Геймдев
#статьи

Как достичь оружейного реализма в играх про Средневековье

На примере Kingdom Come: Deliverance, Mount & Blade, Mordhau, Chivalry и других игр.

Скриншот: игра Chivalry 2 / Torn Banner Studios

Разработчики редко стремятся к реализму в играх про Средневековье, поскольку массовой аудитории интереснее истории про мечи, магию и драконов, а не лишённые романтизма рассказы о грязи, поте и крови. Поэтому в играх заданного сеттинга, как и в кино с литературой, наиболее популярный образ — рыцарь в сияющих доспехах с блестящим мечом.

Исключения, впрочем, встречаются — и без проблем запоминаются на контрасте, пользуясь спросом у тех, кому хочется побольше реализма. Некоторые разработчики и впрямь задаются целью воссоздать Средневековье со всеми светлыми и мрачными сторонами и — в особенности! — как можно реалистичнее перенести в игру оружие и принципы ближнего боя тех времён. Об играх, авторам которых удалось это лучше всего, здесь и пойдёт речь.

Скриншот: игра Kingdom Come: Deliverance / Warhorse Studios

Оружие реального Средневековья

В отличие от того, что рисуют нам популярные игры и фильмы, в эпоху Средневековья мечи вовсе не так широко применялись на поле боя. Клинковое оружие, конечно, не вышло из моды и представляло смертельную опасность для легко защищённой пехоты, но практически полностью пасовало перед латами.

Меч был универсальным оружием, и отсюда проистекали его недостатки — может всё и не может ничего одновременно. Мечом удобно было наносить рубящие удары, но против обыкновенной кольчуги толку от него было мало, а этот вид защиты был одним из самых распространённых на протяжении всей эпохи Средневековья.

Скриншот: игра Mount & Blade 2: Bannerlord / TaleWorlds Entertainment

Колющие удары были зачастую более эффективны и функциональны, особенно в условиях плотного строя, где особо не размахнёшься. Однако даже пластинчатый доспех (не говоря уже о кирасах, которые знали ещё в Римской империи) вполне мог защитить пехотинца от таких ударов. Иногда справлялись и ладно сделанные кольчуги с поддоспешником.

Авторы средневекового пособия по ведению боя Gladiatoria обоснованно предполагали, что схватка двух рыцарей вполне может скатиться к старому доброму мордобою
Изображение: Wikimedia Commons

Развитие средств защиты привело в дальнейшем к расширению линейки клинкового оружия и смещению акцента в сторону пробивной способности — стали популярны цвайхендеры (эспадоны), эстоки, клейморы, полуторные мечи (бастарды), шпаги и прочее. Однако эволюция длинноклинкового оружия была направлена на противодействие относительно лёгким доспехам. Тягаться с латами они по-прежнему не могли — предполагалось, что закованного в броню рыцаря нужно поражать в сочленения между доспехами, в кольчугу, бить по ногам, выводить из равновесия. Увеличение же размеров меча в случае двуручников, с одной стороны, обеспечивало большую дистанцию поражения, с другой — чрезвычайно осложняло использование такого оружия в плотном строю.

Стоимость качественного меча могла достигать астрономической для рядового пехотинца суммы. Такое оружие могли позволить себе только обеспеченные воины — чаще всего это были как раз рыцари, выходцы из состоятельных семей и обеспеченных сословий. Отметим, что меч — относительно хрупкое оружие, в пылу боя клинок мог повредиться или вовсе разрушиться, при этом оружейники и не думали снижать расценки. Зачастую мечи исполняли декоративную или церемониальную функцию и подчёркивали статус владельца, их периодически преподносили в дар влиятельным и значимым персонам.

Кстати, наиболее популярным в массовой культуре стал именно каролингский меч, который пришёл в Европу от викингов, а затем прославился в крестовых походах. Такие мечи можно увидеть практически в каждой игре в сеттинге Средневековья и его производных. Например, рыцари Альянса из Warcraft 3 вооружены очень похожими клинками, также их подобия можно встретить в серии The Elder Scrolls. Семейство каролингских мечей сегодня стало стандартом в фильмах и видеоиграх.

Длинные мечи каролингского типа в Музее викингов
Фото: Wikimedia Commons

Даже наиболее состоятельные государства не могли позволить себе полностью снарядить свои армии мечами — это не только опустошило бы казну и растянуло бы выполнение заказа на годы вперёд, но и сделало бы войска неэффективными. Меч считался оружием профессионалов, которые учились фехтовать чуть ли не с пелёнок. В войсках же народную любовь в основном получили производные от орудий труда — древковое и дробящее оружие, топоры, луки и прочее. Кстати, одним из самых грозных видов оружия в Средневековье наравне с пиками считались боевые молоты, а также алебарды и другие гибриды.

Оружие в игровом Средневековье

Вопрос оружия и защиты хорошо отражён в ролевой игре Kingdom Come: Deliverance. Студия Warhorse перенесла в неё все нюансы военного ремесла. В игре с высокой степенью детализации воссоздано почти сто единиц холодного колющего, рубящего, дробящего и стрелкового оружия. Клинковое оружие в игре можно разделить на ножи, кинжалы, короткие и длинные мечи.

Warhorse ещё перед релизом опубликовала на своём YouTube-канале ролики, в которых рассказала о масштабном исследовании оружия, брони и методов ведения боя в Средневековье. В одном из видео на столе разработчиков красовалась целая коллекция музейных экспонатов и буквально откопанных экземпляров, среди которых были полуторные мечи, топорики, наконечники стрел и болтов. Нашлось место и мизерикорду, известному как кинжал милосердия — зачастую им добивали раненых. Его также использовали для поражения хорошо защищённых воинов между сочленениями доспехов.

Видео Warhorse Studios о том, как разработчики изучали средневековое оружие во время создания Kingdom Come: Deliverance

Как и в реальном мире, мечи в Kingdom Come: Deliverance — не самое эффективное оружие против бойцов в латных доспехах, которые, кстати, хоть и влияют на подвижность, но не настолько критично, как принято думать. Неподготовленный игрок может оказаться полностью беспомощным перед хорошо оснащённым противником.

Также разработчики учли особенности боя на мечах против бойца в полных латах — например, выполнив одну из комбинаций, игрок заставит главного героя Индржиха ударить противника гардой. В реальности таким образом меч нередко превращали в дробящее оружие, он вполне мог повредить доспехи и привести к сотрясению мозга, если удар попадал в шлем. Ещё один способ противодействовать рыцарю в латах — колющие удары в незащищённые зоны.

События игры происходят в 1403 году, незадолго до начала гуситских войн. В реальности эти события запомнились практически полным разгромом цвета рыцарства и поражением тяжёлой кавалерии обычными простолюдинами. Во время гуситских войн крестьяне успешно отбивались от профессиональной конницы, в том числе с помощью цепов для отбоя зерна, предварительно обустроив временные укрепления с помощью повозок, так называемые вагенбурги.

Среди игр про Средневековье Kingdom Come: Deliverance заметно выделяется с точки зрения реализма. В отличие от большинства проектов, в этой игре доспехи действительно защищают от ударов, и лезвие клинка вполне может отскочить от кирасы как противника, так и главного героя, не нанеся никакого урона. К тому же от сокрушительных ударов дробящего оружия может спасти разве что щит, парирование или уворот. Подобное можно встретить разве что в игре Exanima, которая находится сейчас в раннем доступе.

Видео Warhorse Studios о том, как разработчики Kingdom Come: Deliverance создавали боевую систему

Другие игры не могут похвастаться подобным взаимодействием оружия и брони. Популярные Mount & Blade, Mordhau и Chivalry используют более традиционную систему резистов, которая снижает получаемый урон, но не блокирует его полностью. Total War также придерживается традиционного для RTS подхода «камень-ножницы-бумага», полагаясь на прописанную сопротивляемость юнитов тому или иному типу урона и на шкалу здоровья.

Гонка вооружений в играх

Один из манускриптов Gladiatoria
Изображение: Wikimedia Commons

Впрочем, разработчики Kingdom Come: Deliverance не смогли перенести в проект всё оружейное разнообразие эпохи Средневековья. Так, Warhorse Studios по той или иной причине не добавила в Kingdom Come: Deliverance арбалеты, в то время как в практически в любой игре в сеттинге Средневековья игроки встречают это оружие. Исторически арбалеты обрели огромную популярность во многом благодаря простоте устройства, эксплуатации и обучения, что выгодно отличало их от лука. При этом стоимость изготовления арбалета могла быть не намного выше. Впрочем, потеснить луки окончательно они так и не смогли.

В Средневековье арбалеты впали в немилость церкви, которая запретила их использование против христиан: арбалеты могли пробить кольчугу и даже более серьёзную защиту, что давало возможность вывести из строя даже конницу. Запрет послужил отличной рекламой — и о решении духовенства зачастую деликатно забывали. Потеснить арбалеты с театров военных действий смогло только массовое распространение огнестрельного оружия, которое со временем поставило точку в истории полных лат. Уже в конце XV века стрелок, вооружённый аркебузой, имел шансы пробить тяжёлый рыцарский доспех на короткой дистанции.

Также Warhorse фактически проигнорировала столь любимые игроками двуручники, ограничившись полуторными мечами. А вот вышеупомянутые Chivalry, Exanima и прочие игры могут похвастаться наличием разнообразных двуручных мечей. Подчас можно встретить и легендарный фламберг — игроки добавили этот грозный клинок в Mordhau в качестве мода.

В реальности же двуручные мечи встречались нечасто — владение ими было уделом элиты. Конные рыцари иногда использовали эстоки в качестве «второго копья», изредка двуручник транспортировали на лошади и использовали при спешивании.

Пехота же с двуручными мечами действовала исключительно на передовой вне плотного строя, где шансы выжить были минимальны. Впрочем, таким воинам существенно доплачивали за риск. В 1513 году шотландские хайлендеры, вооружённые огромными мечами, с успехом пробили бреши в английской обороне во время битвы при Флоддене. Подобным образом успели прославиться швейцарские и немецкие наёмники, которые зачастую составляли авангард войска, — однако их также могли поставить охранять полководцев.

Скриншот: игра Mordhau / Triternion

Примечательно, что разработчики игр в сеттинге Средневековья с упором на реализм соблюдают одно ключевое правило, чрезвычайно актуальное в реальности, — и это правило дистанции. Exanima, Mordhau, Chivalry, Total War и Kingdom Come: Deliverance дают игроку ощутить тактические и стратегические преимущества того же древкового оружия или длинного меча, которые вкупе с лёгкими доспехами, например, позволяют держать противника, вооружённого условным кинжалом, на почтительном расстоянии.

В случае командного взаимодействия в Mordhau или Chivalry игроки и вовсе могут сформировать «лес копий», который остановит любую кавалерию и заставит оппонента отступить и панически искать выход из ситуации. В этих играх, как и в Mount & Blade, можно прочувствовать всю мощь кавалерии, вооружённой пиками и врубающейся на полной скорости в разрозненные ряды врага.

Скриншот: игра Kingdom Come: Deliverance / Warhorse Studios

* * *

Для игровой индустрии использование сеттинга Средневековья далеко не в новинку. Однако ставка на реализм в этом сеттинге — редкость. Многих игроков отпугивает суровость игровых механик, но в то же время такой подход позволяет разработчикам выделить свой проект и подчеркнуть его самобытность.

С другой стороны, в таком случае перед командой встаёт не менее трудоёмкая задача по исследованию целого пласта исторической эпохи и скрупулёзному переносу реально существовавшего мира в цифровое пространство. Хардкорщики ошибок не прощают.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована