Геймдев
#статьи

Как Hellblade: Senua’s Sacrifice говорит о теме психического здоровья

История разработки с привлечением специалистов и людей с ментальными заболеваниями.

Hellblade: Senua’s Sacrifice — приключение средневековой воительницы Сенуа, которая отправилась в Хельхейм, скандинавский мир мёртвых, чтобы спасти душу своего возлюбленного. А ещё Hellblade — игра, в которой английская студия Ninja Theory решила обсудить непростую тему нестабильного психического здоровья главной героини. И это обсуждение — во всём: от нарратива Senua’s Sacrifice до самых разных элементов её геймплея.

Пример Hellblade показывает, как геймдизайн, основанный на исследованиях с участием практикующих психиатров, учёных, историков и людей с проблемами психического здоровья, способен создать реалистичное изображение психических заболеваний в играх. А сама игра демонстрирует, как следует использовать повествование, механику и технологии для того, чтобы передать психическое состояние виртуального персонажа.

Подача истории Сенуа

Обычно, если в популярных видеоиграх изображают персонажей с психологическими проблемами, их делают злодеями. Нередко заболевание как раз и становится одной из основных причин их «злодейского» поведения. Так было, скажем, в серии Batman Arkham, где одним из главных злодеев стал Джокер, и в Far Cry 3, прославившей совершенно безумного Вааса Монтенегро. Не всегда, впрочем, всё настолько серьёзно: порой персонажи с явными психическими отклонениями предстают злодеями в «мультяшных» играх вроде Crash Bandicoot или Sonic the Hedgehog — и там, и там есть чокнутые доктора, ставящие безрассудные эксперименты.

Объединяет всех этих злодеев то, как к ним относятся их создатели. Разработчики редко углубляются в историю своих персонажей, не пытаются доступно объяснить их мотивацию, ограничиваются только стереотипными представлениями о привычных злодеях.

В Hellblade используется совершенно иной подход. Ninja Theory не просто сделала персонажа с психологическими проблемами главным героем. Студия показала развитие психоза Сенуа, а также создала вокруг неё правдоподобный мир, куда удачно вписала историю пиктской воительницы. И всё это — на фоне редкого для видеоигр исторического сеттинга.

«Что касается мифологии кельтов, коренного населения Британских островов и некоторых территорий Центральной Европы, то она, увы, долгое время не имела такой широкой популярности и была отрадой лишь узкого круга специалистов, изучавших древний фольклор. Кроме того, письменные источники, которые сохранили пиктские, бриттские и валлийские сказания, — это записи подвижников христианства и монахов, поселившихся на территории современной Великобритании в раннем Средневековье. Многие из таких текстов впоследствии меняли первоначальный смысл легенд или сами искажались при дальнейшем переписывании.

Например, персонажи, наделённые чудесной силой, женщины-богини, могучие воины и мифологические существа меняли свой положительный статус на отрицательный. Они становились страшными воплощениями враждебных тёмных и жестоких потусторонних сил.

Создатели игры Hellblade: Senua’s Sacrifice совершили прорыв не только благодаря тому, что подняли острую тему психических расстройств, но также по причине оригинальной подачи мифологии кельтов Оркнейских островов и викингов. Здесь игрок может самостоятельно для себя решить, помутился ли разум героини в реальности или же её реальностью стали невидимые простым смертным миры суровых богов, духов родных земель народа пиктов и ужасных чужаков-северян».

Мария Назарова,
историк искусства, доцент кафедры истории и теории искусств СПБГУТиД, член Союза художников и Союза дизайнеров

Скриншот: игра Hellblade: Senua’s Sacrifice

Психологические проблемы у Сенуа возникли после того, как её родную деревню атаковали вражеские племена. Поселение разрушили, возлюбленного главной героини убили. Воительница поклялась спасти душу молодого человека и для этого отправилась в Хельхейм, прихватив с собой голову погибшего.

«Ещё один интересный момент, обращающий внимание игрока на разницу мировоззрения викингов и кельтов, — голова Диллиона, которую Сенуа носит с собой и боится потерять. В германо-скандинавской мифологии нет сюжетов, указывающих на особую роль и значение человеческой головы, тогда как в кельтской мифологии — есть. Там отрубленные головы героев говорят, пророчествуют, загадывают загадки, дают задания и даже пируют и угощают!

Например, умирающий Бран Благословенный из эпоса «Мабиногион» поручает отсечь его голову и сохранить в указанном месте, чтобы часть тела защищала родные земли. Кроме того, для Сенуа важно сохранить голову возлюбленного, так как у пиктов голова — это ещё и важный военный трофей. Он не должен достаться вражеским богам! Именно этим можно объяснить стремление Сенуа во что бы то ни стало сохранить череп Диллиона, найти его после потери во мраке и не дать завладеть им северным чудовищам. Также кельтская мифология отводит именно голове роль вместилища духа. Поэтому эта часть тела необходима для освобождения Диллиона из плена чужой богини Хель».

Мария Назарова,
историк искусства, доцент кафедры истории и теории искусств СПБГУТиД, член Союза художников и Союза дизайнеров

Персонажи, живущие в мире Hellblade, убеждены, что психическое расстройство Сенуа — не что иное, как проклятие. И бороться с внутренними проблемами для героини гораздо сложнее из-за социальной стигматизации — люди вокруг, в том числе и отец Сенуа, верят, что решением всех этих проблем может стать изоляция главной героини от общества. Такое отношение тоже накладывает отпечаток на сознание воительницы: так, среди прочих голосов в голове Сенуа время от времени звучит и голос отца, унижающий выбор девушки и её намерения.

Хотя события Hellblade происходят в стародавние времена, игра чётко даёт понять, что проблема социальной стигматизации никуда не делась до сих пор. Правда, в Средневековье этому явлению было больше «оправданий» — например, слабое развитие медицины и вера людей в мифы и чудеса.

При этом разработчики Hellblade никогда полностью не подвергают сомнению то, каким видит окружающий мир сама Сенуа. Что из показанного в игре реально, а что — нет, предлагают решить игроку. В дневниках о создании игры её авторы утверждают, что сама реальность — лишь интерпретация каждого конкретного человека, поэтому у студии и не было причин склонять игроков к какой-либо конкретной точке зрения. Игроку, по мнению авторов, необходимо увидеть мир глазами Сенуа, поскольку всё, что видит героиня, для неё реально.

Скриншот: игра Hellblade: Senua’s Sacrifice

Отражение психического состояния Сенуа в геймплее

Большинство важных для сюжета событий в Hellblade подаются через многочисленные галлюцинации героини, но последние отражены не только в повествовании, но и в геймплее. Так, многие головоломки завязаны на том, что Сенуа видит в игровом мире объекты и символы, недоступные взору любого другого персонажа. И чтобы решить пазл, девушке зачастую необходимо посмотреть на упомянутые объекты и символы под нужным углом.

Кроме того, в отличие от большинства других популярных игр, в Hellblade нет интерфейса — игра не содержит дополнительной визуальной информации, которая отображала бы состояние героини, местоположение в мире и прочее. Нет шкалы здоровья, нет компаса, который помог бы с навигацией, или дневника. Это связано с тем, что истинная цель Hellblade — не просто предложить игроку сразиться с монстрами, присутствующими в игре, но по-настоящему погрузиться в историю Сенуа. И, опять же, увидеть мир таким, каким его видит пиктская воительница.

Чтобы сделать погружение в мир игры ещё глубже, разработчики идут на всяческие ухищрения. Например, пытаются убедить игрока в начале игры, что частые смерти Сенуа приведут к потере всего прогресса, как в играх жанра roguelike. На самом деле Hellblade не так жестока по отношению к игроку — стирать весь прогресс она не станет. Разработчики использовали этот приём, чтобы побудить играть в Hellblade аккуратнее — и не доводить Сенуа до состояния, в котором она бы окончательно лишилась рассудка.

Скриншот: игра Hellblade: Senua’s Sacrifice

Роль технологий в создании Hellblade

Сенуа — очень «живая», правдоподобная и реалистичная героиня. Такой её помогли сделать актриса Мелина Юргенс и технология захвата движений. Разработчикам удалось достигнуть невероятной детализации персонажа и передать с помощью проработанной анимации всё, даже самые мелкие эмоции на лице Сенуа.

Хотя, пожалуй, самый примечательный технический аспект Hellblade — работа со звуком. На протяжении всего приключения игрок слышит непрерывный хор голосов в голове Сенуа. Используя 3D-микрофоны для записи бинаурального звука во время разработки, Ninja Theory смогла воссоздать в игре слуховые галлюцинации. Как утверждает доктор и профессор психологии Чарльз Фернихоу, такие галлюцинации в игре — один из наиболее подходящих способов передать психическое расстройство персонажа.

Бинауральный звук — это звук, записанный с использованием двух микрофонов для имитации трёхмерного пространства. При таком методе записи используется специальная система, повторяющая анатомическое строение человеческой головы вплоть до ушных раковин. Термин «бинауральный» не стоит путать со «стерео». Обычная стереозапись не учитывает расстояние между ушами, «звуковую тень» и отражения звука от головы и ушных раковин, хотя они вносят свои изменения в распространение звука. В случае с бинауральным эффектом два микрофона фиксируют звук и его положение в пространстве так же, как ваши уши слышат звук в реальной жизни. Таким образом, звук в Hellblade позволяет игроку, скажем, максимально точно определить местоположение врагов. Впрочем, Ninja Theory шагнула дальше — она использовала эту технику, чтобы передать психическое состояние главной героини.

Скриншот: игра Hellblade: Senua’s Sacrifice

Результаты фантастические: Сенуа на протяжении всей игры преследуют голоса. Они звучат справа, слева, перемещаются в пространстве и даже шепчут за спиной, вызывая желание обернуться. Героиня слышит сразу несколько разных голосов, они преследуют её, комментируя каждый шаг: какой-то голос сомневается в девушке, другой её боится, ещё один даёт советы, которые ведут её дальше.

«Я часто слышал, что нельзя полагаться на звук в качестве основного механизма взаимодействия в играх… но после работы, которую мы проделали над Hellblade, не думаю, что смогу когда-нибудь с этим согласиться. Звук действительно важен, он должен быть частью игрового опыта».

Тамим Антониадес,
творческий руководитель Hellblade: Senua’s Sacrifice

Процесс сотрудничества с экспертами

Как только сценаристы прописали основные моменты сюжета Hellblade, разработчики обратились к исследователям, специалистам и тем, кто в настоящее время страдает различными симптомами психических расстройств, чтобы создать подлинное представление ментальных заболеваний в игре.

Ninja Theory особенно подчёркивает, что медики и люди с проблемами психического здоровья, выступившие для студии консультантами, сыграли в разработке огромную роль. Авторы отразили это даже во вступительных титрах, которые начинаются с должности «консультант по психическим заболеваниям» и только после этого переходят к «классическим» позициям вроде дизайнеров игры. Упомянутый консультант — доктор Пол Флетчер, психиатр и профессор нейробиологии здоровья в Кембриджском университете. Его опыт был полезен студии на самых ранних этапах разработки.

Скриншот: игра Hellblade: Senua’s Sacrifice

В интервью PC Gamer основатель Ninja Theory Тамим Антониадес отметил, что испытывал стресс, пытаясь грамотно изобразить симптомы психического заболевания в игре. Стресс этот, по словам разработчика, возник из-за того, что ему хотелось передать упомянутые симптомы правильно, тем самым выразив уважение людям, столкнувшимся с подобными проблемами в реальности.

На официальных сайтах Hellblade и Ninja Theory, кроме того, указаны различные ресурсы, где игроки могут больше узнать о психических заболеваниях и потенциальных местах, куда людям с заболеваниями можно обратиться за помощью. А при загрузке игры игрок видит сообщение, в котором объясняется, что Senua’s Sacrifice использует опыт экспертов для достоверного отображения психоза. Так Ninja Theory подчёркивает серьёзность темы, на которую высказывается.

Предрелизный дневник разработчиков

В одном из дневников разработчиков Ninja Theory призналась, что перед релизом боялась каким-либо образом оскорбить тех, кто страдает психозом или другими формами психических расстройств. Тем не менее игру встретили положительно: на BAFTA Games Awards она даже завоевала пять наград. Критики избежать не вышло — некоторые всё же упрекали создателей Hellblade в том, что те выбрали такую тему для обсуждения в игре. Впрочем, недовольных Senua’s Sacrifice было куда меньше, чем тех, кому она понравилась.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована