Карьера в игровой индустрии: как её начать и кем стать
Наиболее востребованные профессии, важнейшие софт-скиллы и показатели средних зарплат.


Иллюстрация: Rdne / Pexels / Annie для Skillbox Media
Как быть людям, которые хотят попасть в геймдев? Какие профессии наиболее актуальны в игровой индустрии на сегодняшний день? Какими компетенциями должен обладать специалист в отрасли? В этом материале эксперты компании Astrum Entertainment отвечают на эти и другие вопросы.
Актуальность работы в геймдеве
Согласно отчёту аналитической компании Mordor Intelligence, объём глобального игрового рынка на 2024 год составляет 272,86 миллиарда долларов, а к 2029 году он вырастет более чем на 56%, до 426,02 миллиарда долларов. Российский рынок геймдева не отстаёт от трендов: он сумел оправиться после кризиса в 2022 году и уже перешёл в стадию активного роста. Если в 2021 году аналитики PwC оценивали отрасль в 158 миллиардов рублей, то в марте 2024 года глава издательского подразделения Tencent в России и СНГ Хишам Нуху заявил, что объём рынка видеоигр составляет уже 310 миллиардов рублей.
Вместе с расширением рынка растёт и спрос на специалистов: если в первом полугодии 2023 года число вакансий в игровой индустрии сократилось на 38% по сравнению с 2022 годом, то, согласно данным HeadHunter, за первые семь месяцев 2024 года количество размещённых вакансий среди разработчиков игр увеличилось на 23% относительно предыдущего периода.
Какими софт-скиллами нужно обладать для работы в геймдеве?
Если хард-скиллы зависят от выбранной профессии, то с софт-скиллами дело обстоит иначе: они пригодятся на любой позиции — от геймдизайнера до маркетолога.
1. Коммуникативные навыки
Любому человеку важно уметь грамотно выражать свои мысли как в устном, так и в письменном виде. Также нужно обладать умением слушать и получать обратную связь; один из вопросов на собеседовании обязательно будет связан с этим: пренебрежение конструктивной критикой и упрямство не ценятся работодателями. Также немаловажным является навык презентации — необходимо уметь преподнести идею за короткий срок так, чтобы достичь нужного результата.
2. Декомпозиция и планирование
С помощью декомпозиции можно облегчить понимание объёмной задачи. Раздробленная на несколько более мелких фрагментов проблема становится намного прозрачнее, что позволяет грамотно распределить время на выполнение проекта. Из этого вытекает ещё один важный навык — планирование собственной работы, которое позволит грамотно определить приоритетность задач и подойти к их выполнению системно, а не хаотично.
3. Проблемно ориентированное мышление
Критическое мышление поможет определить суть проблемы, проанализировать ситуацию и принять правильное решение. В противном случае можно просто зациклиться на нюансах. Важно уметь задавать правильные вопросы и смотреть на задачу с разных точек зрения.
Условия работы и востребованные профессии
Чтобы назвать даже приблизительную среднюю зарплату в геймдеве, нужно учесть множество факторов: профессиональные компетенции, опыт и регион. Из-за всех особенностей зарплатная вилка сотрудника в геймдеве получается достаточно внушительной — от 40 000 рублей до 500 000 рублей.

С другой стороны, уровень дохода напрямую зависит от работодателя. Если речь идёт о крупной студии с большим бюджетом, то и доход каждого отдельно взятого сотрудника будет выше. Также подобные компании выделяются на фоне других за счёт рабочих условий: удобные офисы, компенсации расходов на спорт и обучение, развитая корпоративная культура и другие возможности действительно могут стать решающим фактором при выборе работодателя.
«При выборе работодателя важно обращать внимание на возможность официального трудоустройства и белую зарплату. Не менее критичны расположение офиса и формат работы — например, не все готовы тратить 2–3 часа в день на дорогу, в таком случае следует обсудить возможность гибридного формата. Отдельно стоит оценить возможности роста: как компания подходит к оценке результативности, обучению и повышению дохода — это фундамент для долгосрочного развития.
К примеру, в Astrum Entertainment карьерный рост строится на грейдовой системе — от джуна до эксперта. Ежегодная оценка компетенций помогает сотрудникам определить зоны роста, а компания инвестирует в их обучение, включая оплату курсов. Вертикальный рост или переход в другие отделы возможны, если это соответствует целям сотрудника. При открытии вакансий мы всегда отдаём приоритет внутренним кандидатам — это не только мотивирует команду, но и позволяет сохранить ценных специалистов, предлагая им новые вызовы без ухода из компании».
Инна Сертакова, руководитель направления по работе с персоналом в Astrum Entertainment
Основная разница между инди-студией и крупной корпорацией заключается в стабильности и свободе творчества. С ростом бюджета, который инвесторы и акционеры выделяют на проект, растёт уровень ответственности и фокуса проекта на бизнес-составляющую. Крупные студии не могут позволить себе рискованные новые идеи или механики, из-за чего рядовой сотрудник может утонуть в рутине. В инди-разработке всё иначе: как правило, они больше ориентируются на творческое высказывание. Из-за этого им сложнее масштабировать бизнес и выйти на ощутимую прибыль.
Одно можно сказать с уверенностью: каждой студии нужны квалифицированные специалисты. Какими же навыками должны обладать соискатели самых востребованных профессий в геймдеве?
Разработчик 2D-/3D-графики
Средняя зарплата в России: 1820 долларов, согласно исследованию WN Media Group.
2D-художники особенно востребованы в сегментах инди- и мобильных игр: зачастую там не нужно полноценное 3D. Специалисты в подобных проектах могут заниматься отрисовкой фона и отдельных элементов, создавать концепт-арты персонажей и, например, подготавливать иллюстрации и скетчи вселенной игры. С другой стороны, 3D-художники в основном работают над созданием моделей, несложных анимаций и текстурированием. В зависимости от специализации сотрудник также может заниматься разработкой окружения, настройкой освещения или созданием персонажей по эскизам концепт-художников.

Набор профессиональных навыков у этих специалистов различается. 2D-художник должен быть знаком с визуальными редакторами вроде Photoshop и Sketch, владеть различными стилями рисунка и уметь работать как на планшете, так и на бумаге. Специалисты по 3D-графике должны уверенно себя чувствовать в программах для моделирования — например, Blender, 3ds Max или Maya. Также им может помочь понимание работы современных игровых движков. Знания об анатомии, композиции и перспективе будут преимуществом как для 2D-, так и для 3D-художников.
«Рабочий день 2D-/3D-художника начинается с планирования задач: мы согласуем сроки, распределяем проекты — от создания внутриигровых ассетов до рекламных материалов, баннеров и мерча. Наша работа не ограничивается игрой: мы готовим контент для коллабораций, DLC и даже веб-страниц. Главное — гибко подстраиваться под динамику индустрии, где дедлайны часто требуют приоритизации. Чтобы сохранить качество, мы закладываем дополнительное время и стараемся ставить задачи заранее.
Карьерный рост художника зависит от его целей: можно углубляться в профессию и развиваться горизонтально, осваивая новые стили и инструменты, чтобы стать дженералистом, или двигаться вертикально — к роли арт-директора или даже руководителя разработки. Новичкам советую системно подходить к развитию: выбрать направление, составить план изучения софта и игровых движков. В нашей команде сотрудники используют такие 3D-программы, как 3ds Max, Blender, Cinema 4D, ZBrush, а также игровые движки — например, Unreal Engine 5 и CryEngine. Это обеспечивает гибкость и оперативность в выполнении задач. Что касается 2D-направления, то в нём используется стандартный набор: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Krita. Также крайне полезно работать с Figma.
Учитесь работать в условиях дедлайнов, доводить проекты до конца и принимать фидбэк от компетентных людей. Не бойтесь задавать вопросы, но и не забывайте отдыхать: это ключ к сохранению вдохновения и избеганию выгорания».
Гузалия Хашимова, руководитель отдела арт-дизайна в Astrum Entertainment
Геймдизайнер
Средняя зарплата в России: 1975 долларов, согласно исследованию WN Media Group.
Должностные обязанности геймдизайнеров в разных компаниях могут различаться. Чаще всего такой сотрудник занимается разработкой игровых механик и циклов, созданием прототипа игры, коммуникацией с продюсерами, художниками и программистами, проработкой игрового процесса, планированием этапов разработки, анализом конкурентов и ведением проектной документации. Эта профессия подразумевает полное погружение — важно досконально знать все этапы разработки игры, от игрового баланса и экономики до сценарной работы над историями каждого персонажа. В небольших студиях геймдизайнер может сочетать в себе обязанности нескольких специалистов, однако сегодня всё чаще они разделяются по направлениям — например, левел-дизайн или нарративный дизайн.

С точки зрения профессиональных навыков геймдизайнер должен уметь работать с различными игровыми движками (например, Unity и Unreal Engine 5), ПО для создания прототипов интерфейса и базами данных, а также знать хотя бы основы используемого в проекте языка программирования (чем больше таких языков вы знаете, тем лучше). Также на этой должности пригодится знание английского языка, умение выстраивать бизнес-процессы и понимание маркетинга.
«Рабочий день геймдизайнера — это баланс между креативом и анализом: мы пишем документацию, настраиваем геймплей, рассчитываем баланс и обсуждаем решения с командой. Главная цель — сделать игру интересной для игрока, поэтому каждое решение проверяем через прототипирование, плейтесты и сбор фидбэка. Самая большая сложность — предсказать, как изменение одной механики повлияет на всю систему игры, и здесь спасают только глубокий анализ и итерации.
Карьерный рост в геймдизайне гибок: можно углубляться в узкие направления — нарратив, баланс или левел-дизайн — либо двигаться вертикально к роли лид-дизайнера или продюсера. Выбор зависит от ваших целей: хотите ли вы погружаться в детали или управлять проектом целиком. Оба пути требуют понимания игровых систем и любви к их созданию.
Новичкам советуем играть в игры разных жанров, следить за трендами. Освойте движки, создавайте прототипы и учитесь работать в команде — это ключевой навык, научиться которому может помочь участие в геймджемах. Портфолио с проектами важно, но ещё важнее анализировать, как игры работают, и быть готовым учиться каждый день».
Арслан Мусин, Валерий Прокофьев, Тимур Квеквескири, геймдизайнеры Astrum Entertainment
Тестировщик
Средняя зарплата в России: 1028 долларов, согласно исследованию SalaryExpert.
Основные задачи такого специалиста — проверка функциональности, производительности и совместимости отдельных элементов внутри проекта, а также выявление багов и уязвимостей. Эта профессия требует особой внимательности и усидчивости.

Самый важный профессиональный навык — знание различных методологий тестирования и умение правильно их применять. Модульное, регрессионное, автоматизированное, ручное, нагрузочное — видов тестирования существует довольно много, и все они не являются универсальными.
«Рабочий день тестировщика начинается с планирования: выбираем зоны игры для проверки, многократно проходим сценарии, документируем ошибки и их влияние на геймплей. Постоянное взаимодействие с разработчиками — ключевая часть процесса: мы не только ищем баги, но и помогаем дорабатывать продукт, чтобы игрок получил положительный опыт.
Одна из сложностей работы — монотонность повторяющихся тестов, жёсткие дедлайны и неопределённость задач. Справляемся через терпение, расстановку приоритетов и инициативность: иногда приходится самому искать пути тестирования, если инструкции не хватает. Но именно это делает работу вызовом, а не рутиной. Карьерный рост тестировщика гибок: можно вырасти до менеджера качества или перейти в разработку, дизайн, автоматизированное тестирование. Главное — не бояться осваивать смежные направления. Например, углубление в безопасность игр или работу с сетями открывает новые возможности даже в рамках QA.
Новичкам советую прокачивать технические навыки: основы программирования (Python, C#), базы данных, инструменты вроде Jira. Важно знать сетевые протоколы и уметь работать со «взломщиками» игр для тестов на уязвимости. Английский язык (от B1) и участие в командных проектах помогут быстрее влиться в индустрию».
Никита Строков, специалист по тестированию Astrum Entertainment
DevOps-инженер
Средняя зарплата в России: 2300 долларов, согласно исследованию HeadHunter.
Этот специалист не углубляется в разработку, а сосредотачивается на создании и поддержании инфраструктуры для эффективной связи между подразделениями. Помимо этого, в его обязанности входит подготовка сред разработки и тестирование продукта, а также автоматизация и оптимизация процессов.С хард-скиллами в этом случае всё достаточно сложно: специалисту необходимо понимать процессы администрирования разных ОС, автоматизации, разработки и тестирования. DevOps-инженеру также нужно владеть основными рабочими инструментами — например, Docker, Puppet и Alertmanager. Также не будет лишним знание используемых на проекте языков программирования.
«Рабочий день DevOps-инженера сфокусирован на автоматизации: мы выстраиваем процессы так, чтобы код проходил тестирование и попадал в продакшен без ошибок. Наша цель — сделать разработку быстрой и комфортной для команд, минимизируя рутину. Каждый этап — от написания скриптов до настройки CI/CD — направлен на то, чтобы релизы были стабильными, а команды могли сосредоточиться на творческих задачах.
Главная сложность — согласовать интересы разных команд: у каждой свои дедлайны и приоритеты. Например, разработчики хотят быстрее выпустить фичу, а SRE — обеспечить надёжность инфраструктуры. Решаем это через диалог: обсуждаем и показываем, какие выгоды каждая сторона получит при реализации нововведений. Карьерный рост в DevOps гибкий: можно углубляться в технические навыки, вырастая до senior-специалиста, или двигаться в менеджмент, возглавляя команды. Ещё один путь — стать гибридным экспертом, объединяя DevOps и SRE. Такие специалисты особенно ценны, так как решают комплексные задачи.
Новичкам советуем прокачивать не только хард-скиллы (Python, Go, Kubernetes, облачные платформы), но и софт-скиллы: без них не построить диалог между командами. Участвуйте в митапах, изучайте кейсы топовых компаний и больше практикуйтесь: соберите свой CI/CD-конвейер или автоматизируйте развёртывание игрового сервера».
Сергей Шаленко, руководитель отдела поддержки разработки и эксплуатации Astrum Entertainment
Игровой аналитик
Средняя зарплата в России: 3037 долларов, согласно исследованию WN Media Group.
Основная задача игрового аналитика — анализ поведения пользователей и сбор других данных, на основе которых он делает выводы о том, интересен ли продукт потребителям и нужно ли в нём что-то менять. Также этот специалист разрабатывает стратегии развития проекта.

Обязанности аналитика разнообразны: он должен уметь выстраивать иерархии метрик, то есть создавать общую концепцию процесса аналитики, контролировать целостность данных, выстраивать воронки событий в проекте, проводить А/В-тестирования. Для выполнения этих и других задач специалисту необходимо не только разбираться в аналитике, но и иметь представление о геймдизайне и программировании.
«Рабочий день игрового аналитика — это погружение в данные: мы изучаем метрики (удержание, монетизация, вовлечённость), проверяем гипотезы через статистику и создаём дашборды для команд. Постоянное взаимодействие с разработчиками и маркетологами помогает превратить цифры в решения, влияющие на показатели проекта.
Сложности? Качество данных — пропуски, сбои в ETL-процессах, недокументированные логи. Решаем это мониторингом и проверкой каждой метрики. В Astrum Entertainment настроены все процессы взаимодействия с командой аналитики. Но если у вас не будет тимлида — задавайте вопросы, даже если это вызывает дискомфорт. Уточняйте сроки, цель и критерии успеха, чтобы избежать лишней работы и выгорания. Карьерный рост аналитика многогранен: можно углубляться в продуктовую или маркетинговую аналитику, перейти в Data Science или возглавить команду. Другой путь — уйти в управление продуктом, где навыки анализа поведения игроков становятся ключевыми для принятия решений.
Новичкам: освойте SQL, Python, статистику и инструменты для визуализации данных. Практикуйтесь: участвуйте в стажировках, реальных проектах или создавайте свои собственные. Учитесь визуализировать данные так, чтобы их понял даже неспециалист. И главное — развивайте коммуникацию: аналитика бесполезна, если вы не можете донести её ценность. Следите за трендами: индустрия не стоит на месте, и ваши навыки тоже должны эволюционировать».
Илья Пахаруков, руководитель отдела аналитики Astrum Entertainment
Обозначенные специальности — одни из наиболее популярных в игровой индустрии, однако их общее количество огромно — как технических, так и креативных. Видеоигры — один из наиболее комплексных видов искусств, требующий сотни различных экспертов для создания наиболее качественного продукта.
Как же устроиться на работу в геймдев
Всё начинается со скрининга резюме — таким образом HR обычно отсеивают кандидатов, которые не проходят по базовым критериям: наличию релевантного опыта, необходимых хард-скиллов, соответствию зарплатным ожиданиям, графику и формату работы.

Как пройти скрининг без особых проблем? Обычно такие встречи проходят по похожему сценарию: HR рассказывает подробности о проекте и задачах, после чего собеседуемый рассказывает о релевантном опыте работы. После этого идут дополнительные вопросы о том, почему соискатель ушёл с прошлого места работы или почему он хочет работать именно в этой компании. Важно подготовить ответы на потенциальные вопросы HR заранее. Главное — сохраняйте позитивный настрой. Это поможет расположить интервьюера к себе. Не бойтесь думать над ответами и не спешите говорить: «Не знаю». Однако и откровенно выдумывать не стоит: HR точно заметит обман.
«Типичные ошибки в резюме — отсутствие структуры или портфолио (для творческих ролей), многостраничные описания и нерелевантный опыт. Лучше кратко указать ключевые задачи, результаты в цифрах с акцентом на то, что соответствует вакансии. Помните: работы в портфолио говорят громче слов, но их нужно регулярно обновлять.
Для junior-позиций опыт не обязателен, но важны базовые навыки и готовность учиться. Если опыта нет — ищите стажировки и ответственно подходите к тестовым заданиям. Даже неудача даст обратную связь, которая приблизит к цели. Главное — не бояться пробовать и не сдаваться после первых ошибок.
Красные флаги на собеседовании: опоздания, перекуры во время онлайн-встреч и негатив о прошлых работодателях. Подготовьтесь заранее: изучите компанию, отрепетируйте самопрезентацию, продумайте ответы на сложные вопросы. И проверьте технику: плохая связь или фон могут испортить первое впечатление.
Мы оцениваем кандидатов по трём критериям: соответствие опыта, soft skills (умение влиться в команду) и мотивация. Даже идеальное резюме не спасёт, если вы неискренни или не разделяете ценности компании. Важно показать, что вы горите проектами и готовы расти вместе с нами — это ключ к долгосрочному успеху в индустрии».
Инна Сертакова, руководитель направления по работе с персоналом в Astrum Entertainment
Обучение для работы в геймдеве
Если вы ещё не определились, какую специальность хотите выбрать, ответьте себе на несколько вопросов.
Мне ближе технические или гуманитарные науки?
В игровой индустрии профессии глобально делятся на два направления. При этом важно помнить, что успех в геймдеве часто требует гибкости: например, геймдизайнеру могут потребоваться как навыки логики, так и понимание нарратива, а продюсеру — умение сочетать менеджмент с технической грамотностью.
Какой стиль работы мне больше подходит?
Для вас может быть удобной творческая работа в команде с гибким графиком или индивидуальный технический труд с чёткими дедлайнами. Важно выбрать для себя оптимальный темп и стиль работы, чтобы избежать выгораний.

Какие жанры игр нравятся мне больше всего?
Каждая игровая студия специализируется на разных проектах: от гиперказуальных мобильных игр до крупных высокобюджетных проектов для ПК и консолей. Для каждого типа проектов необходимы разные специалисты с определёнными навыками, поэтому определиться с жанрами лучше до старта обучения.
После выбора специальности встаёт вопрос о том, как подойти к своему обучению. Глобально существует три подхода со своими особенностями:
1. Самостоятельное обучение
Сегодня в интернете можно найти всё, и материалы по обучению геймдеву — не исключение. Учиться самостоятельно сложно из-за первоначального отсутствия понимания глобального плана своего развития, необходимости навыка самодисциплины и поиска актуальных материалов для обучения. Однако так вы получите и гибкость, возможность выбора навыков, которые необходимы вам для изучения. Структурировать процесс помогут уроки из открытых источников и нейросети. Например, ChatGPT уже научилась строить краткосрочные и среднесрочные планы обучения на основе оценки навыков.
2. Вуз
Преимущество обучения в вузе — структурированная программа и план, который поможет систематизировать знания. Помимо этого, вуз предполагает возможность очного общения с профессиональными преподавателями, которые смогут помочь вам напрямую. К тому же вы будете окружены единомышленниками, развивающимися в вашем направлении, что не только будет мотивировать вас, но и даст возможность собрать команду ещё во время обучения. Из нюансов: теоретический уклон, из-за чего вам может не хватить практики, необходимость следовать жёсткому графику образовательного учреждения и меньшая гибкость в выборе интересующих конкретно вас тем и навыков.
3. Курсы
Пожалуй, этот подход является компромиссным. В зависимости от выбранной специализации вы потратите от нескольких месяцев до пары лет, при этом в конце получите шанс на трудоустройство. Безусловно, любые курсы уступают вузам по объёму полученных знаний и навыков, однако в этом случае количество не всегда означает качество. Помните об актуальности информации: геймдев — невероятно подвижная и динамично развивающаяся индустрия, и именно по этой причине многие выбирают курсы в качестве платформы для обучения.