Геймдев Кино и музыка
#статьи

Музыкальный разбор: трагизм и восторг саундтрека Celeste

Рассказываем, как музыка дополняет историю о принятии себя.

Cкриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

Иногда игровые саундтреки — это нечто большее, чем просто красивая музыка. Они могут воплощать самые сокровенные страхи людей, при этом гармонично дополняя остальные элементы видеоигры.

Музыка в Celeste — как раз такой случай. И именно о ней мы поговорим в этой статье.

Об игре

Celeste — игра от создательницы TowerFall Мэдди Торсон и её небольшой команды. Это довольно сложный двухмерный платформер, наполненный продуманными локациями и приличным количеством секретов. Кроме того, это ещё и крайне трогательная история.

Она рассказывает о девушке по имени Мэдлин, цель которой — взобраться на загадочную гору Селеста. Поначалу кажется, что на этой прозаичной завязке всё и остановится. И даже встреча с вредной старушкой у подножия воспринимается скорее сценарной условностью и лишних эмоций не вызывает. Но по мере прохождения в игре начинают затрагиваться самые разные темы — от ловушек социальных сетей и жестоких отношений до борьбы с тревогой и депрессией. Без лишней полемики, но по-своему искренне.

Celeste разделена на тематические главы, представляющие собой различные локации на пути восхождения к вершине с большим количеством секретных мест. Каждая глава отличается впечатляющим набором новых концепций: вам встретятся и ледяные глыбы, падающие при прикосновении к ним, и подъёмные механизмы, и особые блоки, полётом которых можно ограниченно управлять, и многое другое.

Ещё приятнее Celeste делает чудесный саундтрек, созданный Леной Рейн. Лена вложила в работу личные переживания, тревогу и внутреннюю борьбу, что сильно перекликается с характером главной героини. Именно поэтому история рассказывается не только через сюжет, но и через музыку.

О Лене Рейн

Композитор игры Celeste Лена Рейн. Фото: Wikipedia Commons

Лена Рейн (она же Лена Шаппелл) — американский композитор и продюсер. Она известна в первую очередь благодаря своей работе над саундтреками к Celeste и Guild Wars 2; кроме того, она писала музыку и для других видеоигр.

Увлечение Лены музыкой началось в раннем детстве. Её отец был скрипачом, а сама она занималась в хоре. Позже, во время общения в одном из тематических сообществ по Сонику, фанатом игр про которого она была, Рейн познакомилась с азами MIDI-аранжировки. Сначала Лена делала MIDI-каверы известных песен, а затем принялась за создание оригинальной музыки. Эта работа так захватила её, что позже она поступила на учёбу в Корнуолльский колледж искусств, чтобы изучать музыку уже на профессиональном уровне.

После Рейн в течение шести лет работала в ArenaNet над саундтреками Guild Wars 2 и была одним из штатных композиторов дополнения Guild Wars 2: Heart of Thorns.

В 2018 году Рейн выпустила текстовую игру ESC на itch.io. В 2020-м она написала четыре музыкальные композиции для Minecraft, которые вошли в обновление 1.16, а уже в следующем году добавила ещё шесть треков для обновления 1.18 Caves & Cliffs: Part 2.

Также Рейн написала музыку для приключенческой ролевой игры Chicory: A Colorful Tale и помогала в создании саундтрека ко второй главе игры Deltarune, вышедшей в 2021 году.

О музыке

Обложка музыкального альбома к игре Celeste

Наряду с великолепно написанным сюжетом музыка идеально отражает затрагиваемые темы и действия персонажа. При переходе от главы к главе, от сцены к сцене — музыка движется вместе с игроком. Когда Мэдлин охватывает тревога или беспокойство, окружение наполняют соответствующие звуки.

Музыка Celeste — это смесь электронных звуков и фортепиано, в которую постепенно вливаются другие инструменты, такие как гитара и синтезатор. Многие треки начинаются с простой медленной мелодии, раскрываясь слой за слоем, пока не достигнут невероятной глубины, призванной подтолкнуть к прохождению самых трудных моментов игры.

Многие фанаты выделяют следующие композиции как одни из самых красивых, пробирающих до мурашек и просто любимых. Их мы и возьмём для музыкального анализа.

First Steps

Эта композиция начинается с повторяющейся фортепианной партии, сыгранной аккордом Esus IV. Аккорд подобран очень удачно, поскольку не является полностью мажорным или минорным, что хорошо резонирует с настроением Мэдлин, передавая немного напряжения и страха, но в то же время — уверенность героини и её желание достичь цели.

Басовая линия делает этот трек ещё более уникальным, перемещаясь вперёд и назад — с E на D. Но, чтобы это не звучало скучно, Лена играет квинтами, чередуя ноты — E с B и D с A — и создавая более интересное звучание.

Привлекает внимание и ритм произведения. Его основная идея заключается в игре четвертных нот, а затем — четырёх шестнадцатых. Лена использует созданную основу в разных частях трека, изменяя только ноты. А для ещё большего разнообразия она применяет ритмическое смещение, которое можно наблюдать при переходе с седьмого на восьмой такт.

Скриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

Когда игрок попадёт в определённое место уровня, синтезаторы и перкуссия заиграют значительно тише, и город, на который откроется вид, будет выглядеть пустым и одиноким, передавая те же эмоции игроку. Если вслушаться, то станет ясно, что использовалось не простое понижение громкости, а специальная демпферная педаль.

К концу уровня остаётся только тихое фортепиано, повторяющее главный мотив произведения, давая понять, что на некоторое время все трудности позади — и теперь можно спокойно выдохнуть и отдохнуть.

Resurrection

Этот трек выделяется сыгранным на синтезаторе красивым арпеджио, которое завораживает с первого звука, будто заставляя выжидать дальнейшего развития. На его фоне тихо звучат эмбиентные пэды, добавляя немного мечтательности в общее звучание. Также здесь есть визитная карточка всей игры — фортепианная партия, которая будто рассказывает свою, более личную историю переживаний Мэдлин.

«Я начала вводить фортепианные партии в основном как метафору падающего снега, чтобы передать его ледяную вибрацию. В ходе этого процесса я обнаружила, что фортепиано стало неотъемлемой частью звучания игры».

Лена Рейн,
композитор игры Celeste

Разработчики грамотно использовали эффект создания умиротворяющего настроения и поставили этот трек в начале игры. Поскольку игроку придётся обучаться всем механикам, логично предположить, что умирать он будет довольно часто, а данная композиция сводит на нет какую-либо агрессию или раздражительность.

Скриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

По мере продвижения по уровню развивается и саундтрек. Реагируя на историю и действия игрока, он добавляет дополнительные слои синтезаторных звуков, а также ровный барабанный бит, за которым хочется следовать ритмичными прыжками, чтобы максимально синхронизироваться с музыкой.

В итоге созданная ненавязчивая атмосфера трека в совокупности с повторяющимся битом ударных погружают в некий транс, в котором вы забываете про всё, что может вас беспокоить, и сосредотачиваетесь исключительно на игре.

In the Mirror

С первых нот этой мелодии мы слышим нагнетающий и тревожный синтезатор с высоким тоном, который играет в стерео и панорамируется слева направо. Произведение отлично подходит к дизайну локации — возникает ощущение, что вы находитесь в странном месте, построенном из ваших самых мрачных страхов. А то, как смикшированы звуки перкуссии с синтезаторными, только усугубляет это впечатление. Чтобы сделать акцент на негативных эмоциях максимальным, для семпла высокого синтезатора Лена Рейн использовала паникующий женский голос, олицетворяющий ужас самой Мэдлин.

Далее композиция приобретает более спокойный характер и наполняется различными эмбиент-звуками. Но напряжение никуда не уходит и всё ещё висит в воздухе. Складывается ощущение, что первый шок уже прошёл, но обстановка ещё очень враждебна. Некоторые звуки играют на реверсе, как бы намекая, что рано или поздно вы вернётесь к максимально жутким чувствам.

Скриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

В определённом месте композиции появляются странные звуки, отдалённо напоминающие чей-то голос. Так и есть. Только разобрать слова не получится, так как воспроизведение идёт задом наперёд. Но, включив трек в обратную сторону, можно услышать следующее: «Иногда я уже не понимаю, что происходит. Я не знаю, кто я. Я просто смотрю в зеркало и не понимаю, на кого я смотрю, кто смотрит на меня. Я много думаю о том, куда ведут мои мысли, и это не всегда хорошее место, что пугает меня. Мне не нравится пугать себя. Мне не нравится». Это голос самой Лены Рейн, что в очередной раз показывает, насколько личный подход она использовала при написании саундтрека к игре.

Эти слова навевают множество смешанных чувств — особенно если знать, что сказаны они главной героиней игры. Поэтому при прослушивании композиции не получится остаться равнодушным.

«Я определённо отождествляю себя с теми трудностями, через которые проходит Мэдлин. Я вложила в саундтрек часть себя. Поэтому одна из вещей, которую я хотела привнести в партитуру, — это ощущение того, что музыка является отражением внутреннего мира героини».

Лена Рейн,
композитор игры Celeste

Scattered and Lost

Трек начинается с лёгкого повторяющегося фортепиано в правой звуковой линии, в то время как левая басовая идёт по основным ступеням тональности. В качестве ритм-секции выступают ненавязчивые маракасы.

Уровень, во время которого играет данная композиция, разделён на три части. При завершении каждой из них мелодия изменяется, присоединяя к себе новый инструмент.

Скриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

После прохождения первого отрезка появляется таинственный и немного жуткий синтезатор, играющий в верхней тесситуре и напоминающий свист. По завершению второй части его сменяет более низкий синтезатор, с тяжёлым и мощным звучанием, что как бы говорит о прогрессе и приближающемся финале. В подтверждение этому основная мелодия произведения также становится более выраженной и даже слегка агрессивной, подталкивая двигаться только вперёд. Ритм-секция приобретает больше красок и гораздо более отчётливый рисунок. И наконец, после третьей части уровня обе мелодии объединяются, чтобы эффектно завершить трек с ещё большим накалом.

Starjump

Трек начинается с интересной синтезаторной партии, панорама которой смещается из стороны в сторону. Умиротворённость и спокойствие — вот основной посыл этого произведения.

Бас появляется в этой композиции с особым характером, плавно нарастая, а затем отступая, словно волны на берегу моря. По динамике пик трека приходится на его середину. Тут инструмент раскрывается совсем с другой стороны. Чувствуется его сила и мощь, а необычный шум только усиливает общее погружение в мелодию.

Скриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

Ритм барабанов имеет характерный грув. Стоит отметить сбивки между квадратами, придающие им более живое звучание, чем при обычном повторяющемся драм-лупе.

Локация, на которой звучит данное произведение, спроектирована вертикально, с постоянным движением вверх. Чем выше поднимается Мэдлин, тем ярче и напористее будет саундтрек. Но если игрок случайно начнёт падать вниз, звуковая дорожка также пойдёт в обратном направлении. А сама структура уровня идеально соответствует названию трека, Starjump, ведь Мэдлин в нём и правда похожа на летящую к своей цели звезду.

Quiet and Falling

Эта композиция написана в до-минорной тональности, поэтому её мелодия кажется меланхоличной и создаёт соответствующую уровню атмосферу безмятежности или даже медитации. Таинственно звучащие фортепиано и лид-синтезатор на фоне создают мистическое звучание.

Трек идеально дополняет впечатление от локации, поскольку она такая же таинственная. Мэдлин исследует жуткий древний храм со множеством тёмных коридоров и ложных ходов, среди которых понемногу начинаешь ощущать себя потерянным.

Скриншот: игра Celeste / Matt Makes Games

И музыка подкрепляет мотив дезориентации: в ней отсутствует уже знакомая по другим трекам смена инструментов, олицетворяющая прогресс и мотивирующая двигаться вперёд. После того как игрок откроет очередные двери и продвинется по уровню, его встретит всё та же мелодия, иногда меняющая ритмический рисунок — чтобы показать желанное приближение к цели.

Но в середине композиции исчезает даже она, а на её место приходят три синтезатора. Два из них остаются на фоне и забирают верхние и нижние частоты, а третий играет первые три ноты каждого такта из основной мелодии.

«В моменты, когда переживания Мэдлин становились крайне личными для меня, я подкрепляла создание музыки своими эмоциями и опытом».

Лена Рейн,
композитор игры Celeste

Итог

Саундтрек Celeste — один из лучших примеров, когда психическое состояние и переживания главного героя игры идеально отражены с помощью звуков. Композитор Лена Рейн создала саундтрек, основанный на личной борьбе, которая будет понятной даже без полного прохождения всех испытаний на горе Селеста.

Существует вопрос, который поможет определить качество подхода к игровым саундтрекам: как реагирует музыка на происходящее, как в итоге меняется её композиционное строение? В большинстве ААА-игр уже сложилась отлаженная и рабочая музыкальная модель. В качестве примера можно выбрать практически любую популярную игру — и в ней вы в подавляющем большинстве случаев найдёте только резкую смену музыки при переходе от мирных сегментов к битвам.

В инди-играх композиторам работать несколько сложнее. Основной недостаток треков для этих игр в чересчур активном напоре на динамику — чтобы подстегнуть игрока быстрее проходить уровень. Увы, это не всегда означает, что получившиеся мелодии стоит обязательно пережить в контексте игры. Ведь именно максимальный резонанс с интерактивным пространством отличает просто нескучную музыку от по-настоящему живой.

Композитор Лена Рейн выразила личные переживания в темах из игры, добавив в них свою индивидуальность. Именно поэтому у неё получилось вдохнуть в произведения уникальность — это усиливает эмпатию и сентиментальную привязанность к услышанному.

Способность преодолевать личные проблемы — это фактически восхождение на гору, на вершине которой находится место, где не придётся гнаться за своим отражением. И где вы действительно сможете научиться любить себя и быть счастливыми.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Профессия Сонграйтер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована