Геймдев
#статьи

Как прошёл игровой 2024 год у Microsoft, Sony и Nintendo: успехи и неудачи компаний

Среди ярких событий — претензии фанатов к Xbox, бесконечные ожидания «наследницы» Switch и запуск раскритикованной PS5 Pro.

Иллюстрация: игра Indiana Jones and the Great Circle / Bethesda / игра The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom / Nintendo / игра Concord / Sony, Firewalk Studios / PlayStation / Polina Vari для Skillbox

Декабрь — самое время подвести итоги и оценить, как прошёл год в игровой индустрии, в частности у крупнейших издателей и платформодержателей. Пожалуй, последние 12 месяцев получились противоречивыми для всех. Microsoft чаще выпускала игры, но умудрилась разозлить фанатов; Sony запустила PlayStation 5 Pro, однако принимала странные решения касательно своих игр на ПК; Nintendo по-прежнему продавала Switch, но по-настоящему крупных релизов у неё не оказалось. Вспоминаем главные успехи и неудачи трёх компаний в 2024 году.

Microsoft: ситуация с играми налаживается, но компания меняет стратегию

В отношении игровых релизов 2023 год получился для Microsoft не самым воодушевляющим. Redfall оказалась провальной, а Starfield и новая часть Forza Motorsport — слишком противоречивыми. На этом фоне выделилась задорная Hi-Fi Rush, получившая несколько технических наград, но серьёзных финансовых успехов она, разумеется, не принесла.

В 2024-м Microsoft вышла на тот релизный темп, к которому стремилась в последние годы, скупая студии. В мае выпустили Senua’s Saga: Hellblade 2 от Ninja Theory, в сентябре — стратегии Ara: History Untold и Age of Mythology: Retold, в октябре — блокбастер Call of Duty: Black Ops 6, в ноябре — очередную часть Microsoft Flight Simulator 2024, а в декабре — долгожданную Indiana Jones and the Great Circle. Расписание получилось настолько насыщенным, что ролевую игру Avowed от Obsidian пришлось подвинуть на февраль 2025-го.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Bethesda

Не стоит забывать, что все игры от внутренних студий Microsoft продолжают сразу включать в подписку Game Pass, поэтому она остаётся отличным предложением для пользователей. Кроме того, Microsoft не забывает добавлять в сервис крупные игры от партнёров. Например, в 2024-м из новинок подписчики получили ремейк Persona 3 и S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl.

Microsoft не раскрывает точных данных по продажам игр или изменениям числа подписчиков Game Pass после крупных релизов, поэтому мы не можем оценить, насколько успешными они получились. Однако наибольшие надежды компания возлагала на Black Ops 6, и новая часть Call of Duty, кажется, их оправдывает.

Так, шутер стал лучшей частью серии по вовлечённости игроков: общему размеру аудитории, проведённым часам в игре и сыгранным матчам. В Steam и на PlayStation шутер продавался на 60% лучше прошлогодней Modern Warfare 3, да и в целом запуск Black Ops 6 в Microsoft назвали крупнейшим в истории франшизы.

А ещё в июне прошла масштабная презентация Xbox Games Showcase, на которой Microsoft показала, что не собирается сбавлять темп. Среди прочего компания анонсировала Doom: The Dark Ages и Gears of War: E-Day, которые выйдут в ближайшие годы.

Скриншот: игра Gears of War: E-Day / Microsoft

Однако насыщенное игровое расписание отошло на второй план, поскольку в 2024 году Microsoft окончательно перешла на новую и противоречивую игровую стратегию.

Ещё в начале февраля появились слухи, что Microsoft собирается начать портировать игры своих внутренних студий на PlayStation 5 и Nintendo Switch, а среди тайтлов упоминались Halo, Starfield и Hi-Fi Rush. Эти сообщения вызвали крайне негативную реакцию в Сети у некоторые поклонников Xbox, и их поддержала часть блогеров. Все они писали, например, что потеряли веру в бренд, угрожали обменять свои консоли на PlayStation 5 и призывали Microsoft прояснить ситуацию. Иначе как Xbox-апокалипсисом ситуацию тех дней и не назвать.

Спустя несколько дней представители Xbox во главе с Филом Спенсером подтвердили, что на PlayStation 5 и Switch действительно выйдут четыре игры от внутренних студий компании — ими оказались Hi-Fi Rush, Pentiment, Grounded и Sea of Thieves. При этом руководители не исключали появления и других тайтлов на консолях конкурентов: всё зависело от показателей игр первой партии.

Microsoft пошла на такой шаг, чтобы развивать свой игровой бизнес за пределами экосистемы Xbox. В идеале компании хотелось бы, чтобы Xbox был «на каждом экране» — будь то телевизор, портативный ПК или смартфон. По словам Спенсера, компания не отказывалась от эксклюзивных игр или выпуска следующих Xbox, но в ближайшие 5–10 лет игры, выходящие лишь на одной платформе, будут становиться всё меньшей частью индустрии.

«Мы принимаем каждое решение, держа в голове долгосрочное „здоровье“ Xbox. Это значит рост платформы, увеличение показателей игр, построение лучшей платформы для создателей и достижение как можно большего количества игроков. Как команда руководителей мы постоянно стараемся учиться и расти. Мы считаем, что сейчас интересное время, когда можно использовать преимущества других платформ для развития собственных франшиз».

Фил Спенсер, президент игрового подразделения Microsoft

Вероятно, доля правды в словах Спенсера есть, так как даже Sony активно выпускает свои эксклюзивы на ПК, пытаясь найти новую аудиторию в непростое для индустрии время. Однако появления условной The Last of Us на Xbox ожидать всё-таки не стоит.

Слухи об играх, которые Microsoft может перенести на другие консоли, появлялись большую часть года, но быстро затихали. Компания подтвердила релиз на PlayStation 5 только для Indiana Jones and the Great Circle — он состоится уже весной 2025 года. Причём этот анонс случился во время большой презентации игры на августовской выставке Gamescom 2024. Лучшего знака, что Microsoft серьёзно взялась за новую стратегию, не придумаешь.

До конца года Спенсер ещё успел сказать, что у Microsoft нет серьёзных ограничений по релизу игр на других платформах. В ноябре компания также запустила масштабную рекламную кампанию «Это Xbox» с посылом, что так можно называть почти каждое устройство с экраном. Другими словами, Microsoft окончательно дала понять пользователям, что для её игр вовсе необязательно покупать консоль Xbox.

Изображение: Microsoft

В 2024 году Microsoft нервировала фанатов Xbox не только новой стратегией, но и внезапным закрытием студий в рамках реструктуризации. В мае под удар попали малоизвестные Roundhouse Games и Alpha Dog Studios, а также знаменитые Arkane Austin (Redfall, Prey) и Tango Gameworks (Hi-Fi Rush, The Evil Within).

Если закрытие мелких компаний и студии авторов Redfall ещё можно было попытаться объяснить, то ликвидация студии создателей Hi-Fi Rush, одной из ярчайших игр 2023-го, не поддавалась никаким оправданиям. Фанаты и другие представители индустрии не стеснялись в выражениях и называли решение безумным.

Ситуацию ухудшило то, что представители Microsoft публично всегда говорили о хороших показателях ритм-экшена, но это не спасло команду. Кому-то казалось, что после такого шага ни одна из студий Microsoft не может чувствовать себя в безопасности — насколько бы удачную игру они не сделали.

«Невероятно, как за пару месяцев Xbox удалось уничтожить всю веру фанатов в бренд. Реально ли исправить ситуацию? Уже трудно оценить, что вообще пытаются делать в компании».

Энди Робинсон, редактор VGC

В Microsoft же не могли точно сказать, чем провинилась Tango Gameworks. Решение объясняли заботой о будущем Xbox и желании сосредоточиться на самых масштабных проектах. После этого фанаты, ещё не отошедшие от новостей о портировании некоторых игр на PlayStation 5 и Switch, начали с пристрастием анализировать каждое действие и высказывание представителей Microsoft.

К примеру, поклонники студии Ninja Theory начали всерьёз переживать за судьбу команды в преддверии релиза нишевой Senua’s Saga: Hellblade 2. Они обвинили Microsoft в недостаточной рекламе игры, и к обсуждению присоединились даже некоторые журналисты. Главе по маркетингу в Xbox даже пришлось публично заверять разгневанных фанатов, что продвижение Hellblade 2 идёт, а рекламируют её как в соцсетях, так и с помощью партнёров вроде Samsung. Неизвестно, оправдала ли игра ожидания Microsoft, но до конца 2024 года Ninja Theory не закрыли.

К счастью, история Tango Gameworks тоже не закончилась. В августе студию и права на Hi-Fi Rush приобрёл издатель Krafton, и продолжить работу в студии должно около половины прошлой команды. Судя по всему, разработчики возьмутся за продолжение игры.

Скриншот: игра Senua’s Saga: Hellblade 2 / Microsoft

Недовольство у фанатов Xbox также вызвали изменения в Game Pass. В сентябре Microsoft запустила новый тариф Standart за 15 долларов в месяц, куда не входят новые тайтлы. Он заменил уровень Game Pass Console со всеми играми, который стоил 11 долларов.

Таким образом, релизы первого дня на консолях Xbox «спрятали» за 20-долларовым тарифом Ultimate. Владельцы ПК же могут оформить подписку PC Game Pass за 12 долларов и наслаждаться всем каталогом игр. В этом тоже можно рассмотреть намёк на желание Microsoft расширять аудиторию за пределами консолей.

В 2024 году Microsoft продолжила сокращения: за последние 12 месяцев работы в игровом подразделении лишились больше 2500 сотрудников. Увольнения связаны с оптимизацией после слияния Microsoft и Activision Blizzard, которое завершилось осенью 2023-го.

В 2025 году будет интересно посмотреть, как Microsoft продолжит развивать свою игровую стратегию и сможет ли она вернуть к себе доверие фанатов, которое порядком пошатнулось за последние месяцы. Представители Xbox также продолжают осторожно говорить о работе над портативной консолью и консолью следующего поколения, поэтому не исключены новости о новом железе от компании.

Sony: пауза в ААА-релизах и запуск PlayStation 5 Pro

Для игрового подразделения Sony год получился переходным. Ещё в феврале компания скорректировала ожидания фанатов и заявила, что до марта 2025 года не стоит ждать релизов по крупным франшизам PlayStation. Однако совсем без игр пользователи не остались.

В первую очередь Sony показала, что по-прежнему тесно работает с партнёрами. Несколько заметных тайтлов этого года на выходе по факту были эксклюзивами PlayStation 5: среди них оказались ожидаемая Final Fantasy 7 Rebirth, завирусившаяся на выставках Stellar Blade и Rise of the Rōnin от авторов дилогии Nioh. Первые две почти наверняка выйдут на ПК в обозримом будущем, но выгоду от них Sony, несомненно, получила. Кроме того, удачный ремейк Silent Hill 2 и неожиданный хит Black Myth: Wukong среди консолей доступны только на PlayStation 5 — про их релиз на Xbox пока нет точных данных.

Скриншот: игра Final Fantasy 7 Rebirth / Square Enix

Компания также продолжает актуализировать игры из каталога, выпуская переиздания. Так, для PlayStation 5 вышли ремастеры The Last of Us Part 2 и Horizon Zero Dawn. О нужности их появления можно дискутировать, но всё равно впечатляет, что Sony может насытить расписание своих релизов в не самый активный период. Кроме того, на ПК выпустили хиты последних лет — Horizon Forbidden West, Ghost of Tsushima и God of War: Ragnarok.

Отсутствие ААА-тайтлов от студий Sony позволило выделиться менее масштабным релизам — кооперативному экшену Helldivers 2 и платформеру Astro Bot. Первая после февральского релиза только в Steam стабильно собирала онлайн в сотни тысяч человек и разошлась тиражом больше 12 миллионов копий, превзойдя все ожидания издателя и разработчиков. Astro Bot же буквально влюбила в себя публику, став одним из релизов года с самыми высокими оценками на Metacritic — 94 балла от критиков и 92 балла от игроков.

Скриншот: игра Astro Bot / Sony

Но самые крупные неудачи года для компании тоже оказались связаны с её играми. Прежде всего — мультиплеерный шутер Concord, который оказался одним из крупнейших провалов за всю историю индустрии. Его серверы отключили уже через две недели после выхода 23 августа, а студию Firewalk закрыли в конце октября, поэтому перезапуска игры не будет. Подробнее ситуацию с Concord мы разбирали в отдельной статье.

Другое противоречивое событие — введение обязательной привязки аккаунта PlayStation Network к ПК-версиям игр Sony. 3 мая Sony объявила о введении этой системы в Helldivers 2, что не понравилось пользователям, которые сразу начали ревью-бомбинг. Ещё выяснилось, что далеко не во всех странах можно создать учётную запись PSN, и 5 мая игру сняли с продажи в более чем 170 регионах Steam.

Скандал получился масштабным, и уже 6 мая Sony отказалась от обязательной привязки аккаунта PSN в Helldivers 2. Однако продажи игры в десятках стран не возобновили, и регистрация осталась опциональной. Негатив от PSN вкупе с противоречивыми изменениями баланса и недостатком нового контента привели к серьёзному снижению онлайна Helldivers 2 в Steam. Если на релизе был пик в 458 тысяч человек, то к началу декабря средний показатель составлял около 27 тысяч игроков. Это тоже хорошая цифра для игры уже почти годовой давности, но есть ощущение, что она могла быть выше.

Ситуацию помог улучшить выход крупного обновления «Знамения Тирании» с новой вражеской фракцией: в середине декабря онлайн игры в Steam подскочил до отметок в 130–150 тысяч одновременных игроков.

История с Helldivers 2 не заставила Sony отказаться от требования, поэтому все новые релизы издателя требуют аккаунт PSN. Если в Helldivers 2 его введение объясняли улучшенной безопасностью и блокировкой нарушителей, то касаемо полностью одиночных игр издатель даже не пытался обосновать решение.

Скриншот: игра Helldivers 2 / Sony

В 2024-м Sony наконец запустила PlayStation 5 Pro, свою самую мощную консоль, о существовании которой много месяцев говорили инсайдеры. На анонсе, правда, без критики тоже не обошлось.

Больше всего пользователям не понравилась цена в 700 долларов или 800 евро (раньше консоли столько не стоили), необходимость отдельно докупать съёмный дисковод и подставку, а также не самая впечатляющая разница в играх по сравнению со стандартной PlayStation 5. Если почитать самые популярные сообщения на форумах, то сложится впечатление, что PlayStation 5 Pro критиковали все, но аудитория у консоли, судя по всему, нашлась.

Особенное недопонимание у игроков вызвала демонстрация возможностей консоли на давно вышедших играх вроде The Last of Us Part 2. По данным расширения Return YouTube Dislike, презентация получила 208 тысяч дизлайков и 98 тысяч лайков

Sony не раскрыла стартовые продажи устройства, но в рамках финансового отчёта её глава Хироки Тотоки отметил, что цена не оказала негативного влияния на спрос. В компании изначально позиционировали PlayStation 5 Pro как консоль для энтузиастов, поэтому ожиданиям её стартовые результаты, вероятно, соответствовали. Мы можем сослаться только на данные от «М.Видео — Эльдорадо»: октябрьские предзаказы в три раза превзошли ожидания сети. Не исключено, что интерес подхлестнули более подробные разборы улучшений в играх, которые начали выходить к ноябрьскому релизу консоли.

В сентябре аналитики предполагали, что по итоговым показателям PlayStation 5 Pro ненамного уступит PlayStation 4 Pro, у которой могло быть реализовано 14,5 миллиона единиц — это порядка 12% от общих продаж PlayStation 4. Однако мы ещё нескоро узнаем, сбудутся ли эти прогнозы. В России PlayStation 5 Pro можно свободно купить у ретейлеров и на маркетплейсах по цене от 100 тысяч рублей.

Фото: Amanz / Unsplash

Ещё один показатель «переходности» года» — отсутствие крупных презентаций. Sony провела несколько трансляций State of Play, но на них компания и партнёры сосредоточились на показах уже анонсированных игр. Приятные исключения были — например, впечатляющая январская демонстрация сиквела Death Stranding, 20-минутный разбор Final Fantasy 7 Rebirth в феврале, а также анонсы Astro Bot и Ghost of Yotei.

Но по-настоящему крупных игровых презентаций Sony не устраивала с 25 мая 2023 года — именно тогда прошла последняя на сегодня PlayStation Showcase. Да и она не вызвала особого восторга у аудитории из-за отсутствия анонсов от ведущих студий издателя. Даже в конце 2024-го мы не знаем, чем занимаются в Santa Monica Studio, Bend Studio и Bluepoint Games. А с выхода их прошлых игр прошло от двух до пяти лет.

Только на The Game Awards 2024, которая прошла 13 декабря, фанатам показали следующую игру Naughty Dog — научно-фантастическую экшен-адвенчуру Intergalactic: The Heretic Prophet. Но пока без даты выхода.

Понять причины такой секретности Sony тоже можно: вероятно, издатель не хочет анонсировать ААА-игры слишком рано. Так разработчики чувствуют меньше давления от аудитории и могут закончить игру, не прибегая к переносам. В ноябре компания заявила о стремлении выпускать одиночные ААА-игры каждый год, начиная с 2025-го. Поэтому часть планов на вторую половину поколения PlayStation 5 вполне могут раскрыть в ближайшем будущем.

Скриншот: игра Ghost of Yotei / Sony

2024-й также запомнится поклонников Sony уходом из компании двух заметных руководителей — Джима Райана и Сюхэя Ёсиды. Оба проработали в компании больше 30 лет — со времён запуска оригинальной PlayStation.

Райан в последние годы был главой Sony Interactive Entertainment, и под его руководством состоялся запуск PlayStation 5. Ёсида же с 2008 по 2019 год возглавлял внутренние студии Sony, а потом сотрудничал с инди-разработчиками. Их уход — тот случай, когда действительно уместно говорить про завершение эпохи.

Джим Райан и Сюхэй Ёсида
Фото: Sony

Наконец, Sony продолжила отчитываться об успехах PlayStation 5: к октябрю отгрузки консоли достигли 65,6 миллиона единиц. Это меньше, чем было у PlayStation 4 за четыре года с релиза (67,5 миллиона), но PlayStation 5 как минимум в два раза обходит Xbox Series, поэтому её лидирующей позиции на рынке стационарных консолей всё ещё ничего не угрожает.

К слову, аксессуар PlayStation Portal для стриминга с PlayStation 5 на протяжении всего года входил в топы продаж разных стран. В ноябре СМИ написали, что Sony под впечатлением от успеха Portal и Steam Deck начала работать над новой портативной консолью. Правда, пока не факт, что устройство вообще выйдет.

Nintendo: затишье перед анонсом следующей консоли

Одним из трендов игрового 2024 года, несомненно, стали бесконечные рассуждения на тему следующей консоли Nintendo. При отсутствии официальных новостей поклонники компании с жаром обсуждали любой слух, который мог приоткрыть завесу тайны над будущим устройством. Поводов хватало: первые писали, что она выйдет до конца 2024-го, вторые сливали предполагаемые рендеры консоли, а третьи делились техническими деталями наследницы Switch.

Нетерпеливость людей объяснима: всё-таки Switch поступила в продажу в далёком марте 2017 года и стала самой «живучей» домашней консолью Nintendo. Однако совсем без новостей фанатов не оставили. Во-первых, компания раскрыла, что представит следующую консоль до апреля 2025 года. Во-вторых, устройство получит обратную совместимость со Switch, поэтому на ней можно будет запускать уже вышедшие игры. На этом официальные сообщения заканчиваются, и остаётся только ждать.

Фото: Nintendo

При этом Nintendo в этом году и сама наверняка чувствовала, что пора бы уже подумать о запуске нового устройства и сопроводить его крупными хитами. Так, в финансовых отчётах компания упоминала, что квартальные показатели уступили цифрам предыдущего года — в том числе из-за отсутствия блокбастеров уровня The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom.

Игры для Switch, разумеется, ещё выходят. Среди релизов этого года оказались ремейк Paper Mario: The Thousand-Year Door, The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom, Luigi’s Mansion 2 HD и Princess Peach: Showtime. Все они уже разошлись тиражом от 1 до 2,5 миллиона копий, но вряд ли какой-то из этих тайтлов можно назвать «систем-селлером».

Продажи Switch тем временем превысили 146 миллионов единиц, но устройство покупают чуть менее активно. Например, с июля по сентябрь 2024 года компания продала 2,6 миллиона консолей, что оказалось на 300 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Switch остаётся третьей консолью в истории по продажам, уступая только Nintendo DS (154 миллиона) и PlayStation 2 (160 миллионов).

Скриншот: игра The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom / Nintendo

В 2024-м Nintendo также продолжила воевать с пиратами — и небезуспешно. Прежде всего, компания добилась закрытия популярного эмулятора Switch для ПК под названием Yuzu. Его авторы пошли на досудебное соглашение с компанией, согласившись выплатить ей 2,4 миллиона долларов как компенсацию ущерба. Сотрудничать с Nintendo предпочёл и создатель Ryujinx, работу над которым тоже прекратили. Это были два самых известных эмулятора Switch, поэтому их закрытие породило в Сети активные дискуссии на тему, оправданы ли действия Nintendo. Про их клонов компания тоже не забывала.

Кроме того, Nintendo начала активно подавать в суд на людей, которые занимались распространением нелегальных копий игр и инструментов для взлома консоли. К примеру, такая участь постигла администратора реддит-сообщества SwitchPirates Джеймса Уильямса. К слову, его личность юристам компании удалось раскрыть с помощью старых постов в соцсетях, поэтому Nintendo явно настроена серьёзно.

Другой заметный случай — иск против блогера Джесси Кейгина, который стримил пиратские и эмулированные игры, а также призывал зрителей пиратить тайтлы Nintendo. Его каналы, конечно, банили, но он всегда возвращался с запасными и даже хвастался, что компании не удастся заставить его замолчать. Теперь стримеру грозит штраф вплоть до 7,5 миллиона долларов.

Не исключено, что Nintendo усилила борьбу с пиратством из-за опасений быстрого взлома следующей консоли. Поэтому в 2025 году мы ждём как минимум её показа и анонса стартовой линейки игр.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована