Геймдев
#статьи

Indiana Jones and the Great Circle — триумфальное возвращение героя детства

Поклон оригинальной кинотрилогии и игра, которая совсем не похожа на Uncharted и Tomb Raider — и это здорово.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Вы знакомы с доктором Джонсом? Знаменитый археолог, покоритель женских сердец, друг всего мира, злейший враг нацистов. Придуманный Джорджем Лукасом и Филипом Кауфманом персонаж стал одним из символов кинематографа 1980-х — и большой удачей для режиссёра Стивена Спилберга. Как и другая важнейшая работа Лукаса, «Звёздные войны», приключения Индианы быстро превратились в медиафраншизу с сериалом, книгами и видеоиграми по мотивам.

Кадр: фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» / Lucasfilm

Уже в новом веке владельцы прав предприняли две попытки вернуть героя на большие экраны — и на обе нельзя было взглянуть без мучений. Тогда как действие оригинальной трилогии разворачивалось в 1930-х, новые фильмы переносили зрителей в 1950–1960-е, что во многом меняло атмосферу повествования. Поседевшему Харрисону Форду не оставалось иного, кроме как спрятаться в холодильнике — пожалуй, это самый запоминающийся эпизод похождений его героя в новой эпохе.

Когда в 2021 году Bethesda Softworks анонсировала игру о культовом персонаже, многие ждали, что проект будет похож на серии Uncharted и Tomb Raider, признанные эквивалентами фильмов про Инди от мира видеоигр. Однако разработчики из шведской студии Machine Games под руководством Тодда Говарда, для которого проект стал «игрой мечты», пошли совсем другим путём — и сделали настоящее интерактивное продолжение оригинальных фильмов.

Релизный трейлер Indiana Jones and the Great Circle

Сквозняк из прошлого

С серией фильмов об Индиане Джонсе меня познакомил отец. Он передал мне эти фильмы как реликвию — из своей юности в моё детство. В отличие от других культовых героев, Индиана сразу подкупал своей человечностью. Правда, как и у многих супергероев, у него всегда было две жизни. В первой он — профессор археологии, глубокий знаток истории древних цивилизаций, умный и обаятельный собеседник. Во второй Индиана становится расхитителем гробниц.

Ему часто приходится действовать в экстраординарных обстоятельствах: под градом пуль, сходящими лавинами, древними проклятиями. Он часто почти терпит неудачу и испытывает нерешительность, а ещё патологически боится змей. И несмотря на всё это, он всё равно отправляется в очередное путешествие — просто потому что не может иначе.

Кадр: фильм «Индиана Джонс и храм судьбы» / Lucasfilm

Величественные египетские пирамиды с хитроумными ловушками и сетями катакомб, индийские храмы, в которых до сих пор проводят пугающие ритуалы, скрытые от любопытных глаз подземелья Венеции — фильмы франшизы манили в далёкие страны, в их самые таинственные и разнообразные места. Они сокрушали наивную веру в то, что человек уже знает достаточно о мире, в котором живёт. Приключения Индианы позволяли по-новому взглянуть и на ближайшее — даже если, увы и ах, я не мог уплыть на корабле или дирижабле за горизонт. Ну вот, например, что скрывается в недостроенной высотке? Если я пройду лес насквозь, что я смогу обнаружить в нём — и по ту сторону?

Конечно, у каждого поколения есть свои приключенческие фавориты, которые будоражат фантазию: так было и в Средние века с рыцарями, и много позже — с пиратами, ковбоями, рейнджерами. Однако мир Индианы был самым огромным, объединяющим разные цивилизации, а значит — и самым интересным для исследования. В эпоху между мировыми войнами с карты стирались последние белые пятна, модерн постоянно спотыкался об архаику. Желание прикоснуться к тайнам мира, который совсем скоро изменится навсегда, — что же, это было то желание, которое влюбило столь многих в приключения Индианы Джонса.

Кадр: фильм «Индиана Джонс и храм судьбы» / Lucasfilm

Кинотрилогии помогал и её разнообразный тон: порой — более напряжённый и пугающий, как в «Храме судьбы», порой — более весёлый и даже семейный, благодаря дуэту сына-Форда и отца-Коннери, в «Последнем крестовом походе».

Тайны настоящего волновали не меньше тайн древности: что же у Индианы произошло с Мэрион, его давней возлюбленной? Почему отношения отца и сына, выдающихся археологов, такие странные? Фильмы оставляли ощущение недосказанности — и это подкупало.

Кадр: фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» / Lucasfilm

На деле нас волнует не разгадка тайны, а сама тайна. И, как казалось, у приключений Индианы Джонса их было ещё много. Однако ни книги, ни последующие фильмы, ни даже очень хороший сериал о юном герое не возвращали того ощущения, которое дарила оригинальная трилогия. Мы выросли, постарели, и Инди — вместе с нами. Так казалось, но лишь до недавнего времени. 35 лет спустя доктор Джонс бодр и весел, как будто он всего лишь уезжал прочитать цикл лекций в соседний университет.

И всё, чем нам запомнились оригинальные фильмы, в Indiana Jones and the Great Circle есть.

Величайшая загадка человечества

Игра с ходу настраивает на тон первоисточника. Пролог воссоздаёт начало первого фильма: Индиана крадёт золотого идола из развалин перуанского храма, сталкивается с предательством помощника и улепётывает от огромного каменного валуна. Буквальный повтор знакомых событий мог бы показаться странным решением, но по факту первые 20 минут — это необходимая синхронизация. Ты сразу настраиваешься на нужный лад.

Вслед за другим персонажем Харрисона Форда хочется воскликнуть: «Чуи, мы дома», потому что всё, что игрок испытает за время пролога, похоже на ультимативный опыт игры об Индиане Джонсе. А дальше? Дальше — только больше.

Индиана готов расхищать гробницы
Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Сюжетная завязка Indiana Jones and the Great Circle поначалу кажется довольно простой: странный гигант крадёт мумию кошки из колледжа Маршалла, в котором преподаёт Индиана. Конечно, именитый археолог не может сидеть сложа руки — и отправляется в погоню за вором, следы которого ведут в Ватикан.

Как и положено сюжету о древних загадках человечества, чем больше узнаёт главный герой, тем более фантастичными становятся дальнейшие подробности. Любителям конспирологии будет о чём пораскинуть мозгами в ходе прохождения: это лихая история о тайных сообществах, неизвестных цивилизациях и могущественной силе, которую лучше предать забвению.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

В отличие от кинофильмов франшизы, в которых антагонисты мало запоминались, Indiana Jones and the Great Circle наконец-то предоставляет Индиане возможность помериться силами с кем-то равным себе — а именно с археологом Эммерихом Фоссом, адресантом Гитлера и любителем почитать Фрейда перед сном.

Черты характера Фосса гипертрофированы, и в этом смысле он по-прежнему «плохой парень из жанрового кино», порой пугающий, а порой смешной, — но у него есть то злодейское обаяние, благодаря которому его схватка с Инди подбирается по накалу к противостоянию между Шерлоком Холмсом и Мориарти.

Эммерих (Сломанный Нос) Фосс собственной персоной
Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Фосс — не только умный противник, но и умелый манипулятор. При достижении целей он полагается в первую очередь не на грубую силу, а на хитрость. В Ватикане, с которого начинается наше большое путешествие, главным антагонистом Индианы становится отец Вентура — ловкий священник, после серьёзной болезни папы римского ставший главным человеком в городе-государстве. Ради укрепления собственного положения Вентура готов пойти на сделку с фашистами — и пускает людей Муссолини на улицы Ватикана (совсем недавно получившего независимость от Италии) и в его тайные хранилища.

Однако, когда Муссолини, преследуя свою выгоду, даёт доступ к сокровищам католической церкви немецким союзникам в лице Фосса, Вентура пытается воспротивиться передаче реликвий. Фосс настолько убедительнее погрязшего в грехах и ошибках старого священника, прежде казавшегося игроку хитрым лисом, что за время минутного монолога не только Вентура отступается от того, что обязан хранить больше собственной жизни, но и игрок чувствует — с Фоссом игра пойдёт с большими ставками.

Нацисты прилетели
Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

У Эммериха много врагов даже в рядах нацистских офицеров. Взять хотя бы того же Ганса — номинального начальника раскопок в Гизе. Между ним и Фоссом существует конфликт старшинства. Они явно недолюбливают друг друга, и дело несколько раз чуть не доходит до прямого столкновения. Однако Фоссу удаётся сделать из прежде непокорного и вспыльчивого Ганса самого верного союзника, намеренно играя на его неуверенности в себе и слепой преданности фюреру.

Конечно, Индиана не мог обойтись в своих приключениях и без очередной подружки. Ей стала Джина Ломбарди — журналистка, которая ищет свою сестру, выдающегося лингвиста. По воле сюжета Инди и Джина становятся напарниками. Между ними не раз пробежит искра — но, как и в фильмах, эпизоды взаимодействия археолога и его следующей спутницы чаще вызывают улыбку.

Красотка Джина
Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Сюжет Indiana Jones and the Great Circle прекрасно повторяет рецептуру классических кинолент: смешные, мистические и насыщенные экшеном эпизоды постоянно чередуются примерно в равных пропорциях.

Набор локаций — тоже в духе трилогии: Гималаи и Гиза — привет фильму «В поисках утраченного ковчега», Ватикан — кивок в сторону Венеции из «Последнего крестового похода», а Сукотаи пусть и отдалённо, но всё же наводит на воспоминания о джунглях из «Храма судьбы».

В какой-то момент начинает казаться, что сценаристы позаимствуют даже эффектные сюжетные твисты у фильмов Спилберга — но, к счастью, здесь авторы лишь умело играют на ожиданиях фанатов. Темп самой истории, несмотря на размеренные геймплейные куски, бойкий. Юмор выдержан в знакомых по фильмам интонациях и порой исходит из откровенно дурацких ситуаций — но никогда не скатывается в фарс. А частые отсылки к событиям, персонажам и внутренним гэгам серии и вовсе заставляют воспринимать историю игры как подлинное продолжение франшизы.

Карта и ключ

Уровни в Indiana Jones and the Great Circle делятся на два типа: одни более короткие и линейные, другие — большие песочницы. Игра использует систему квестов, отслеживать которые можно в журнале. Помимо основной сюжетной линии, на больших локациях можно заняться сторонними активностями, среди которых сайд-квесты, бойцовские ринги, поиски артефактов и решение опциональных головоломок.

Игра периодически подталкивает к исследованию мира, но делает это не слишком навязчиво. Впрочем, изучать локации действительно интересно — и поэтому бежать напролом по основному сюжету совсем не хочется. Сайд-квесты выдались довольно занимательными, да и понаблюдать за тайной жизнью Ватикана или ходом раскопок в Гизе, подслушивая разговоры местных, любопытно (а порой и полезно). Сторонние активности в принципе не выглядят как очевидные филлеры. Они помогают насытить основной сюжет деталями, глубже раскрыть второстепенных персонажей и те точки на карте, куда занесло главного героя.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

В этом смысле Indiana Jones and the Great Circle гораздо ближе к перезапуску серии Hitman с её локациями-песочницами. И да, Инди тоже может примерить маскировку — особо внимательные NPC, впрочем, могут её раскрыть. Но выбор костюмов у него гораздо меньше, чем у Агента 47 — всего по паре на локацию.

Так же как и Hitman, игра подвигает к внимательному изучению пространств. В отличие от игр с открытым миром, в которых основным движущим фактором для этого становится любопытство игрока, в Indiana Jones and the Great Circle оно перемешивается с утилитарной полезностью: чем больше вы исследуете локации, тем проще вам будет ориентироваться на местности (а это необходимо для прохождения) и достигать основных целей. Да и прокачка пойдёт быстрее.

За выполнение дополнительных заданий Инди получает специальные очки — их можно использовать для открытия новых навыков и улучшения старых. Навыки становятся доступными, когда Инди находит соответствующие выпуски журналов: «Первая помощь», «Уличный бой» и другие. Они разбросаны по локациям и представляют один из элементов коллекционирования.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Хотя уровни-песочницы в целом компактны, зачастую для ориентирования на них потребуется карта, которая закреплена у Инди на планшете — доступ к ней осуществляется в реальном времени, без вызова меню. Диегитическим интерфейсом игра похожа на серию Metro — как и спасительной зажигалкой, которая помогает ориентироваться в тёмных подземельях.

Вообще вид от первого лица в совокупности с детализированным окружением создаёт прекрасную картинку и особые ощущения от исследования. Посмотреть фрески в Сикстинской капелле, задрать голову, любуясь пирамидой Хеопса, — по Ватикану, окрестностям Гизы и Сукотаи хочется бродить с фотоаппаратом.

И игра предоставляет такую возможность: камерой можно и нужно снимать всё примечательное, что попадается по пути: за это отсыпят ещё немного очков исследования, а Индиана забавно прокомментирует то, что видит в объектив. Фотоаппарат также работает и как умный ассистент при решении головоломок: если вы застряли, стоит пощёлкать элементы пазла — и главный герой озвучит пару подсказок.

В тенях и в гробницах

Основной геймплей Indiana Jones and the Great Circle можно поделить примерно на три одинаковые части: исследование локаций, решение головоломок и столкновения с противниками. Игра всем своим дизайном настоятельно рекомендует проходить последние в стелс-режиме — что, кстати, вполне отвечает духу оригинальных приключений. Хотя Инди не робкого десятка, он предпочитает не ввязываться в драку, когда это возможно.

По умолчанию стелс в Indiana Jones and the Great Circle довольно лёгок: вы вряд ли будете скучать по функции save/load, которой, кстати, в игре нет — обходиться приходится частыми чекпоинтами. Однако при желании можно настроить противников под себя: игра предлагает довольно тонкие возможности для калибровки. Можно увеличить диапазон зрения и уменьшить живучесть, или, наоборот, сделать врагов богатырями — но сократить их общее количество на уровнях.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Удобоваримый стелс делает игру доступной для широкой аудитории, но и скучать не заставляет. А вот боевая система выдалась двоякой. Основа боя — старая добрая рукопашная: блоки, слабые и сильные удары, а также кнут, который помогает подтягивать противников поближе к себе. Инди с удовольствием использует в качестве оружия и подручные предметы вроде сковородок и молотков, что добавляет схваткам хаотичности и веселья: предметы хорошо «чувствуются» в руках.

С противниками всё иначе — создаётся ощущение, будто колотишь мешки с картошкой. Отдельной занозой становятся неубиваемые овчарки, которых можно приструнить лишь на время.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

А вот огнестрельное оружие вас точно разочарует. В логике игры оно должно было стать редким (за счёт малого количества патронов), но мощным инструментом расправы. В действительности же оно полностью бессильно против боссов, да и рядовые нацисты могут выдержать не одно попадание в упор. Поэтому если вы планировали поиграть в залихватский шутер — лучше перепройдите последние части Wolfenstein, которые тоже сделала Machine Games.

Приключения Индианы гораздо медлительнее и, как говорится, вообще про другое. Любопытно, что игры серии Wolfenstein также предлагали выбор между стелсом и открытым боем — и в них скрытное прохождение быстро становилось неудобным и раздражающим. В Indiana Jones and the Great Circle чаша весов склонилась в другую сторону.

Головоломок в игре много: как опциональных, вроде подбора шифра к сейфу в стороне от квестов, так и больших и сложных, которые требуют значительных манипуляций с окружением. Их действительно интересно разгадывать: иные можно раскусить довольно быстро, а над другими придётся задуматься на пару минут — в общем, справедливая сложность для приключенческой игры.

Разгадываем второстепенную головоломку
Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Есть в игре и короткие адреналиновые сцены в духе Uncharted: например, побег из лагеря нацистов под градом пуль или эпизод в гробнице, в которую ежесекундно прибывает песок. О ещё более эффектных событиях невозможно рассказать без спойлеров — но поверьте, они не могли быть воссозданы в оригинальных фильмах. Этих фрагментов достаточно, чтобы взбудоражить игрока между более размеренными эпизодами, но разработчики не стремились сделать из игры аттракцион острых впечатлений.

Сильнее всего игра раскрывается во время исследования локаций, причём песочницы получились весьма разнообразными. Ватикан — самое обжитое пространство. На пятачке земли грудой навалены загадки и интриги — только успевай незаметно впрыгивать в очередное окно.

Близость зданий и достопримечательностей друг к другу часто возвращает героя в уже известные места. В другом случае можно было бы покачать головой из-за бэктрекинга, но в Indiana Jones and the Great Circle этот процесс здорового помогает: мы уже знаем местность и способны ориентироваться в ней для решения совершенно иной задачи.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

Окрестности Гизы, по ощущениям, кажутся самой просторной локацией: в ней уместились и пирамиды, и Большой сфинкс, и деревня местных жителей, и несколько погребённых в песках храмов. В Египте Индиане предстоит быть особенно осторожным: местность кишит патрулями нацистов. Передвижение по большим пустым пространствам, в ходе которого нужно внимательно следить за горизонтом, воспринимается совсем иначе, чем путешествие по узким и гораздо более безопасным улицам Ватикана.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

В Сукотаи Индиана и Джина получают в своё распоряжение лодку, и способ исследования вновь претерпевает метаморфозу. У нас есть база — рыбацкая деревня, за пределами которой дикий заболоченный мир, состоящий из обособленных островов. Локация становится фрагментарной. Это неуютное пространство, в которое мы совершаем вылазки, но, кажется, никогда не сможем узнать его до конца.

Индиана, Нейтан и Лара

При кажущемся — на основе общности «профессии» — подобии, серии Uncharted, Tomb Raider и новая игра об Инди занимают совсем разные ниши.

Uncharted — насыщенный боями и акробатикой экшен. Серию много и заслуженно ругали за людо-нарративный диссонанс: дружелюбный Нейтан Дрейк не моргнув глазом косит толпы противников. Но в логике игрового процесса франшизы, кажется, не может быть иначе: бои и эффектные сцены поставлены в ней во главу угла. И хотя Uncharted 4: A Thief’s End и спин-офф Uncharted: The Lost Legacy стараются слегка поменять формулу за счёт добавления более открытых локаций и расширения возможностей для стелса, основной геймплейный цикл остаётся тем же. Uncharted работает на адреналине — и, несмотря на сносный сюжет, в хорошем смысле остаётся игрой, живущей традиционным для TPS геймплеем.

Скриншот: игра Uncharted 4: A Thief’s End / Naughty Dog

Перезапуск серии Tomb Raider делает шаг в сторону мрачности. Во-первых, за счёт девушки-протагониста, которую, особенно в первой части, игроку беспрестанно жалко: разработчики не стесняются откровенно жестоких сцен с увечьями и страданиями героини.

Во-вторых, уже в Tomb Raider 2013 года разработчики из Crystal Dynamics сделали место действия большой локацией, которую можно исследовать в нелинейном порядке и выполнять дополнительные задания. Есть и акцент на стелсе.

Скриншот: игра Rise of the Tomb Raider / Crystal Dynamics

Ключевой же фишкой перезапуска можно назвать элементы жанра survival: это и доступный Ларе крафт, и жестокие погодные условия, которые, согласно задумке разработчиков, являются главными противниками протагонистки. Новая трилогия Tomb Raider — гораздо более мрачная и «системная» игра по сравнению с серией Uncharted, которой её создатели очевидно вдохновлялись.

Indiana Jones and the Great Circle оказывается равноудалённой от обеих серий. Вид от первого лица даёт совсем иные ощущения — в первую очередь, от исследования гробниц. Если Uncharted и Tomb Raider позволяют почувствовать себя расхитителем, то новый проект помогает представить себя археологом, главная задача которого — изучение, а главная эмоция — удивление. Indiana Jones and the Great Circle прекрасно работает с пространством: когда ты проходишь в тёмный склеп, бережно сжимая зажигалку и отпугивая светом скорпионов, — получается более иммерсивный опыт.

Скриншот: игра Indiana Jones and the Great Circle / Machine Games

* * *

Игра об Индиане медлительна, но в то же время разнообразна. Временами в ней слышны отголоски Hitman, игр Arkane и даже полузабытой The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Но если эти тайтлы можно назвать хардкорными, то Indiana Jones and the Great Circle упрощает многие их элементы, оставаясь дружелюбной, но по-прежнему захватывающей игрой о любимом персонаже. При всех шероховатостях искусственного интеллекта и откровенно слабой боёвке проект Machine Games — это лучший подарок для всех фанатов доктора Джонса и его приключений.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована