Лучшие способы работы с референсами
Рассказываем, как рефы помогают создавать шедевры.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Референс, или реф, как сокращают это слово в быту, — вспомогательное изображение, которое художники используют как образец для своего арта. А ещё это пример, помогающий изобразить центральный элемент или детали.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media разбирается, как структурировать работу с референсами, какими инструментами пользоваться и как избежать распространённых ошибок. Помогает нам креативный директор BH Studio Антон Морозов.
Все художники пользуются референсами или только новички?
Существует предубеждение, что маститые художники не используют рефы. Это заблуждение: независимо от уровня, всем нужны вспомогательные изображения. Референсы помогают точно передать информацию и детали будущего арта.
Референсы используются при любом стиле, включая гиперреализм и стилизацию. Для создания гиперреалистичного изображения художники подставляют и обрисовывают фотографии — а чтобы качественно обрисовать, нужно мастерство. А во время создания стилизованного арта референсы помогают изобразить реалистичные детали и сделать убедительным, например, фантастического персонажа.
«Кто-то может сказать: „Вы перерисовываете, но это неправильно“. Это не так, все художники пользуются референсами. Зачем стартовать с более низкой позиции, если можно стартовать с более высокой».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Как структурировать работу с рефами?
Прежде чем начать рисовать, необходимо чётко понять, что именно и в каком виде должно быть изображено. Можно изобразить набросок на бумаге карандашом и после этого искать образцы. После сбора референсов стоит выбрать из них ключевой, максимально похожий на желаемый конечный результат.
«Чтобы структурировать работу, нужно найти ключевой референс. Если рисуете бочку, найдите максимально похожую на то, что вы хотите получить в итоге, — от этого можно будет отталкиваться. Вокруг ключевого референса расположите вспомогательные изображения с интересными деталями, которые дополнят будущий арт или модель».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Сколько нужно референсов?
Старайтесь, чтобы каждый образец было хорошо видно без дополнительного увеличения. Количество, конечно, зависит от монитора, но в среднем вряд ли вам понадобится больше десяти — двадцати изображений. Стоит избегать ситуации, когда рефов слишком много. Необходимо структурировать изображения. Информации должно быть столько, чтобы мозг мог адекватно её воспринимать и работать с ней.
«Лично я стараюсь так расположить референсы, чтобы все картинки были чётко видны мне. Это избавляет мозг от ненужного визуального шума, нет необходимости увеличивать масштаб. Много рефов, которые даже взглядом не окинуть, — крайне плохой подход».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Какие инструменты используют художники для работы с рефами?
Чаще всего художники пользуются Photoshop или PureRef. Если вы рисуете в Photoshop — самое логичное собирать референсы именно там.
«Я использую Photoshop: беру лист, нахожу подходящие картинки, вывешиваю их на второй монитор и поглядываю туда во время работы. Обычно для листа беру формат 16:9 или повёрнутый А4».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
PureRef — программа, позволяющая собирать артборды из сохранённых на вашем ПК изображений и интернета, например из Google Images или Pinterest. С помощью PureRef вы можете группировать изображения так, как вам удобно.
Кроме того, во время сёрфинга в интернете часто встречаются классные изображения, которым не получается найти применение здесь и сейчас. Художники нередко собирают понравившиеся картинки себе в папки, чтобы потом просматривать их и использовать по мере надобности.
«Я тоже занимаюсь сбором баз данных референсов. Когда уже знаю свои ТЗ по арту, складываю в папки удачные изображения, попавшиеся ранее, и пользуюсь ими, когда приступаю к выполнению. Удобно, когда подошёл к задаче, а у тебя уже есть подготовленные материалы. Я бы сказал, что крутой художник — не тот, у кого огромная база рефов, а тот, кто умеет быстро подбирать подходящие изображения».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Не стоит забывать о насмотренности как инструменте художника. Смотрите мультфильмы, сериалы и фильмы. Поп-культура вам точно поможет, ведь игры во многом на неё ориентируются.
«Зачастую референсы хранят в голове. Когда я приступаю к задаче, то часто вспоминаю подходящие сцены из фильмов, где были конкретные нужные кадры. Потом нахожу фильм и достаю их. Например, недавно смотрел „Морбиуса“ и запомнил кадр с крупным планом его мутировавшей руки. Для отрисовки одного арта он очень пригодился. Поиск референсов — большая и приятная часть работы художника, ты много всего интересного изучаешь».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Как художники собирали референсы до эпохи CG?
Художники прежних времён собирали подборки референсов, которые копили ещё с учёбы: фотографии, рисунки, зарисовки, плакаты, постеры. Это была сокровищница каждого художника, настоящая библиотека референсов.
«Есть история про создание знаменитой росписи „Тайная вечеря“. Леонардо да Винчи ходил на базар, изучал людей, кого-то из них приглашал в студию, создавал наброски. Следовательно, да Винчи работал с референсами».
Антон Морозов,
креативный директор BH Studio
Читайте также: