Лучшие программы для пиксель-арта и пиксельной анимации
Бесплатные и платные, для создания пиксельных рисунков, анимации и игр.


Кадр: мультфильм «Ветер крепчает» / Walt Disney Animation Japan / Sun Pixels
Пиксель-арт можно рисовать в любых графических редакторах, в том числе и в Photoshop. Правда, многие из подобных программ могут быть слишком перегружены сторонними инструментами или в силу своей обширной функциональности стоить чрезмерно дорого.
Художникам, которым для создания пиксель-арта из всех функций того или иного софта нужны лишь некоторые, лучше выбирать из специальных пиксельных редакторов. Они заточены под создание соответствующих рисунков и обладают инструментами, которые делают весь процесс удобнее, быстрее и проще.
В этой статье мы собрали самые популярные программы для рисования пиксельных артов и анимаций.
Aseprite

Сайт: Aseprite, версия в Steam, а также LibreSprite как бесплатная версия с открытым кодом
Цена: 19,99 доллара или 435 рублей; бесплатно, если собрать программу самостоятельно из открытого кода
Платформы: Windows, macOS, Linux
Одна из самых популярных программ для создания пиксель-арта и пиксельной анимации — умение работать в Aseprite даже порой требуют в вакансиях для пиксельных художников. Редактор обладает приятным интерфейсом и набором понятных удобных инструментов: например, в нём есть предустановленные цветовые схемы и специальный режим для рисования теней. Функция работы с тайловыми картами здорово экономит время, а различные режимы «луковой шелухи» позволяют видеть разом нынешний, предыдущий и следующий кадр при анимировании. Кроме того, программа показывает превью анимации в реальном времени и сама убирает лишние пиксели ради чистых линий.
Aseprite — гибкий и кастомизируемый редактор, с возможностью создавать свои кисти, скрипты и расширения, а также скачивать уже готовые с itch.io — платные и бесплатные. Программа умеет работать с индексированными изображениями: это значит, что цвета пикселей на картинке привязаны к конкретной палитре в памяти, и если изменить цвет в палитре — соответственно поменяются цвета всех привязанных пикселей на картинке. Язык интерфейса — английский, но есть русификатор.
Редактор хорошо подходит как для профессионалов, так и для начинающих: он довольно понятный и вдобавок популярный, по нему есть немало уроков в свободном доступе. Ещё Aseprite можно получить бесплатно, если скомпилировать программу из открытого исходного кода. Пошаговая инструкция по сборке есть на Reddit (на английском языке).
Pixelorama

Сайт: Pixelorama, версии на GitHub и в Steam
Цена: бесплатно на официальном сайте и GitHub, 10 долларов в Steam
Платформы: Windows, Linux, macOS
Программа с открытым исходным кодом, бесплатная и с полным доступом ко всем обновлениям. Удобно, что у неё есть веб-версия, которую можно запустить прямо в браузере без скачивания на ПК. Pixelorama схожа с Aseprite: в ней можно рисовать прямо во время проигрывания анимации, создавать идеальные линии в специальном режиме, пользоваться предустановленными цветовыми палитрами и различными эффектами обработки.
Ещё в Pixelorama можно использовать 3D-модели, чтобы привнести объём в 2D-изображение: программа автоматически пикселизирует добавленные 3D-формы. Волноваться за внезапный сбой редактора не стоит: у Pixelorama есть функция восстановления данных на случай, если его работа будет завершена некорректно.
Pyxel Edit

Сайт: Pyxeledit
Цена: бесплатно за урезанную версию или 9 долларов за полную
Платформы: Windows, macOS, Linux с Wine
В первую очередь это хороший редактор тайлов, вместе с этим способный на создание анимаций. Pyxel Edit позволяет редактировать тайлы сразу в готовой картинке и смотреть, как они работают вместе. А после — экспортировать тайлсет и грузить его прямиком в проект, что очень полезно при разработке игры с повторяющимися паттернами в окружении.
Инструмент для анимации представлен в виде тайлов, чтобы было удобно настраивать каждый отдельный кадр. Созданные анимации можно сохранять как лист спрайтов или как гифки. Ещё в программе есть предустановленные цветовые палитры и полезные функции для работы с цветом.
В целом редактор довольно лаконичен и понятен, освоить его можно, просто пробуя и перебирая кнопки.
Piskel

Ещё одна программа с открытым исходным кодом. Большое удобство в том, что, помимо десктопной версии, у неё есть веб-версия — не нужно возиться с установками и можно рисовать сразу в браузере. У Piskel простой и ясный интерфейс, но вместе с тем меньше возможностей, чем у той же Aseprite, поэтому она, скорее, подойдёт для создания простых артов, несложных спрайтов и базовой анимации. В ней тоже можно рисовать прямо во время проигрывания анимации и править кадры на ходу, а также экспортировать готовую анимацию в разных форматах.
Простота и бесплатность делают Piskel хорошим стартом для тех, кто никогда не пробовал рисовать пиксель-арт, — можно начать с неё, а потом, освоившись, переходить на более серьёзные и сложные программы.
Pixel Studio

Простой и удобный редактор для рисунков и покадровой анимации, который подойдёт и новичкам, и профессионалам. Удобно то, что в нём можно рисовать и на ПК, и на мобильных устройствах и синхронизировать свою работу между разными платформами через Google Drive. Соответственно, программа поддерживает как вертикальный, так и горизонтальный режимы.
Pixel Studio предлагает инструменты для комфортной работы с цветами, например встроенные палитры, функцию рисования градиентов и возможность захватывать палитры из изображений. Редактор можно кастомизировать под себя: настроить панель инструментов и создать собственные кисти. Ещё он предлагает пользователям библиотеку спрайтов, специальный карандаш для рисования теней и бликов, специальный режим для создания бесшовных структур и другие инструменты.
У Pixel Studio есть автосохранение и бэкап. Анимацию можно экспортировать как гифки, спрайт-листы или просто последовательность картинок — и делиться ими в сообществе программы Pixel Network.
GameMaker

Сайт: GameMaker
Цена: бесплатно — для некоммерческой разработки и обучения; 99,99 доллара разово — для коммерческой разработки и в случае, если вы планируете выпустить игру на ПК и мобильных платформах; 79,99 доллара каждый месяц (или 799,99 доллара раз в год) — для коммерческой разработки и в случае, если вы планируете выпустить игру ещё и на консолях
Платформы: Windows, macOS, Ubuntu
Это игровой движок для создания 2D-игр, в котором можно рисовать и редактировать спрайты. Он может подойти тем, кто хочет делать пиксельные игры, а не просто пиксель-арт. Но нужно учитывать, что для рисования у GameMaker меньше инструментов, чем у разработанных специально под арт графических программ. Зато созданные там рисунки можно сразу же использовать в движке, без возни с экспортом из других редакторов.
В движок можно и импортировать спрайты, анимации, тайлсеты и фоны. В нём можно делать кат-сцены и автоматически создавать тайлы, а ещё в движке есть дебаггер, который позволяет за секунды найти и исправить баги.
В GameMaker были созданы, например, игры Undertale, «Peace, Death!» и Loretta.
Pro Motion NG

Сайт: Pro Motion NG и версия в Steam
Цена: бесплатно за версию с ограниченными функциями; 19 долларов или 699 рублей — за версию с полным набором инструментов
Платформы: Windows
Довольно мощная программа со многими функциями, которых нет у Aseprite, — например, зацикливание цвета и анимированные тайлы. Одно из преимуществ Pro Motion NG в том, что с ней легко встраивать ассеты в игровые движки вроде Unity.
Программа разработана по подобию легендарной Amiga Deluxe Paint, которая в 1980-х и 1990-х годах была стандартом для создания пиксельных игр. Pro Motion NG переняла эстафету и считается стандартом игровой индустрии на протяжении последних двух десятилетий: редактор используют в Ubisoft, Glu Mobile, Halfbrick, WayForward, Gameloft, Digital Eclipse и других компаниях.
Pro Motion NG предлагает продвинутую работу со слоями, включая объединение слоёв в группы, регулирование их прозрачности, блокировку слоёв и настройки эффектов. В программе есть редактор тайловых карт с автоматической оптимизацией, отзеркаливанием и модификацией тайлов. А ещё — выравниватель линий для красивого лайна, свыше 25 режимов для покраски, фильтры, заливки, градиенты и индексированные цветовые палитры.
Pro Motion NG не так проста в понимании, как некоторые другие программы, и порог вхождения у неё выше, чем у многих. Зато в редакторе есть много инструментов, которые хорошо подходят для создания классической ретропиксельной графики для игр.
GraphicsGale

Хорошо подходит для анимирования спрайтов. Позволяет смотреть превью анимации прямо во время редактирования, чтобы не прерываться.
При работе над покадровой анимацией все фреймы выстраиваются в ряд внизу холста — можно вручную менять их последовательность, дублировать каждый из них и редактировать их свойства, такие как прозрачность и время отображения на экране. Есть эффекты, которые можно наложить на все кадры сразу: например, поворот холста или регулирование яркости и насыщенности. Получившиеся фреймы экспортируются как цельный лист, набор отдельных картинок или гифка.
Можно начинать новую анимацию с нуля или импортировать в редактор картинку со сканера или камеры. GraphicsGale имеет много функций, специфичных для пиксельной графики: например, управление палитрой, выборочное стирание цветов, их замена или объединение повторяющихся цветов.
Этот редактор сложнее ряда других программ, но обладает хорошими функциями и тоже активно используется в игровой индустрии.
GrafX2

Скриншоты: программа GrafX2 / Grafx2 project team, Sunset Design
Как и Pro Motion NG, этот редактор стал наследником амиговской программы Deluxe Paint. GrafX2 предназначена для работы с 256-цветными изображениями, созданными на основе индексированной цветовой палитры. У неё есть как классические инструменты для работы с пиксель-артом, так и более нетрадиционные вроде аэрографа, форм с градиентной заливкой и различных эффектов, таких как сглаживание и размытие.
У GrafX2 есть удобный режим двойного просмотра: на экране сразу видно и увеличенную версию изображения, и версию с фактическим размером, а все вносимые изменения отображаются в обоих окнах. Редактор гибко настраивается с помощью кастомизируемых горячих клавиш, так что можно скрыть панель инструментов и использовать только мышь с клавиатурой. GrafX2 можно самостоятельно расширять, дописывая для неё обновления с помощью lua-скриптов.
PyxleOS

Программа с открытым исходным кодом. Так как PyxleOS написана на Java, она может запускаться на любых платформах, которые поддерживают этот язык.
В PyxleOS можно создавать иконки, спрайты, тайлы и анимацию. Она весьма простая и лёгкая для понимания, но обратная сторона этой медали — отсутствие многих интересных функций, которые есть у других программ. Редактор вряд ли подойдёт для рисования сложных комплексных работ — скорее, для первого знакомства с пиксель-артом перед тем, как перебираться на более продвинутый софт.
Бонус: Photoshop, GIMP, Krita, Clip Studio Paint

Скриншот: программа Clip Studio Paint / Celsys
Сайт: Photoshop, GIMP, Krita, Clip Studio Paint
Цена: Photoshop — от 19,99 доллара в месяц; GIMP и Krita — бесплатно; CSP — от 54 долларов за разовую покупку
Платформы: Windows, macOS, некоторые идут на Android и iOS
Создавать пиксель-арт можно в классических популярных редакторах для рисования. С одной стороны, это будет не так удобно, как использовать специальные программы, с другой — это намного больше инструментов и возможностей для редактирования картинки.
Чтобы рисовать пиксель-арт в таких редакторах, нужно выбирать небольшое разрешение холста, которое позволит видеть пиксели, и рисовать простым инструментом вроде карандаша или базовой кисти. Это может быть несколько утомительно, особенно если дело касается анимации, но это хороший вариант для тех, кто уже работает в программе и привык к её интерфейсу. Кроме того, в интернете полно уроков по пиксель-арту в той же Photoshop — как, скажем, этот видеоурок на YouTube.