Многогранные как d20: необычные игры с геймджема Game Maker’s Toolkit
Подборка проектов со свежим взглядом на привычные игровые жанры и механики.
Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
Game Maker’s Toolkit — один из самых популярных каналов о геймдизайне на YouTube. Его ведущий Марк Браун рассказывает, как работают разные аспекты видеоигр: от дизайна уровней и саундтреков до интерфейсов и виртуальной экономики.
Помимо разбора теоретических аспектов геймдизайна, блогер также занимается созданием собственной игры (об этом мы рассказывали в нашем материале) и каждый год проводит GMTK Game Jam.
Его правила выглядят следующим образом: сначала участники геймджема за 48 часов делают игры на заявленную тему, а затем в течение недели публика выбирает 100 лучших проектов путём голосования. После этого Браун играет в каждую из игр, попавших в топ, и делает ролик о 20 понравившихся больше всего.
Темой нынешнего, уже шестого по счёту, геймджема стал бросок кубика: механики, сеттинг или эстетика игры должны быть так или иначе связаны с игральными костями.
«Может быть, эта тема моментально натолкнёт вас на идеи, связанные со случайными числами и вероятностью или настольными играми и казино, — написал Браун. — Но, как и всегда, вы можете интерпретировать её как вам угодно».
За двое суток участники успели загрузить на портал itch.io более шести тысяч проектов — включая симулятор кубика, сделанный, по заверению автора, за 12 секунд. Их можно скачать или запустить в браузере, перейдя на страницу игры.
Рассказ о 20 любимых играх Марка Брауна с геймджема вы можете посмотреть вот здесь; мы же предлагаем подборку проектов с необычными или просто хорошо продуманными механиками, которые разнопланово раскрывают тему броска кубика.
Roll N’ Skate
Разработчик: Squishy Turtle Games
В этой головоломке комок слизи на роликовых коньках пытается вернуться домой в канализацию, а значение кубика определяет, сколько клеток он сможет проехать. Используете слишком мало очков действия, и персонаж не доберётся до точки назначения, потратите слишком много — и тот вылетит за пределы поля.
На геймджеме игр с подобными концепциями немало, но Roll N' Skate на их фоне выделяется самобытным арт-дизайном и хорошо продуманными пазлами. Головоломки здесь бросают игроку довольно серьёзный вызов, но при этом выстроены логично — так, чтобы вы регулярно восклицали «Ага!», додумавшись до решения очередной загадки.
Stompey Dicey
Разработчик: Bad Piggy
Stompey Dicey — необычный bullet hell, где вам нужно вытаптывать на грани кубика узоры из точек, пока тикает таймер, и в то же время уворачиваться от летящих на вас игральных костей.
У создателя игры Bad Piggy есть ещё несколько проектов в похожем стиле, в которые можно бесплатно поиграть на портале itch.io. Среди них, например, шутер-головоломка, напоминающий Superhot, и хоррор в библиотеке, где защитой от монстров служит книжка.
Pip Flip Paradise
Разработчики: Team Bugulon
Pip Flip Paradise — впечатляющий уровнем проработки пазл-платформер, в котором каждый из сегментов поверхности, если на него наступить, превращается в грань кубика. Как только вы откроете шесть граней, они превратятся в новую поверхность, отчасти вдохновлённую азиатской кухней: скользкое филе лосося, карамельный пудинг, острые зубья тёрки или сухая лапша рамен, крошащаяся под ногами, — а сам главный персонаж похож на паровую булочку баоцзы.
Кроме фактора случайности, игроку часто нужно учитывать противников вроде комков пыли или пружинок йо-йо, разгуливающих по уровню, — всё это заставляет одновременно импровизировать и продумывать действия заранее.
Стоит также упомянуть несколько ненавязчивых, но очень прилипчивых восьмибитных саундтреков и масштаб проекта: благодаря тому, что Pip Flip Paradise делала большая команда, её создатели успели сделать целых 30 уровней — больше, чем кто-либо другой на этом геймджеме.
Afraid to Die
Разработчики: Nexdra, Xadrol
В этом экшен-платформере кубики выступают в качестве расходуемых снарядов, нужных для убийства противников и отражения их атак. Кости делятся на три типа: двадцатигранные, десятигранные и четырёхгранные — и чем меньше результат броска, тем больше урона нанесёт ваш выстрел.
Благодаря такому разделению Afraid to Die работает сразу в двух плоскостях: с одной стороны, здесь важны реакция и точность, с другой стороны, в игре ценен грамотный менеджмент ресурсов — без него в момент встречи с боссом вы окажетесь безоружны. Необычный игровой процесс удачно дополняется минималистичной картинкой, стилизованной под старые платформеры времён NES.
Dice Catcher
Разработчики: Kultisti
Ведьма роняет свой волшебный кубик, и из него вырываются монстры, которых нужно отправить обратно в заточение.
Вся игра — серия пошаговых боёв с нечистью, в которых нужно ловить кости, летающие внутри поля. Часть из них усиливает вашу защиту или добавляет хитпоинты, часть — даёт дополнительные атаки соперникам. Если не нравится результат, кубик можно перебросить — только учтите, что время, выделенное для боя, ограничено, и когда оно закончится, ведьма погибнет. Сам процесс ловли тоже постепенно усложняется: на поле появляются слепые зоны, в которых вы не можете поймать кость.
Dice Catcher — это захватывающее упражнение на скорость и внимательность, которое умело разбавляется механикой перебрасывания кубика и при этом не сводится к воле случая: создатели игры отлично поработали над её балансом.
Хорошие новости для тех, кому понравится игра, — у команды Kultisti есть страница на itch.io с множеством бесплатных проектов в той же узнаваемой стилистике.
Roll and Crawl
Авторы: Xorboo, dramadrifters, classy molerat, risingwave, denorelli, AngelinaT
Пошаговый roguelite, немного напоминающий Loop Hero: здесь вы тоже создаёте мир, переходя с клетки на клетку, однако его наполнение определяется случайным образом. Открывая новые тайлы, вы натыкаетесь на препятствия в виде монстров или природных объектов — либо, наоборот, находите NPC, деревню или расходники.
Кубик служит в Roll and Crawl ресурсом: он определяет количество доступных вам шагов, силу удара в схватке с монстром и объект, который попадётся в точке интереса, — но при этом каждой кости хватает всего на один бросок, а новые приходится докупать или искать на карте.
О том, как создавалась игра, можно подробно узнать от одного из её создателей Ярослава Кравцова (в списке авторов он указан под ником risingwave). В серии постов в Twitter геймдизайнер рассказал, как его команда готовилась к геймджему, справлялась с хаосом разработки и в итоге сделала качественный проект в сжатые сроки.
Dice Knight
Разработчик: fil
Прототип классической RPG-битвы с монстром, где набор доступных действий определяется броском шести кубиков. При этом любой из них можно дважды перекинуть в поиске нужных комбинаций, но после этого придётся играть тем, что есть в наличии, — даже если результат вас совсем не устраивает.
Dice Knight подкупает атмосферным визуалом, в котором есть что-то лавкрафтианское, и неожиданно хадкорным геймплеем — противник убивает буквально парой ударов, так что для победы нужно внимательно просчитывать комбинации действий.
Fire and Dice
Разработчики: Golen, matojeje, ArcticFqx, LuxxArt
Tower defence, где вы играете за дракона, который сжигает своим пламенем людишек, вышедших за ним поохотиться. Действие в Fire and Dice происходит на поле, поделённом на клетки, как в Plants vs Zombies, но вместо растений у вас — три случайно выпадающих в каждом ходу кубика.
Цвет кости определяет тип атаки, его значение — мощь огня, а вы, в свою очередь, должны расставить доступные действия на поле так, чтобы максимально эффективно поджарить недругов, не дав им добраться до противоположного края. Если вам кажется, что для этого хватит и пары кубиков, можно сохранить один из них, чтобы использовать, когда он будет действительно нужен.
В качестве бонуса — приятные картинка и саундтрек, навевающие атмосферу старых сказок, и ироничный тон повествования: например, нашествие крестьян авторы назвали «Вечеринкой простолюдинов», а финальный уровень — «Бесконечной едой».
DIEmunition
Разработчики: Jamadoo Games
«Платформер, тетрис или bullet hell? А почему не всё сразу?» Кажется, именно такими вопросами задались авторы DIEmunition.
Здесь кубики, падающие с неба, — это одновременно платформы, по которым нужно прыгать, чтобы не свалиться в кислоту, и ваши боеприпасы: чем выше выпавшее значение, тем больше выстрелов вы сможете сделать по летающим над вами противникам, прежде чем кость растворится под ногами. Кубики также можно подстреливать в воздухе, чтобы остановить их вращение в нужный момент.
Всё это может показаться вам полнейшим хаосом — однако элементы в DIEmunition работают удивительно слаженно, создавая скоростной, адреналиновый геймплей и свежий взгляд на старые игровые жанры.
On a Roll
Автор: Gangrue
On a Roll — twin-stick-шутер, где вы играете за кубик, а время замирает, когда вы не двигаетесь (прямо как в Superhot). Ваша задача — убивать противников, похожих на гибриды насекомых и какодемона из Doom, до того, как они доберутся до вас.
Каждый ход ваш персонаж перекатывается и стреляет в выбранном направлении, причём его передвижения также служат бросками: от выпавшего на ребре кубика результата зависит длина вашего шага на следующем ходу. Боезапас небесконечный — чтобы его пополнить, нужно прокатиться прямо по вашему противнику. В чём-то проект похож на 20 Minutes Till Dawn — которая, в свою очередь, вдохновлена Vampire Survivors: враги наступают по кругу и их количество постоянно растёт, а за убийства даются новые уровни, которые предлагают игроку несколько улучшений на выбор.
Крайне залипательная игра, которая умудряется сохранять напряжение, характерное для shoot 'em up и twin-stick-шутеров, но при этом не требует молниеносной реакции.
Cosmic Dice
Разработчики: Snake’s Den, Kitsune’s Wonderland
Cosmic Dice — игра про сооружение башен из кубиков, размер которых определяется результатом броска кости. Задача игрока здесь — правильно рассчитывать время, чтобы кубы приземлялись друг на друга. По мере прохождения игра становится сложнее: сначала появляется красная кость, «забирающая» построенные блоки обратно, затем платформы для строительства становятся меньше, — однако звёздное небо на фоне, успокаивающая музыка и размеренный темп игры всё равно настраивают на медитативное времяпровождение.
Try Not to DIE
Автор: longestsoloever
Каждый поворот кости в этой игре по-разному трансформирует уровень: открывает одни двери и закрывает другие, превращает безопасные участки в ловушки и меняет гравитацию, заставляя игрока ходить по потолку. Грани кубика также влияют на саундтрек: звучащий на фоне динамичный синтвейв разгоняется и затихает в зависимости от того, какой выпадает результат.
Стоит отметить, что кость поворачивается в заранее определённой последовательности, поэтому фактор случайности отсутствует — если поменять кость на обычные часы, геймплей Try Not to DIE от этого не изменится.
Однако, как показывают игры с геймджема, кубик может быть чем угодно: не только генератором случайностей, но и героем, оружием, таймером и строительным блоком — всё зависит только от фантазии разработчика.
В этом смысле игры с GMTK Game Jam 2022 и других геймджемов очень хорошо демонстрируют ценность подобных событий: временные, ресурсные и тематические ограничения, которые формат ставит перед разработчиками, толкают их к необычным идеям и креативным трактовкам — а также дают повод для их реализации.