или фотореалистичной графики — но всё это не помешало ей разойтись тиражом в сотни миллионов экземпляров.
Сегодня Minecraft занимает второе место среди самых продаваемых игр в истории: здесь она уступает только Tetris, другой игре про квадратные блоки. За свою долгую жизнь Minecraft успела побывать почти на всех платформах, выпущенных после середины 2000-х годов, включая мобильные телефоны. Она также получила спин-оффы в виде рогалика Minecraft Dungeons и экшен-стратегии Minecraft Legends, а сейчас в производстве находится экранизация от режиссёра «Наполеона Динамита» с Джейсоном Момоа и Джеком Блэком в главных ролях.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, как невзрачная, на первый взгляд, игра достигла такого огромного успеха — и почему вам тоже стоит её попробовать, если вы ещё успели. А ещё объясняет, в чём именно заключается суть Minecraft.
Содержание
- Что такое Minecraft
- Кто создал эту игру и как права на неё оказались у Microsoft
- В чём суть игры Minecraft
- Какие режимы есть в игре
- Почему Minecraft стала популярной во всём мире
- Чем Minecraft может полезна в образовании
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Что такое Minecraft
Minecraft — это песочница с элементами выживания и жанра RPG, в которой игроки исследуют и осваивают процедурно сгенерированные миры, собранные из кубических блоков.
Играть в неё можно как в одиночку, так и с другими игроками — причём их число ограничено только мощностями конкретного сервера, который может вмещать несколько тысяч пользователей. Большую часть времени игроки здесь заняты тем, что строят, обустраивают и расширяют свою базу, но игра также поощряет изучение мира с целью поиска редкого лута и ресурсов.
Миры в Minecraft, кстати, практически бесконечны: в базовой версии игрокам не дают уйти дальше 30 миллионов блоков от центра, но даже с этим ограничением местные карты почти в семь раз превышают по площади реальную Землю. При этом игровое пространство в Minecraft не ограничивается поверхностью: здесь также есть уходящие глубоко в недра мира сети пещер и подземных каньонов, которые стали одной из главных фишек. Собственно, с них и начиналась Minecraft — ведь основой для него стала крохотная инди-игра про добычу полезных ископаемых.
Кто создал эту игру и как права на неё оказались у Microsoft
Глядя на сегодняшний феноменальный успех Minecraft, очень легко забыть, что начиналась она как инди-игра, придуманная одним-единственным человеком. Более того, изначально эта игра была лишь одним из прототипов, которыми шведский разработчик Маркус Перссон, известный под псевдонимом Нотч, занимался в свободное от основной работы время.
Маркус увлекался программированием с восьми лет — а уже в старшей школе он даже сумел самостоятельно воссоздать Doom. После окончания школы Маркус нашёл работу в IT-индустрии. Днём он делал веб-приложения и флеш-игры, а по вечерам — собственные проекты.
Так, в середине 2000-х годов Нотч вместе c Рольфом Янссоном выпустил Wurm Online — MMORPG, где игроки объединяются в сообщества, чтобы добывать ресурсы, создавать из них полезные предметы и строить поселения. Хотя игра не стала финансово успешной, её идеи спустя несколько лет нашли применение в жанре песочниц с элементами выживания — в числе которых была и Minecraft.
Сам разработчик поначалу называл Minecraft «игрой про пещеры», потому что источниками вдохновения ему послужили два проекта, геймплей которых завязан на спуске в недра земли: речь о симуляторе дворфийской колонии Dwarf Fortress и о соревновательной игре про добычу полезных ископаемых Infiniminer. Из последней Нотч позаимствовал идею мира, состоящего из трёхмерных блоков, и механику строительства. Впрочем, в Minecraft он реализовал эти механики совершенно иначе.
«Моя идея была в том, чтобы сделать интерактивный фэнтези-мир, — и, возможно, я перенёс в [Minecraft] часть того, что мы делали в Wurm», — рассказывал геймдизайнер.
В мае 2009 года Маркус за выходные написал базовую версию игры и вскоре выложил её на форум сайта TIGSource. Спустя ещё месяц он начал продавать Minecraft по цене в 10 евро — и меньше чем через месяц её купило больше тысячи человек. С каждым обновлением популярность игры только росла: уже в 2010 году она ежемесячно расходилась тиражом в 15 тысяч экземпляров — и это притом что разработчик не потратил ни одного евро на её рекламу.
Раскрутка происходила за счёт того, что люди обсуждали Minecraft: рекомендовали её друзьям, спрашивали рецепты крафта вещей и, конечно, делились тем, что они построили, будь то простой мостик через пропасть или виртуальная копия Тадж-Махала.
Вскоре Нотч понял, что работать над таким масштабным проектом в одиночку ему больше не по силам. Осенью 2010 года он вместе с двумя товарищами по старым работам, Якобом Порсером и Карлом Манне, основал студию Mojang и начал подбирать команду, которая должна была помочь с разработкой и поддержкой игры. К тому моменту Перссон уже заработал почти 4 миллиона долларов с продаж Mineraft.
Одним из первых Нотч нанял программиста Йенса Бергенстена — человека, которому он спустя год передал должность ведущего дизайнера Minecraft. Для этого была причина: дело в том, что 18 ноября 2011 года состоялся релиз версии 1.0.0, в которой наконец-то появился финальный босс (хотя концовка была чисто формальной, после неё можно было продолжить игру). Конечно, Нотч не собирался прекращать разработку и дальнейшую поддержку, однако он хотел заняться другими проектами вместо того, чтобы бесконечно развивать Minecraft.
Тем не менее Нотч продолжал заниматься игрой вплоть до лета 2014 года: тогда он опубликовал твит с предложением продать свою долю в Mojang. В сентябре того же года Microsoft купила всю студию за 2,5 миллиарда долларов, позволив разработчику окончательно порвать связи с собственным творением. Как объяснил сам Нотч: «Я не могу отвечать за что-то столь масштабное».
Стоит сказать, продажа Mojang только способствовала успеху игры: к настоящему моменту Minecraft выпустили на всех возможных платформах, включая мобильные устройства. К 2021 году в игру каждый месяц заходило 140 миллионов пользователей, а к осени 2023 года её продажи превысили 300 миллионов копий — и это без учёта пиратских скачиваний.
В чём суть игры Minecraft
Геймплей Minecraft главным образом состоит из пяти занятий: исследования, добычи ресурсов, крафта, боёв и строительства.
Исследование начинается с первых же минут игры. Когда вы впервые попадаете в новый мир, у вас в буквальном смысле нет ничего. Поэтому в первую очередь вам нужно изучить карту, чтобы добыть пищу, сделать инструменты и, конечно, найти подходящее место для постройки жилья.
К счастью, в мире Minecraft полно ценных ресурсов: так, с убитых животных можно получить мясо, кожа и шкурки, деревья дают древесину, из разбитых камней выпадает булыжник, а в пещерах легко обнаружить залежи угля и железной руды. Всё это пригодится для крафта: так, из деревянных досок собирается верстак, на котором из блоков булыжника производится печь — а в печи, разожжённой с помощью угля, можно пожарить мясо или выплавить железо, из которого, в свою очередь, производятся более прочные и эффективные инструменты.
При этом крафт в этой игре устроен весьма необычно: вам нужно не просто собрать на верстаке нужные ингредиенты, а в буквальном смысле выложить ими силуэт нужного предмета в сетке размером 3×3 клетки.
Крафт пригодится также для производства оружия и доспехов: на протяжении игры вам придётся не раз и не два вступить в схватки с агрессивными мобами, которые часто обитают в темноте пещер и выходят наружу с наступлением ночи. Набор монстров здесь разнообразный: среди них есть как обычные зомби и скелеты-лучники, так и весьма необычные чудища — например, крипер, взрывающийся рядом с игроком, или эндермен, который злится, когда смотрят ему в глаза.
Строительство также служит для защиты от монстров — ведь закрытая дверь дома преграждает путь мобам, факелы не дают им появляться в освещённом пространстве, а кровать позволяет проспать до прихода солнца, которое испепелит большую часть чудищ. Кроме того, строительство пригодится для крафта: например, вы можете соорудить ферму с грядками и загонами для животных, чтобы не зависеть от охоты и собирательства.
Постепенно у вас появятся и другие занятия: строительство железных дорог, торговля с жителями деревень, рейды в игровых данжах и параллельных измерениях, зельеварение, зачарование предметов — но в их основе так или иначе лежат пять главных элементов, описанных выше.
Какие режимы есть в Minecraft
Базовым режимом игры считается «Выживание», где нужно добывать ресурсы, создавать из них предметы и сражаться с монстрами. Здесь также приходится следить за шкалой сытости, за счёт которой ваш персонаж быстрее бегает и восстанавливает здоровье.
Эффекты голода зависят от выбранной сложности. Всего их четыре: «Мирная», «Лёгкая», «Нормальная» и «Сложная». На самой низкой из них шкала сытости не истощается, а враждебные мобы не появляются на карте — на самой же высокой сложности персонаж может умереть от истощения, а монстры наносят ему повышенный урон.
Помимо «Выживания», в игре есть ещё два режима:
- «Творческий». Подойдёт тем, кто хочет заниматься только строительством или просто играть с механиками без давления посторонних факторов. В этом режиме персонаж неуязвим и может летать, а все ресурсы находятся в инвентаре в неограниченном количестве.
- «Хардкор». Режим выживания с максимальной сложностью и перманентной смертью — после гибели персонаж не возрождается, а его мир теряется навсегда.
Почему Minecraft стала популярной во всём мире
Пожалуй, главный фактор, способствовавший успеху Minecraft, — это творческий потенциал, заключённый в её механиках и самом формате строительства конструкций из кубиков. Игру не раз сравнивали с классическими блоками LEGO, и вполне справедливо: здесь игроки тоже получают на руки набор однотипных блоков, из которых можно собрать всё что душе угодно.
Конечно, до Minecraft уже были игры с простором для самовыражения — например, градостроительный симулятор SimCity, — а сейчас на игровом рынке существует масса песочниц с элементами выживания вроде Valheim и No Man’s Sky, которые по-своему интерпретируют механику строительства.
Однако в этих играх речь всё равно идёт о творчестве с использованием уже готовых компонентов, будь то фрагмент соломенной крыши или целое здание. Зачастую строительство ещё и сопровождается набором ограничений: например, в той же Valheim высота построек ограничивается их несущей способностью — так что число возможных конфигураций и типов построек в ней сильно ограничено.
Minecraft же, напротив, особых требований к постройкам игроков не предъявляет — достаточно, чтобы новый блок к чему-то крепился в момент постройки, — и это открывает почти неограниченный простор для творчества.
Вдобавок игра не ставит перед вами конкретных целей. Да, формально в Minecraft есть финальный босс и концовка, но игра не стремится развлекать вас сюжетом или вести за руку через подробный туториал, как это делают современные выживачи вроде Enshrouded. В отличие от них, Minecraft ставит во главу угла свободу действий игрока, о которой лучше всего высказался дизайнер Fable и Populous Питер Молиньё:
«[Нотч] отказался следовать старым правилам геймдизайна, которым по-рабски подчиняется большинство разработчиков. Он подарил нам целый мир, с которым мы можем играть. Minecraft верит в способность людей найти своё собственное развлечение в цифровом пространстве, [в их способность] выбирать между созиданием и разрушением. Это окно в новый мир цифровых развлечений».
В первые же часы после того, как Нотч выложил самую раннюю альфа-версию игры на форум TIGSource, люди уже делились созданными в ней постройками — и по мере развития проекта творения игроков становились всё более амбициозными.
К примеру, один из фанатов воссоздал город Ярнам из игры Bloodborne. Другие отстраивали в Minecraft деревни хоббитов и крепость Минас Тирит из «Властелина колец». Версии реальных городов и памятников архитектуры в игре тоже найдутся: так, игроки сооружали собор Парижской Богоматери, Венецию и афинский Акрополь, а в 2020 году ютубер под ником PippenFTS начал проект Build The Earth, цель которого — построить копию Земли в масштабе один к одному.
Впрочем, даже воссоздание целой планеты — не самое впечатляющее из того, что можно сделать в Minecraft. Дело в том, что внутри игры можно строить самые настоящие компьютеры — и поклонники пользовались этими возможностями, чтобы запустить тетрис, примитивный интернет и даже саму Minecraft.
Конечно, большинство игроков не будет возводить что-то настолько сложное: большинство ограничивается крепостью, библиотекой или подводным домиком — но даже в этом случае механика строительства позволяет создавать очень разнообразные творения.
Этому также способствует дружелюбие Minecraft по отношению к модам: так, у игры существует обширное сообщество моддеров, работающих в программе Forge, а пять лет назад Mojang сама выложила часть кода игры в открытый доступ. Неудивительно, что за свою историю Minecraft обзавелась самыми разными модификациями — среди них есть, к примеру, Industrial Craft с блоками и механизмами для создания промышленного производства и The Aether, добавляющая в игру целое новое измерение с летающими островами.
Такая гибкость игрового движка фактически гарантировала, что рано или поздно кто-то придумает, как использовать Minecraft в неигровых целях. Одной из первых эта сделала сама Mojang: в 2012 году студия запустила урбанистический проект Block by Block, в рамках которого жители разных городов мира создают в игре проект городского благоустройства, а затем презентуют его городским властям. Но куда более широкое применение игра нашла в совсем другой области — школьном образовании.
Чем Minecraft может быть полезна в образовании
Ещё в 2011 году учитель из Нью-Йорка по имени Джоэл Левин создал мод для Minecraft под названием MinecraftEDU, предназначенный для создания обучающих пространств внутри игры. К примеру, преподаватель истории мог возвести на своём сервере копию Парфенона и разместить в ней стенды с информацией об этом сооружении — или же дать задачу ученикам построить какое-нибудь здание на основе знаний, почерпнутых из школьных занятий.
Создатели игры тоже распознали её образовательный потенциал — и в 2016 году Mojang вместе с Xbox Game Studios выпустила Minecraft Education. Эта версия игры предназначается исключительно для обучения в школах, поэтому в ней присутствуют специальные функции: например, виртуальная школьная доска и неигровые персонажи, играющие роль гидов. Пользователи Minecraft Education также могут скачать с официального сайта уроки и программы курсов по разным предметам — от математики до экологии.
Как утверждают разработчики, такая форма подачи материалов позитивно влияет на студентов: усиливает их мотивацию, развивает навыки коммуникации, учит решать практические проблемы и в целом помогает им лучше понимать предметы, которые они изучают.
Впрочем, Minecraft не сводится к одной только виртуальной версии LEGO: у неё есть масса именно художественных достоинств. Например, процедурная генерация: её алгоритм сполна использует все доступные возможности, чтобы создавать неожиданно красивые миры, способные поспорить по разнообразию биомов с настоящей Землёй.
Так, в игре есть густые хвойные леса и джунгли, широкие равнины и уходящие за облака горные хребты с заснеженными вершинами, реки из воды и лавы, суровые пустыни и океаны с архипелагами островов — и это не считая двух параллельных измерений: похожего на преисподнюю Нижнего мира и по-лавкрафтиански космического Края.
Всё это не просто декорации: в каждом из этих биомов присутствует своя экосистема, а игроков ждут свои опасности и приключения. К примеру, в пещерах можно найти лабиринты заброшенных шахт, на океанском дне лежат затонувшие корабли, а по холмам и равнинам Верхнего мира разбросаны многочисленные деревеньки и лагеря разбойников.
И конечно, при разговоре о Minecraft невозможно пропустить саундтрек от немецкого электронщика C418. Его эмбиентные темы — иногда уютно-медитативные, иногда светло-меланхоличные, а иногда, наоборот, мрачные и тревожные — создают, пожалуй, половину удивительной атмосферы игры.
Многие из них узнаются с пары аккордов — и этой пары аккордов хватает, чтобы мысленно перенести вас в опасный и пустынный, но при этом полный возможностей мир.
Скорее всего, именно такое сочетание уникальной атмосферы и безграничного творческого потенциала стало рецептом невероятного успеха, который так и не смогли повторить товарищи Minecraft по жанру. Всё-таки при всех своих достоинствах песочницы вроде Don’t Starve, Valheim или No Man’s Sky остаются играми, где игрок действует в рамках, заданных разработчиками. В эти рамки игроков пыталась загнать даже LEGO в своей собственной MMO, причём по весьма забавной причине, — и это привело к закрытию проекта вскоре после релиза.
Minecraft отличается от всех этих игр на уровне философии: она до последнего стоит на том, что главный и самый запоминающийся опыт в ней создают сами игроки. Об этом говорит даже поэма Нотча, которая воспроизводится после победы над финальным боссом. В ней есть такие слова: «Говорить [игроку], как он должен жить, — значит, запретить ему жить».
Скорее всего, именно поэтому Minecraft будет ещё долго притягивать всё новые и новые поколения геймеров — ведь она предлагает не просто набор интересных данжей или захватывающую сюжетную кампанию, а целый мир, в котором можно творить и жить.