Геймдев
#Интервью

«Киберспорт — это жертвы». Интервью с профессиональным игроком в Apex Legends

Поговорили с Артёмом Нечаевым, известным как pkmk, о жизни и тренировках киберспортсменов, а также о том, как стать профессиональным игроком.

Иллюстрация: Дима Руденок для Skillbox Media

Как попасть в киберспорт и пробиться в высшую лигу? Что нужно сделать спортсмену, чтобы его заметили и взяли в киберспортивную организацию? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у Артёма Нечаева, киберспортсмена и стримера, известного как pkmk.

Артём получил широкую известность в 2019 году, когда смог пробиться к участию в больших турнирах по Apex, а после вошёл в состав команды Natus Vincere. В 2021 году он возглавил молодую команду игроков, основателем и спонсором которой стал производитель компьютерной периферии Redragon. Эта команда прошла квалификацию в Pro-лигу Apex Legends.

Скриншот: игра Apex Legends / Electronic Arts

— Первый вопрос про тебя. Ты уже состоявшийся киберспортсмен — как ты сейчас сам тренируешься?

— Я не лучший пример того, как надо тренироваться, потому что трачу по 14 часов в день на дисциплину, в которой выступаю. Это не совсем правильный подход. Правильный подход — заниматься порционно. Ежедневно уделять по два часа тренировкам — например, постреляться в обычном паблике, пойти постреляться в KovaaK 2.0 или Aim Lab, кому что удобнее. Потом можно поиграть в соревновательные игры часа четыре, в «ранкед» ещё пару часов — и затем закрепить тренировкой, с которой начинали. Это адекватный подход.

Главное, что я могу посоветовать каждому: обязательно закреплять тренировочный день. У многих игроков нет стабильности, а стабильность как раз закрепляется на подобной тренировке. То есть вы в начале дня тренируете трекинг, флики, аим — у кого что страдает. И потом в конце дня обязательно закрепляете это в последней тренировке. Если этого не делать, стабильность будет снижаться.

— Представим, что человек уже начал тренироваться, а многие и вовсе давно играют с друзьями. Стоит ли сразу идти в команду или начинать играть командой с друзьями?

— Почему нет? Например, королевские битвы — те игры, в которых можно даже ради фана попробовать себя в плане киберспорта. Сейчас очень много турниров, в которых можно участвовать, в том числе и в СНГ-регионе.

Мы недавно собрались с ребятами, с профессиональными игроками из разных команд, сделали общий сбор: половина денег ушла на организацию турнира, а половина — на благотворительность. Сами сделали турнир с призовым фондом. И каждый может участвовать в таких турнирах. Это важно, потому что каждый может попробовать, — и если вы поймёте, что это ваше, то почему нет? Киберспорт — вовсе не какая-то недостижимая цель. Очень даже достижимая, просто надо к этому прийти.

Скриншот: игра Apex Legends / Electronic Arts

— А как новичку — одному или в команде — понять, что у него достаточный скилл? Есть ли какие-то показатели?

— Вот тут всё очень непросто. Частая ошибка новичков — во всяком случае в Apex Legends, я не беру в расчёт другие дисциплины — в том, что они уделяют слишком много внимания соотношению убийств, смертей и ассистов. В Apex K/D/A не значит ничего. Многие игроки профессионального уровня что делают? Они сразу падают в центр схватки — и либо делают 20 убийств и выигрывают, либо сразу умирают.

Тут, кстати, многое связано с предыдущим вопросом. У меня очень часто спрашивают на трансляциях: «Где нам найти третьего игрока?» Нет никакой площадки, где можно было бы найти игроков. Если вы играете в паблике на рандоме и вам понравилось, как кто-то играет, стоит добавиться в в друзья и пообщаться с этим человеком — возможно, перед вами ваш будущий тиммейт.

Качество собственной игры можно проверить на небольшом турнире. У нас раз в неделю проводятся GLL-турниры с призовым фондом в районе 500–1000 долларов. Собираетесь раз в неделю, играете в квалификацию, доходите до финала, выступаете. Рано или поздно вы почувствуете, что можете дать отпор сильным игрокам.

— Требуется ли быть на вершине рейтинга игроков для того, чтобы начать пробовать себя в киберспорте?

— У нас особенная дисциплина. В Apex присутствие в рейтинге ничего не показывает. Рейтинг — это больше о том, сколько вы занимались гриндом, сколько времени вы вложили в эту игру, но не показатель скилла.

В СНГ-регионе многие игроки из профессионалов не апнули даже «Мастера» до сих пор — а это даже не Predator. Predator — это 800 игроков самого высокого ранга в нашей сплит-системе. Многие игроки сидят на 10 тысячах рейтинга, в том числе и я.

Тем не менее если вы из тех игроков, кто в соло апает «Мастера», то быстрее летите в киберспорт — вы, скорее всего, гений.

Скриншот: игра Apex Legends / Electronic Arts

— Сколько времени стоит уделять тренировкам? Как часто их стоит проводить?

— Нет предела совершенству. Каждый день нужно развиваться. Но надо делать это с умом. Знайте меру — не надо сидеть в игре круглые сутки. Иногда стоит прогуляться на свежем воздухе, сделать физические упражнения. Это очень важно. Утонуть в игре очень просто: я сам раньше сидел по 16–18 часов, не выходил из дома месяцами. Это неправильно, у такого режима обязательно будут неприятные последствия. Может случиться истощение организма — придётся долго после этого реабилитироваться.

Скриншот: игра Apex Legends / Electronic Arts

— В последнее время довольно многие школы и институты запустили инкубаторы для тренировки и воспитания киберспортсменов. Как ты к этому относишься?

— Думаю, такие инкубаторы полезны в донесении до начинающих киберспортсменов определённого рода мыслей, принципа мышления. И в помощи с приобретением всех нужных навыков.

Мало кто рассматривает киберспорт как отдельный вид деятельности, но он ведь как и любой другой вид спорта. Нельзя, скажем, дать человеку мяч, сыграть с ним один раз в футбол и сделать из него футболиста. Спортсмен должен идти к этому систематически, должен воспитать в себе определённые навыки, развивать их. Совершить тысячу ошибок, сделать тысячу передач, тысячу пасов. То же самое и у нас. Не всем дано быть футболистами, также не всем дано быть киберспортсменами.

— А как ты сам попал в киберспорт и чем занимался прежде?

— У меня есть среднее специальное образование. В какой-то момент решил получить высшее образование, но после релиза Apex я ушёл из института, не доучился. И очень многие спортсмены идут на такие жертвы.

Киберспорт — это в первую очередь жертвы. Это не плюсы. Вы жертвуете очень многим. Я общался со многими киберспортсменами из разных дисциплин и не могу не сказать, что часто это социопаты или социофобы. Это люди, которые к социуму не привыкли, потому что они проводят в любимой сфере очень много времени и жертвуют всем: общением с друзьями, новыми знакомствами, в том числе с девушками.

— А сейчас, уже будучи киберспортсменом, ты пытаешься восполнить это упущенное социальное взаимодействие?

— И да, и нет. Стал, пожалуй, больше времени проводить с семьёй, с мамой начал больше общаться по душам, гулять с ней каждый день, чего раньше не делал. Мой совет: цените родителей, общайтесь с ними, уделяйте им время — это очень важно.

Также у меня есть друзья вне киберспорта. Но это те друзья, которые понимают, что я могу встретиться и затем в течение года с ними не видеться. Они всё понимают, не обижаются. Хотя, может, кто-то всё равно обижается, но всё равно поддерживает со мной общение. Я им всем благодарен за это. Словом, полной социальной адаптации не случилось: всё равно есть какие-то проколы, и тяжело в обществе находиться. Очень.

Скриншот: игра Apex Legends / Electronic Arts

— Спасибо за откровенность. Есть мнение, что киберспорт — только для определённого возраста, для молодых людей примерно от 17 до 25 лет или около того. С другой стороны, в киберспорте немало и профессиональных игроков за 30. Что ты обо всём этом думаешь?

— Я бы сказал, что тут многое упирается в порог входа в киберспорт или в компьютерные игры в целом. Если вы никогда не играли и мышку в руках не держали, а входите в это дело в 25 лет, то вы должны понимать, что лет 10 должны потратить на пробы и ошибки. Зато через 10 лет вы сможете стать профессионалом.

Кроме того, киберспорт сам по себе — слишком молодое явление. Не так давно он стал настолько популярным. И возрастных киберспортсменов нет ещё и потому, что они просто не успели появиться.

К тому же киберспорт очень тесно связан со стриминговой деятельностью — и зачастую люди оставляют сцену и идут работать ведущими, комментаторами, аналитиками, пытаются строить стриминговую карьеру, играют в видеоигры, но уже не на профессиональном уровне.

Что же касается ограничений по возрасту, то мне кажется, что их нет и быть не может. По крайней мере, я пока не встречал ситуаций, когда спортсмен не смог бы выступить на турнире из-за возраста. Видел среди таких людей и игроков 35 лет, и 37 лет.

— Спасибо за разговор, Артём! Очень личный получился разговор.

— И тебе спасибо! Болейте за команду Redragon. Подписывайтесь на мою группу и группы парней из команды.


Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована