Геймдев
#подборки

Лучшие программы для пиксель-арта и пиксельной анимации

Бесплатные и платные, для создания пиксельных рисунков, анимации и игр.

Кадр: мультфильм «Ветер крепчает» / Walt Disney Animation Japan / Sun Pixels

Пиксель-арт можно рисовать в любых графических редакторах, в том числе и в Photoshop. Правда, многие из подобных программ могут быть слишком перегружены сторонними инструментами или в силу своей обширной функциональности стоить чрезмерно дорого.

Художникам, которым для создания пиксель-арта из всех функций того или иного софта нужны лишь некоторые, лучше выбирать из специальных пиксельных редакторов. Они заточены под создание соответствующих рисунков и обладают инструментами, которые делают весь процесс удобнее, быстрее и проще.

В этой статье мы собрали самые популярные программы для рисования пиксельных артов и анимаций.

Aseprite

Скриншот: программа Aseprite / David Capello

Сайт: Aseprite, версия в Steam, а также LibreSprite как бесплатная версия с открытым кодом

Цена: 19,99 доллара или 435 рублей; бесплатно, если собрать программу самостоятельно из открытого кода

Платформы: Windows, macOS, Linux

Одна из самых популярных программ для создания пиксель-арта и пиксельной анимации — умение работать в Aseprite даже порой требуют в вакансиях для пиксельных художников. Редактор обладает приятным интерфейсом и набором понятных удобных инструментов: например, в нём есть предустановленные цветовые схемы и специальный режим для рисования теней. Функция работы с тайловыми картами здорово экономит время, а различные режимы «луковой шелухи» позволяют видеть разом нынешний, предыдущий и следующий кадр при анимировании. Кроме того, программа показывает превью анимации в реальном времени и сама убирает лишние пиксели ради чистых линий.

Aseprite — гибкий и кастомизируемый редактор, с возможностью создавать свои кисти, скрипты и расширения, а также скачивать уже готовые с itch.io — платные и бесплатные. Программа умеет работать с индексированными изображениями: это значит, что цвета пикселей на картинке привязаны к конкретной палитре в памяти, и если изменить цвет в палитре — соответственно поменяются цвета всех привязанных пикселей на картинке. Язык интерфейса — английский, но есть русификатор.

Редактор хорошо подходит как для профессионалов, так и для начинающих: он довольно понятный и вдобавок популярный, по нему есть немало уроков в свободном доступе. Ещё Aseprite можно получить бесплатно, если скомпилировать программу из открытого исходного кода. Пошаговая инструкция по сборке есть на Reddit (на английском языке).

Pixelorama

Скриншот: программа Pixelorama / Orama Interactive

Сайт: Pixelorama, версии на GitHub и в Steam

Цена: бесплатно на официальном сайте и GitHub, 10 долларов в Steam

Платформы: Windows, Linux, macOS

Программа с открытым исходным кодом, бесплатная и с полным доступом ко всем обновлениям. Удобно, что у неё есть веб-версия, которую можно запустить прямо в браузере без скачивания на ПК. Pixelorama схожа с Aseprite: в ней можно рисовать прямо во время проигрывания анимации, создавать идеальные линии в специальном режиме, пользоваться предустановленными цветовыми палитрами и различными эффектами обработки.

Ещё в Pixelorama можно использовать 3D-модели, чтобы привнести объём в 2D-изображение: программа автоматически пикселизирует добавленные 3D-формы. Волноваться за внезапный сбой редактора не стоит: у Pixelorama есть функция восстановления данных на случай, если его работа будет завершена некорректно.

Pyxel Edit

Скриншот: программа Pyxel Edit / Pyxel Edit

Сайт: Pyxeledit

Цена: бесплатно за урезанную версию или 9 долларов за полную

Платформы: Windows, macOS, Linux с Wine

В первую очередь это хороший редактор тайлов, вместе с этим способный на создание анимаций. Pyxel Edit позволяет редактировать тайлы сразу в готовой картинке и смотреть, как они работают вместе. А после — экспортировать тайлсет и грузить его прямиком в проект, что очень полезно при разработке игры с повторяющимися паттернами в окружении.

Инструмент для анимации представлен в виде тайлов, чтобы было удобно настраивать каждый отдельный кадр. Созданные анимации можно сохранять как лист спрайтов или как гифки. Ещё в программе есть предустановленные цветовые палитры и полезные функции для работы с цветом.

В целом редактор довольно лаконичен и понятен, освоить его можно, просто пробуя и перебирая кнопки.

Piskel

Скриншот: программа Piskel / Piskel

Сайт: Piskel, версия на GitHub

Цена: бесплатно

Платформы: Windows, macOS, Linux

Ещё одна программа с открытым исходным кодом. Большое удобство в том, что, помимо десктопной версии, у неё есть веб-версия — не нужно возиться с установками и можно рисовать сразу в браузере. У Piskel простой и ясный интерфейс, но вместе с тем меньше возможностей, чем у той же Aseprite, поэтому она, скорее, подойдёт для создания простых артов, несложных спрайтов и базовой анимации. В ней тоже можно рисовать прямо во время проигрывания анимации и править кадры на ходу, а также экспортировать готовую анимацию в разных форматах.

Простота и бесплатность делают Piskel хорошим стартом для тех, кто никогда не пробовал рисовать пиксель-арт, — можно начать с неё, а потом, освоившись, переходить на более серьёзные и сложные программы.

Pixel Studio

Скриншот: программа Pixel Studio / Hippo Games

Сайт: Pixel Studio в Steam

Цена: бесплатно

Платформы: Windows, macOS, iOS, Android

Простой и удобный редактор для рисунков и покадровой анимации, который подойдёт и новичкам, и профессионалам. Удобно то, что в нём можно рисовать и на ПК, и на мобильных устройствах и синхронизировать свою работу между разными платформами через Google Drive. Соответственно, программа поддерживает как вертикальный, так и горизонтальный режимы.

Pixel Studio предлагает инструменты для комфортной работы с цветами, например встроенные палитры, функцию рисования градиентов и возможность захватывать палитры из изображений. Редактор можно кастомизировать под себя: настроить панель инструментов и создать собственные кисти. Ещё он предлагает пользователям библиотеку спрайтов, специальный карандаш для рисования теней и бликов, специальный режим для создания бесшовных структур и другие инструменты.

У Pixel Studio есть автосохранение и бэкап. Анимацию можно экспортировать как гифки, спрайт-листы или просто последовательность картинок — и делиться ими в сообществе программы Pixel Network.

GameMaker

Скриншот: программа GameMaker / YoYo Games, Opera Gaming

Сайт: GameMaker

Цена: бесплатно — для некоммерческой разработки и обучения; 99,99 доллара разово — для коммерческой разработки и в случае, если вы планируете выпустить игру на ПК и мобильных платформах; 79,99 доллара каждый месяц (или 799,99 доллара раз в год) — для коммерческой разработки и в случае, если вы планируете выпустить игру ещё и на консолях

Платформы: Windows, macOS, Ubuntu

Это игровой движок для создания 2D-игр, в котором можно рисовать и редактировать спрайты. Он может подойти тем, кто хочет делать пиксельные игры, а не просто пиксель-арт. Но нужно учитывать, что для рисования у GameMaker меньше инструментов, чем у разработанных специально под арт графических программ. Зато созданные там рисунки можно сразу же использовать в движке, без возни с экспортом из других редакторов.

В движок можно и импортировать спрайты, анимации, тайлсеты и фоны. В нём можно делать кат-сцены и автоматически создавать тайлы, а ещё в движке есть дебаггер, который позволяет за секунды найти и исправить баги.

В GameMaker были созданы, например, игры Undertale, «Peace, Death!» и Loretta.

Pro Motion NG

Скриншот: программа Pro Motion / Cosmigo Software Development

Сайт: Pro Motion NG и версия в Steam

Цена: бесплатно за версию с ограниченными функциями; 19 долларов или 699 рублей — за версию с полным набором инструментов

Платформы: Windows

Довольно мощная программа со многими функциями, которых нет у Aseprite, — например, зацикливание цвета и анимированные тайлы. Одно из преимуществ Pro Motion NG в том, что с ней легко встраивать ассеты в игровые движки вроде Unity.

Программа разработана по подобию легендарной Amiga Deluxe Paint, которая в 1980-х и 1990-х годах была стандартом для создания пиксельных игр. Pro Motion NG переняла эстафету и считается стандартом игровой индустрии на протяжении последних двух десятилетий: редактор используют в Ubisoft, Glu Mobile, Halfbrick, WayForward, Gameloft, Digital Eclipse и других компаниях.

Pro Motion NG предлагает продвинутую работу со слоями, включая объединение слоёв в группы, регулирование их прозрачности, блокировку слоёв и настройки эффектов. В программе есть редактор тайловых карт с автоматической оптимизацией, отзеркаливанием и модификацией тайлов. А ещё — выравниватель линий для красивого лайна, свыше 25 режимов для покраски, фильтры, заливки, градиенты и индексированные цветовые палитры.

Pro Motion NG не так проста в понимании, как некоторые другие программы, и порог вхождения у неё выше, чем у многих. Зато в редакторе есть много инструментов, которые хорошо подходят для создания классической ретропиксельной графики для игр.

GraphicsGale

Скриншот: программа GraphicsGale / Humanbalance

Сайт: GraphicsGale

Цена: бесплатно

Платформы: Windows

Хорошо подходит для анимирования спрайтов. Позволяет смотреть превью анимации прямо во время редактирования, чтобы не прерываться.

При работе над покадровой анимацией все фреймы выстраиваются в ряд внизу холста — можно вручную менять их последовательность, дублировать каждый из них и редактировать их свойства, такие как прозрачность и время отображения на экране. Есть эффекты, которые можно наложить на все кадры сразу: например, поворот холста или регулирование яркости и насыщенности. Получившиеся фреймы экспортируются как цельный лист, набор отдельных картинок или гифка.

Можно начинать новую анимацию с нуля или импортировать в редактор картинку со сканера или камеры. GraphicsGale имеет много функций, специфичных для пиксельной графики: например, управление палитрой, выборочное стирание цветов, их замена или объединение повторяющихся цветов.

Этот редактор сложнее ряда других программ, но обладает хорошими функциями и тоже активно используется в игровой индустрии.

GrafX2

Различные функции программы
Скриншоты: программа GrafX2 / Grafx2 project team, Sunset Design

Сайт: GrafX2

Цена: бесплатно

Платформы: Linux, Windows, mac OS, Haiku, Android, Ubuntu и другие

Как и Pro Motion NG, этот редактор стал наследником амиговской программы Deluxe Paint. GrafX2 предназначена для работы с 256-цветными изображениями, созданными на основе индексированной цветовой палитры. У неё есть как классические инструменты для работы с пиксель-артом, так и более нетрадиционные вроде аэрографа, форм с градиентной заливкой и различных эффектов, таких как сглаживание и размытие.

У GrafX2 есть удобный режим двойного просмотра: на экране сразу видно и увеличенную версию изображения, и версию с фактическим размером, а все вносимые изменения отображаются в обоих окнах. Редактор гибко настраивается с помощью кастомизируемых горячих клавиш, так что можно скрыть панель инструментов и использовать только мышь с клавиатурой. GrafX2 можно самостоятельно расширять, дописывая для неё обновления с помощью lua-скриптов.

PyxleOS

Скриншот: программа PyxleOS / Chris Soderquist

Сайт: PyxleOS на GitHub и PyxleOS на sourceforge

Цена: бесплатно

Платформы: Windows, macOS, Linux и любая платформа, поддерживающая JVM

Программа с открытым исходным кодом. Так как PyxleOS написана на Java, она может запускаться на любых платформах, которые поддерживают этот язык.

В PyxleOS можно создавать иконки, спрайты, тайлы и анимацию. Она весьма простая и лёгкая для понимания, но обратная сторона этой медали — отсутствие многих интересных функций, которые есть у других программ. Редактор вряд ли подойдёт для рисования сложных комплексных работ — скорее, для первого знакомства с пиксель-артом перед тем, как перебираться на более продвинутый софт.

Бонус: Photoshop, GIMP, Krita, Clip Studio Paint

Интерфейс Clip Studio Paint
Скриншот: программа Clip Studio Paint / Celsys

Сайт: Photoshop, GIMP, Krita, Clip Studio Paint

Цена: Photoshop — от 19,99 доллара в месяц; GIMP и Krita — бесплатно; CSP — от 54 долларов за разовую покупку

Платформы: Windows, macOS, некоторые идут на Android и iOS

Создавать пиксель-арт можно в классических популярных редакторах для рисования. С одной стороны, это будет не так удобно, как использовать специальные программы, с другой — это намного больше инструментов и возможностей для редактирования картинки.

Чтобы рисовать пиксель-арт в таких редакторах, нужно выбирать небольшое разрешение холста, которое позволит видеть пиксели, и рисовать простым инструментом вроде карандаша или базовой кисти. Это может быть несколько утомительно, особенно если дело касается анимации, но это хороший вариант для тех, кто уже работает в программе и привык к её интерфейсу. Кроме того, в интернете полно уроков по пиксель-арту в той же Photoshop — как, скажем, этот видеоурок на YouTube.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована