Меню как игровое пространство и лимб‑музей — 5 бесплатных инди‑игр на вечер
Рассказываем об инди-проектах, которые легко проглядеть, и об их создателях.
Изображение: игра Irori / PomePomelo
Редакция «Геймдев» Skillbox Media продолжает рассказывать о маленьких и совершенно бесплатных играх в Steam и на itch.io. В прошлый раз были ритм-игры, экшены и метроидвания, а сегодня — подборка из самого разного: уютного платформера, симулятора готовки, сюрреалистического приключения в лимбе, бюджетной сестры The Stanley Parable и монолога творца о примирении со своим творческим началом.
Himno
Himno — красивый пиксельный 2D-платформер, который хоть и медитативный, но игроку не поддаётся.
Главная цель простая: на каждом уровне есть дверь, которая ведёт на новый уровень. Локации генерируются процедурно и состоят из уходящих ввысь и немного вширь платформ, скрытых в угольно-чёрной темноте, из которой лишь слабо проступают очертания объектов вокруг. В этом и заключается главный вызов: прыгать приходится аккуратно, потому что внизу вода, которая означает неизбежную смерть (а сигать наугад в пустоту очень хочется).
Но тьма то и дело озаряется яркими огоньками: золотистыми камешками опыта, факелами и духами, что следуют за тобой и дают небольшие бонусы. Двойной прыжок и прыжок посильнее, замедленное падение, прилипание к стенам. А когда умираешь, игра предлагает взять с собой одного из найденных духов на выбор в следующий забег.
Ещё на уровнях есть три телепорта на случай, если зашёл в небезопасное место и хочешь вернуться к проверенной точке. Так, область за областью карабкаешься вверх, пока не дойдёшь до тайного храма. А дальше — снова подъём, сколько душе угодно. Ощущение, будто путешествуешь по какой-то заколдованной пещере, полной самоцветов и живых огней, в темноте которой нет никаких опасностей, кроме спокойных вод где-то далеко внизу.
Himno был терапевтическим проектом Дэвида Моралехо Санчеза, в который он играл сам, когда требовался отдых. С той же целью он выложил игру для других бесплатно, а через два с половиной года выпустил рогалик Himno — The Silent Melody — по сути расширение первой игры с крафтом, боёвкой и даже локальным кооперативом.
Irori
Irori — ещё одно медитативное упражнение, которое сажает игрока в поезд, даёт в руки шампуры и тарелку с продуктами и предлагает роль путешествующего шеф-повара.
Игра невероятно уютная: перед вами очаг, в котором мягко тлеют угольки, из-за окон доносится шум дождя, а пассажиры (хотя фактически он всего один) напоминают персонажей из Spiritfarer. Продуктовой экономики нет, строгих рецептов и таймера тоже (почти).
Правда, есть два момента, из-за которых уровень стресса краткосрочно подскакивает. Первый: конец демки, потому что она невероятно короткая. Второй: проект уже четыре года как заморожен и, скорее всего, навсегда. В декабре 2019-го команда из трёх человек PomePomelo опубликовала новость о том, что временно распадается, и с тех пор ничего не писала.
И всё-таки даже в таком незаконченном виде Irori стоит того, чтобы потратить на неё несколько минут.
Time is Solid Here
Представьте, что лимб выглядит как музей Сальвадора Дали и Фриды Кало с ожившими картинами, и получите Time is Solid Here. В этом камерном месте время застывает, а залы пустуют; полотна на стенах покрываются миллиметрами грязи и пыли, и вот уже никто не помнит, чьи лица некогда были на них изображены.
Вы и сами не помните своего лица, и уж тем более — как сюда попали. Спустя несколько лестничных пролётов вас встречает огромная бесформенная голова и представляется Хароном. Голова не хочет отвечать на вопросы и сперва предлагает работу: почистить картины. Вы за неё берётесь, потому что больше здесь делать-то и нечего.
Первый портрет неожиданно ведёт внутрь чужого безумия, аккуратно заточённого в воспоминаниях старушки, которая стремительно теряет память. Дверь за её спиной выходит в лабиринт, а в центре лабиринта — корень зла, что сводит героиню картины с ума.
Второй и третий портреты тоже оказываются порталами в полузабытые воспоминания умерших. Маленький мальчик, ждущий свою маму, которая никогда не вернётся. Солдат, утративший человечность на войне. Все трое — узники своего сознания, страданий, лимба. Харон поленился и вынудил вас выполнять его работу, переправлять души в загробный мир. А может, помог найти выход вам? Ведь последняя картина — ваша.
Вскоре после Time is Solid Here AlgebraFalcon выпустил ещё один проект, Cohabitation, созданный в рамках курса «Цифровой сторителлинг» (Чикагский университет). В игре та же графика и механики, больше хоррора, а в центре — научно-фантастическая история о погибающих на своей планете пришельцах, которым удаётся установить связь с Землёй.
Truss
А теперь представьте, что вы просыпаетесь в избе посреди лесной глуши, потонувшей в снеге и кромешной ночной тьме. За деревянными стенами мороз и ни единой живой души, внутри радостно трещит пузатая печка, но что-то тянет вас за дверь, прочь от компактного уюта.
Truss — путешествие по кругу в непрекращающемся сне, который обрёл форму бесконечного заснеженного леса и очага в самом его сердце. Truss — симфония звуков, отзывающихся на каждое движение, и причудливых линий, разрезающих замершее пространство. Truss — монолог создателя о чём-то глубинном и личном.
О ловушке творца, воздвигающего и проживающего чужие жизни, но не свою. О побеге от своего призвания, как от проклятия, и о попытках искусственно вместить себя в «нормальную» реальность. О возвращении к своему истинному «я» и о примирении с ним. Сам разработчик назвал этот монолог элегией для обречённых на страдания.
У Сэма Блая, известного под ником ompuco, есть ещё несколько очень маленьких экспериментальных проектов на itch.io, например I Am Not What Remains и NL. Художник специализируется на визуальных эффектах и шейдерах, и в его работах они определённо выступают на первый план.
There Is No Game: Jam Edition 2015
There Is No Game: Jam Edition 2015 — для ценителей The Stanley Parable и игр без четвёртой стены. Меню как игровое пространство? Есть. Голос программы, прогоняющий из этого меню, потому что никакой игры на самом деле нет и здесь нечего делать? Есть! Вторжение багов, потому что ты отказался уходить и всё внутри поломал? Есть… Бонусом — меташутка про Goat Simulator.
Плюсы игры, по словам разработчика:
- Сэкономите время, потому что в ней не во что играть.
- Есть полезное сочетание клавиш Alt+F4, которое облегчает жизнь.
Рассказывать, в общем-то, больше и нечего: игра всего на 15 минут, и хорошо бы оставить что-то в тайне, чтобы вы сами это обнаружили. Конечно, прохождение крайне прямолинейное, а загадки простые, но и сам факт того, что вас не пускают дальше меню, и остроумный односторонний диалог с рассказчиком делают эту четверть часа очень даже занимательной.
There Is No Game заняла первое место в геймджеме Construct «Deception» Jam 2015; участники в течение месяца разрабатывали проекты на движке Construct 2, а темой стало слово «обман» (или «иллюзия»). За успехом последовало достойное продолжение: в 2020-м студия Draw Me A Pixel выпустила There Is No Game: Wrong Dimension, загребающую лопатой положительные отзывы уже третий год.
* * *
Бонус. А вот ещё пара игр, заслуживающих внимания, но слишком маленьких для основного списка:
- You Must be 18 or Older to Enter. Очень специфичный, но жизненный симулятор: вы в роли подростка, который только-только узнал от одноклассников про сайты для взрослых. Ваши родители наконец уехали из дома, вы бежите к компьютеру, с замирающим сердцем открываете поисковик и вводите слово: п… о… р…
- Please Answer Carefully. Обычная на первый взгляд анкета, которая с каждым вопросом становится всё менее и менее обезличенной и комфортной.