«AR — интерфейс будущего». Интервью с основателем стартапа Magic Kids
Какие перспективы есть у AR-технологии и почему не стоит запрещать детям пользоваться гаджетами.
Colowgee для Skillbox Media
Дополненная реальность — это не только развлекательный контент. У новой, пока ещё не популярной технологии есть большой потенциал в контексте игрового обучения. Именно такие идеи развивает Magic Kids — мобильное приложение для детей от четырёх лет. Благодаря встроенному ИИ и AR-технологиям, заложенным в интерактивный образовательный процесс, ребёнок получает новые знания в игровой форме.
Мы связались с Анатолием Щербаковым, основателем стартапа, чтобы поговорить о его проекте и обсудить перспективы AR в целом.
Из этого интервью вы узнаете:
- чем занимается Анатолий Щербаков и его команда;
- как развивается бизнес в двух странах;
- как игровое обучение реализуется в Magic Kids;
- почему не стоит запрещать детям пользоваться гаджетами;
- какими преимуществами обладает техника Apple;
- что Анатолий Щербаков рекомендует начинающим AR-специалистам.
Интерактивные технологии как бизнес
— Анатолий, c чего начался твой путь в индустрии?
— Мой осознанный предпринимательский путь начался в 2015 году. Именно в тот период я встретил команду людей, с которой работаю до сих пор. В этом же коллективе состояла Марианна Алпатова, которая стала соучредителем и CTO нашей компании. Вместе мы развиваем направление, в которое входит дополненная реальность, различные интерактивные технологии и частичное использование нейросетей. Также не обходится без геймификации — чтобы пользователь получил интересный и крутой опыт.
Наш бизнес разделился на два направления. Первое — это аутсорс-разработка и поддержка (при необходимости) контента для различных компаний. В основном это производство интерактивных приложений для маркетинговых акций, визуализации для ивентов, выставок и концертов, а также для музеев.
Второе направление — работа над проектом Magic Kids. Это образовательная игра для детей, в которой технологии AR и распознавания голоса и объектов используются, чтобы сильнее завлечь ребёнка в образовательный процесс.
— Почему ты выбрал AR в качестве основы для стартапов?
— Если говорить конкретно о Magic Kids, то там AR используется только при необходимости, поскольку UX не так сильно развит. Но мы верим, что AR — интерфейс будущего. Сейчас мы живём в мире с плоским UI, который отображается экранах мониторов и смартфонов. Есть такое понятие, как фиджитализм — сочетание физического и цифрового взаимодействия. Когда очки дополненной реальности станут доступны всем, пользовательский опыт немного изменится, как и взаимодействие с нашей реальностью. Понятно, что сейчас AR используется, как правило, в маркетинговых целях и для достижения вау-эффекта. Но технология точно станет массовой когда-нибудь и изменит парадигму UX в будущем. Но вряд ли завтра. Возможно, послезавтра.
— До образовательных проектов твоя команда работала над мебельным маркетплейсом Faradise, но затем отошла от этой сферы. В интервью на одном из подкастов ты не исключал, что вернёшься к этой идее в будущем. Прошло полтора года. Ты изменил своё решение?
— Сейчас это сложно. Такое может быть выгодно только самому стратегу-производителю — например, IKEA или Hoff. Создавать маркетплейс с нуля очень тяжело: это дорого и долго, к тому же необходим неконкурентный трафик, который ещё нужно откуда-то взять. Поскольку маркетплейсы существуют благодаря комиссии, необходимо снизить стоимость клиента до минимума. Тогда мы не знали, как это сделать, да и сейчас тоже. Но нельзя отрицать, что эта идея перспективна и в будущем её снова можно рассмотреть.
— Твой бизнес работает в двух странах. Как это реализовано на практике?
— В США находится BizDev-команда, которая занимается развитием Magic Kids. В России студия сфокусирована на основной разработке и продажах. Некоторые разработчики находятся в Беларуси.
— Какова твоя роль в проекте помимо роли сооснователя? За какие процессы ты отвечаешь?
— На самом деле я вовлечён во все процессы. У нас много направлений: производство, маркетинг, продажи, привлечение инвестиций, работа с командой и так далее.
Мне кажется, я как фонарик, который освещает что-то одно. Несколько вещей осветить не получится: либо не хватит света, либо он будет слишком рассеянный. Поэтому я постоянно переключаюсь на разные задачи. Например, над проектом трудятся отдельные специалисты: CPO, геймдизайнер и так далее. В этом случае я «драйвлю» процесс, предлагаю своё видение и решаю некоторые задачи. Затем я вижу, что с продуктом всё хорошо и пора переключаться на маркетинг. Или понимаю, что нужно финансирование, и фокусируюсь на фандрайзинге. И так во всех направлениях.
При этом я постоянно общаюсь со всеми ребятами из студии. Раз в месяц лично созваниваюсь с каждым. Так я узнаю о каких-то нюансах в работе и стараюсь с ними разобраться.
— У тебя большой штат?
— Если брать в расчёт всех людей, то получится 19 человек: именно столько нас сейчас в Slack. Но нужно учесть, что у большинства из этих людей частичная занятость с фокусом на аутсорс: разработка, 3D-дизайн, иллюстраторы, UI-дизайнеры. То есть не все люди в штате задействованы на 100%.
Magic Kids и игровое обучение
— Как родился стартап Magic Kids? Вряд ли на его создание повлияла только пандемия.
— Размышляя над идеей для будущего стартапа с применением наших технологий, мы выделили три основных направления: e-commerce (как в случае с Faradise), образование и, наконец, игры. После заморозки Faradise мы задумались об игровом обучении, то есть совмещении игр и образования. Исследовали рынок и смотрели, где это применимо. Выяснилось, что детский сегмент самый удачный, а в сочетании с интерактивными технологиями игровое обучение имеет все шансы на успех.
— К каким преподавателям вы чаще обращались за консультациями при разработке уроков? Зарубежным или отечественным?
— Сначала нам помогали отечественные эксперты, но мы целились на рынок США и поняли, что нужно привлекать нативных учителей, так как методика преподавания там отличается. Мы собрали базу из 28 учителей-энтузиастов, заинтересованных в сотрудничестве. Также у нас есть education-дизайнер Наталья. Она живёт в Чили и занимается образовательными продуктами для американского рынка, при этом говорит на русском языке.
Мы разрабатываем для приложения уроки по следующим четырём направлениям: математика, логика, язык и окружающий мир. Далее эти задания изучают вышеупомянутые 28 специалистов. На основе их фидбэка и корректировок создаётся итоговый контент для Magic Kids.
— Где вы искали учителей?
— Нам очень сильно помог с контактами и нетворкингом акселератор Starta Ventures. Ну и, конечно, LinkedIn: на этой площадке мы находили разных преподавателей и общались с ними.
— Программа рассчитана на детей 4–8 лет. Как AR способствует их вовлечению в образовательный процесс?
Мы разрабатываем не просто сухие задания, а игру, в которой ребёнок кастомизирует собственного персонажа и управляет им. В перспективе мы добавим элементы социализации в виде мультиплеера, чтобы дети взаимодействовали друг с другом. С точки зрения интерактивных технологий заметно, что детям нравится дополненная реальность в любом виде. Также их впечатляет распознавание голоса.
Magic Kids прошла фокус-тесты, и в процессе тестирования мы выявили несколько недостатков. В новом обновлении контент будет распределён 50/50: часть геймплея будет в 3D-мире, а часть — непосредственно в дополненной реальности. При этом AR используется не как ключевой элемент приложения, а как красивое и интересное дополнение к нему.
— Как в приложении реализована система монетизации?
— Приложение работает по подписке. Также пользователю доступна неделя trial-версии. Мы экспериментируем с разными прайсами. Изначально был вариант 2 доллара в первый месяц и 10 долларов за последующие. Сейчас будем тестировать другие форматы.
— Зависимость от гаджетов — бич нашего времени. У детей она развивается ещё быстрее. У вас есть какие-то ограничения по времени в приложении?
— Да, мы даём ребёнку только 15 минут. Потом начинается «сценарная ночь»: можно бегать в игре, но никакого взаимодействия с виртуальным миром не произойдёт, так как он «ушёл на перерыв».
Если обсуждать эту проблему глобально, то, по моему мнению, попытка ограничить детей в использовании гаджетов — это немного ретроградный взгляд на ситуацию. Вспомните замечания родителей: «Не сиди долго у телевизора! Ослепнешь, получишь облучение…» Но мы всё равно его смотрели и ничего с нами не произошло. Сейчас то же самое. Детям нужны гаджеты, чтобы быть более продвинутыми, чем мы, в будущем. Их дети и наши внуки будут увлечены уже другими устройствами — например, какой-нибудь виртуальной вселенной. Это неизбежный процесс. Обеспокоенность по этому поводу выглядит так же, как и в случае с телевизором.
— Скептики парируют, что сейчас у подростков и даже взрослых людей развивается зависимость от смартфонов.
— Что ж, значит, мир пока не может предложить ничего интереснее.
О преимуществах Apple
— Ваши приложения сделаны только для iOS. Почему?
— Здесь я выделю пару моментов. Во-первых, сейчас мы фокусируемся только на рынке США, где превалируют iOS-устройства.
Во-вторых, самых разных устройств на Android очень много. У всех разные технические характеристики. Протестировать Magic Kids на каждой модели смартфона невозможно. С Apple всё иначе: вся техника приведена к общим стандартам. С точки зрения AR там есть технологии, которые слаженно работают «из коробки», используя внутреннюю мощность телефона.
— Получается, вы в принципе не хотите запускаться в Google Play?
— Мы разрабатываем под Google Play приложения на заказ. Если говорить о Magic Kids — пока нет. Но, в перспективе, когда освоим рынок Латинской Америки, мы, конечно, выпустим Android-версию.
— Видишь ли ты развитие Magic Kids в нашей стране с учётом цен на продукцию Apple? Например, в школах?
— Наше приложение рассчитано только на западный рынок. И у нас нет реализации B2B, только B2C. Мы думаем над этим, но сейчас у нас другие задачи. Есть стандарты, которым нужно соответствовать. К тому же в каждой стране разные подходы к внедрению новых учебных программ. Например, в России за это отвечает Министерство образования. В Америке немного не так: приложение нужно продать не «верхам», а самим школам, так как они получают гранты и сами решают, что покупать, а что нет.
— Много ли школ в теории готовы закупать подобные проекты?
— Всё зависит от проекта. Например, российская платформа для школьников «Учи.ру» работает не только в России, но и в других странах. Сервис хорошо функционирует и в Штатах, хотя, конечно, там всё сложнее.
Полезные советы для AR-специалистов
— Как эксперт в AR-приложениях, дай совет разработчикам, которые хотят начать дело в этой сфере.
— Если вы хотите сделать собственный продукт, не стоит думать, что приложение с фокусом на дополненную реальность — это то, что нужно пользователю. AR может стать вишенкой на торте, но не ключевой особенностью. Как правило, её используют по назначению: распознать объекты, дорисовать какие-то вещи и так далее. Например, маски и фильтры в Instagram* — это тоже дополненная реальность. Но сам Instagram* не находится в дополненной реальности. Поэтому не думайте, что, если в приложении будет AR, оно вмиг станет успешным.
Обращайте внимание на то, как AR работает на практике. В этом формате запускалось много образовательных проектов, но это далеко не вау-история. Например, если разместить объект на столе с возможностью рассмотреть его и покрутить в руках — будет прикольно, но на этом далеко не уехать. Я бы рассмотрел более практичные варианты — например, с расстановкой мебели. Но нужно уметь это продать. Как и в случае с маркетплейсом, можно предлагать на продажу плагины с дополненной реальностью мебельным компаниям напрямую.
И последний совет: приходите к нам! Будем творить вместе.