Геймдев
#статьи

Лучшая музыка в играх 2023 года: Hi-Fi Rush, Diablo 4, Cocoon и другие

И плейлист в конце.

Иллюстрация: Hi-Fi Rush / Tango Entertainment / Diablo 4 / Blizzard / Atomic Heart / Mundfish / Colowgee для Skillbox Media

В этой номинации мы вместе с приглашёнными разработчиками подводим итоги скорее в музыке, чем в звуковом сопровождении. Но не забываем и об играх, которые прекрасно звучат целиком. В конце вас ждёт плейлист из лучших, на наш взгляд, игровых саундтреков 2023 года.

Также обращаем ваше внимание, что этот список — не топ, в нём нет мест.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Hi-Fi Rush

Интересно было бы узнать, как студия Tango Entertainment организовала процессы разработки Hi-Fi Rush: не работали ли сотрудники под метроном случайно? Иначе как объяснить тот факт, что у них получилась игра, в которой из ритма не выбивается вообще ничего.

Тем интереснее, что до сугубо комедийной Hi-Fi Rush студия выпустила две части хоррора The Evil Within и мистический экшен Ghostwire: Tokyo. После такого физическая комедия, где все вечно получают смешных тумаков и падают в забавных позах, смотрится особенно интересно.

Разработчикам удалось выстроить игру таким образом (а ведь это слэшер-платформер), чтобы абсолютно всё работало на музыку. Окружение — богатое, надо сказать, — двигается в такт, главный герой постоянно отбивает ритм, заставляя и тебя тоже притопывать ногой. При этом ритм в большинстве случаев можно и не соблюдать — в таком случае герой просто будет наносить меньше урона. Но подобного допускать не хочется, ведь вся игра работает таким образом, чтобы вы поймали её музыку и играли будто по нотам.

Alan Wake 2

Про мюзикл внутри Alan Wake 2 вы наверняка слышали. Это просто-напросто новый этап во взаимодействии саундтрека и геймплея в играх. Можно сравнить его с заварушкой на сцене из первого Alan Wake или с той самой экшен-сценой в лабиринте из Control, но сравнение будет очень условное. Мюзикл в Alan Wake 2 — огромный шаг вперёд, пожалуй, для всех игр.

Группа Poets of the Fall вновь провела выдающуюся работу, записав сразу несколько метал-композиций специально для игры. Но и кроме них есть что послушать: между эпизодами игры, прямо как в конце каждой серии третьего сезона «Твин-Пикс», звучит песня, причём целиком. Жаль только, что на скучном фоне, а не, скажем, на сцене в Уотерли.

Diablo 4

В Diablo вернулись мрак и безнадёга, чего фанаты, конечно, ждали. И саундтрек в четвёртой части не только соответствует общему настроению, но и формирует его наравне с другими элементами. И ох уж эта акустическая гитара… Ни с чем не спутаешь.

Иван Кайзер

участник проекта Ansia Orchestra и композитор игры Pioner


— Что говорить, на сцену вышли мэтры и показали всем, как надо. Саунд-концепт Diablo всегда был строго академическим, с вкраплениями этники для создания нужной атмосферы. С момента выхода третьей части, впрочем, авторы позволили себе немного расширить арсенал, добавив этнического вокала и ненавязчивой электроники в некоторых местах, так как для достижения ощущения беспроглядного мрака, в котором погрязла вся игровая вселенная, одних инструментов и правда может быть маловато.

Примерно это мы и слышим в теме главного меню. Начинается она с лёгкого атмосферного оркестрового полотна из контрабасов и атональных аккордов на высоких струнных. И для того чтобы у слушателя не возникло предпосылок к географии, мы можем расслышать, например, танпуру (индийский струнный инструмент) и хор, претендующий на что-то племенное и южноамериканское. Ну и Diablo не была бы Diablo, если бы не та самая сочная фирменная акустическая гитара, которая начиналась ещё в далёкой первой части и пронеслась сквозь десятилетия, явив себя уже в четвёртой.

Задача композитора тут выглядит в том, чтобы заставить аудиторию почувствовать себя некомфортно. Несмотря на то, что многие преданные фанаты (к коим я причисляю и себя) проводят в играх из этой серии десятки, сотни и тысячи часов, мир должен быть неуютным. Игроку должно быть холодно, голодно, темно, неприятно, притом это должно быть притягательным. Diablo всегда была про преодоление, и саундтрек это весьма успешно подчёркивает.

Закончить можно тем, что, в отличие от других игр Blizzard, у композиторов не было задачи сделать саундтрек Diablo запоминающимся. Когда он играет, в него редко вслушиваешься, он никогда не перетянет на себя одеяло (за исключением редких кат-сцен, где это оправдано), а также в целом как самостоятельное музыкальное произведение его оценят только весьма подготовленные слушатели. Но если взять гитару и сыграть 2–3 аккорда из всем известных тем этой франшизы — ты точно вспомнишь, какой в этот момент вставлял камень в какой предмет, что при этом получил и какие эмоции испытывал. И в этом основная его ценность и очень серьёзный профессионализм композиторов, стоящих за музыкальным оформлением франшизы.

Cocoon

Новая игра Йеппе Карлсена (Limbo, Inside) — головоломка Cocoon — очень подробно рассказывает о себе. Причём делает она это не с помощью томного обучения, а куда более естественно. Как любой хороший пазл, она сложна, но освоить её просто: ты всегда чётко понимаешь, куда идти и за что дёрнуть. И не последнюю роль в этом деле играет звук.

Николай Кашевник

композитор, саунд-дизайнер («Помни…», «Былина»)


— Иногда появляются тайтлы, которые способны полноценно общаться с нами не через музыку, а через саунд-дизайн. Но уметь заставлять игру звучать через саунд-дизайн и эффекты — достаточно кропотливая и трудная работа. И как по мне, Якоб Шмид, композитор-программист, работавший над такими проектами, как Inside и «140», отлично справился с этой задачей в Cocoon, показав, что очень детальный, грамотный и чуткий саунд-дизайн может сделать очень много для восприятия игры.

Atomic Heart

Эта игра от российской студии изначально выезжала на пафосе. И это притом что проект дебютный, а поначалу некоторые игроки даже считали, что он не существует вовсе. Сильная тема (футуристический Советский Союз), отличный арт, масштабы — в общем, настоящее ААА. Когда такое в России последний раз было? А чтобы мало не казалось, позвали ещё и Мика Гордона, композитора Doom (2016). Он, правда, как выяснилось, сделал немного, но музыка Atomic Heart запомнилась и без него.

Разработчики привлекли разных талантливых композиторов и исполнителей, которые соорудили зубодробительный электронный саундтрек и даже переработали классическую попсу в фонк. Фонк-версия «Комарово» играла весной, кажется, из каждого утюга. Словом, закатили с размахом.

Sea of Stars

Sea of Stars — это мощный трибьют всем JRPG прошлого. И мощный он не только в плане масштабов, сюжета и проработки мира, но и по музыкальной части. В саундтреке сочетаются классические инструменты и старомодный, но неувядающий чиптюн с элементами времён SNES, а запоминающихся композиций действительно много.

А ещё это тот случай, когда музыки в игре действительно много и она не надоедает. Есть треки под разные времена суток, множество боевых, эпические, лирические, смешные, жутковатые… Словом, если бы мы выбирали именно самый разнообразный и богатый саундтрек, то Sea of Stars была бы на первом месте.

Pizza Tower

Игра сама по себе исполнена в духе классических платформеров с Sega — Boogerman и Earthworm Jim, например. И в саундтреке дань уважения, конечно, тоже отражается. Все знакомые с детства звуки присутствуют.

Приглушённые гитары, дурацкий хор и низкокачественные по звучанию отдельные реплики, бряцающие эти звуки, как они там называются… словами достойно описать не выйдет, одни эмоции. А ещё, конечно же, блюз!

Плейлист «Звучание 2023-го в играх»

В этом плейлисте мы собрали музыку не только из тех игр, о которых написали выше. Хороших запоминающихся треков в 2023 году было действительно много. Тут и Hogwarts Legacy, и Final Fantasy 16, и много чего ещё.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована