Разработчик, талантливый бизнесмен и создатель Steam. Гейб Ньюэлл в цитатах
Собрали яркие высказывания автора культовой серии Half-Life.
Rick Post / Adam Mickel / Pexels / ALexander McKohn / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media
Гейб Ньюэлл — соучредитель и глава компании Valve, один из создателей культовой серии Half-Life и талантливый предприниматель. После того как Ньюэлл бросил Гарвардский университет, он тринадцать лет проработал в корпорации Microsoft, где выступил в качестве продюсера при разработке нескольких операционных систем Windows.
Вдохновлённый Майклом Абрашем, который покинул Microsoft, чтобы работать над шутером Quake в id Software, Гейб Ньюэлл и его коллега Майк Харрингтон тоже ушли из корпорации, чтобы в 1996 году основать Valve. Они вложили все свои активы в Valve и разработку шутера Half-Life, который в будущем оказал заметное влияние на игровую индустрию. А на фоне разработки Half-Life 2 Гейб Ньюэлл с командой создал Steam — сперва обычный лончер для запуска игр Valve, а сейчас — один из главных сервисов цифровой дистрибуции в индустрии.
15 июля 2021 года Гейб Ньюэлл представил игровую платформу Steam Deck. Устройство можно будет использовать и как портативную консоль, и как полноценный PC, при этом на него получится установить любое программное обеспечение, в том числе Windows со всеми популярными игровыми магазинами.
Ньюэлл — яркая и заметная личность в игровой индустрии. Мы прочитали несколько его интервью (1, 2, 3) и выбрали из них самые важные цитаты.
Мы гораздо ближе к «Матрице», чем вы думаете. Я имею в виду не сам фильм — в нём упущена техническая сторона вопроса. В мире, где нейрокомпьютерные интерфейсы будут хорошо развиты, мы сможем создавать невероятный опыт для наших пользователей. Мне очень приятно работать с текущей командой. Перед нами открывается столько возможностей, что будущее выглядит очень волнующе.
Оказывается, человеческий мозг обладает действительно хорошими интерфейсами для одних функций и плохо спроектированными — для других. И тот факт, что наша иммунная система участвует в контроле температуры тела, означает, что в мозге есть сразу несколько долей, которые участвуют в восприятии холода, в то время как моторная кора и зрительная кора отвечают за определённую часть восприятия и реакций, поэтому к ним проще подключить нейрокомпьютерный интерфейс. В ходе работы мы с коллегами узнаем много нового о том, что в нашем мозге работает, а что — нет, какие вещи ценны для людей, а какие — лишь трюки для развлечения, которые в долгосрочной перспективе бесполезны.
Мы обычно считаем себя ориентированными на клиента, а не на производство. Большинство наших решений принимается не для того, чтобы оптимизировать процессы, а для того, чтобы быстро развиваться и лучше обслуживать пользователей наших сервисов.
Steam — это набор инструментов и сервисов, которые позволяют создателям цифрового контента выстраивать отношения с аудиторией. Это поддержка игр, общение с игроками, распространение новостей, отслеживание продаж и другие подобные вещи. Мы успешны потому, что наши клиенты и партнёры чувствуют: благодаря нашим услугам они тоже развиваются. Поэтому они нам доверяют.
Half-Life стала нашей ответной реакцией на распространённые в 1990-х тривиальные экшены от первого лица. Многие из нас влюбились в видеоигры из-за их феноменальных возможностей, но затем почувствовали, что индустрия сводит весь геймплейный опыт к общему знаменателю, не исследуя новые возможности. Мы надеялись [разрабатывая Half-Life], что создание миров и персонажей будет более увлекательным занятием, чем строительство однотипных тиров.
Мы всегда с тревогой относимся ко всему, что выпускаем. Создание головоломки от первого лица влечёт за собой дополнительные риски. Мы — частная компания, принадлежащая сотрудникам. И это даёт нам больше свободы для творческих и дизайнерских рисков, которые в совокупности и в долгосрочной перспективе будут менее рискованными, чем краткосрочные решения. Игровое сообщество достаточно искушено, чтобы признать этот компромисс, поддержать нас в этом направлении и простить нам периодические фиаско.
В мире существует фундаментальное заблуждение о пиратстве. Пиратство в большинстве случаев — проблема обслуживания, а не ценообразования. Например, если пират предлагает продукт, который можно купить с любого PC в любой точке мира круглосуточно и без выходных, а официальный дистрибьютор при этом говорит, что легальные копии игры появятся в вашем регионе через три месяца после выпуска в США и приобрести их можно будет только в специализированном магазине, то услуга пирата будет более ценной. Большинство мер, защищающих игры от пиратов, вроде DRM, снижают ценность товара либо ограничивают его доступность.
Наша цель — повысить ценность услуг, чтобы уничтожить пиратство, и мы в этом достаточно преуспели. Так что пиратство не проблема для нашей компании. Например, перед выходом на российский рынок нам сказали, что Россия — пустая трата времени, потому что там нашу продукцию будут активно пиратить. Эта страна вот-вот станет нашим крупнейшим рынком в Европе (цитата взята из интервью 2011 года. — Прим. ред.).
Учитывая историю новых медиа, я полагаю, что [принятие игр как искусства] — лишь вопрос времени. Игры обязательно будут признаны искусством. Телевидение, фильмы, пьесы, комиксы и тому подобное — всё это прошло через начальное осуждение и критический скептицизм масс. Полагаю, Гомера в своё время спрашивали, почему устная эпическая поэзия не так ценна в художественном отношении, как наскальные рисунки.
Моя любимая Half-Life — Portal 2. Над ней я работал меньше, чем над оригинальной Half-Life. Когда люди спрашивают меня о подобном, я вспоминаю не готовые продукты, а упущенные возможности. Это всё равно что разочаровываться на смертном одре в том, что до чего-то не догадался или что-то не успел реализовать. Мне нравится Portal 2 в том числе и потому, что я принимал в её создании минимум участия. Но когда я её прошёл, то сразу сказал команде разработчиков: «Ого, это крутая игра, хорошая работа, ребят!»
В свой стандартный рабочий день, если он распланирован, я стараюсь не распыляться на мелкие задачи. Решаю проблемы по мере их поступления. Много времени провожу в электронной почте. Решаю деловые вопросы, а также курирую игровую разработку, думая о взаимодействии с прессой и всём, что связано со Steam. Мне очень нравится сотрудничать с нашими специалистами и приобщаться к созданию игр. Это мотивирует и придаёт сил. А когда текущие задачи не требуют моего участия, я уделяю внимание исследованиям, связанным с нейрокомпьютерными интерфейсами (brain-computer-interface, BCI). Думаю, это крайне перспективная технология, которая в будущем станет более чем актуальной.
Создавая игры, мы тщательно всё анализируем, обсуждаем достигнутое и двигаемся вперёд, пытаясь понять, что мы можем улучшить или создать с нуля. Взять, к примеру, Artifact — мы долго думали, что пошло не так и почему игра провалилась. Такой опыт помогает исправлять ошибки и двигаться вперёд. Когда ты занимаешься анализом и смотришь в будущее — это полезно. А когда просто довольствуешься тем или иным достижением, то не получаешь никакой пользы.
То, чем я занимаюсь, — весело. Разработка игр — крайне увлекательное занятие. Ты придумываешь много нового, затем видишь, как это работает. Мы совершили прорыв с Half-Life 2, затем сконцентрировались на эпизодической подаче истории, а дальше задумались о мультиплеерных проектах. С Half-Life: Alyx мы вновь получили возможность создать нечто уникальное. Технологии развиваются — и сейчас они захватывающие как никогда.
Зачем тратить четыре года своей жизни на создание чего-то, что в итоге не станет инновационным?
Я благополучно не говорю о Half-Life 3 долгое время. Надеюсь не поднимать эту тему до тех пор, пока её не перестанут обсуждать. Потом мы предоставим почву для новой порции вопросов. Приятный момент состоит в том, что, не отвечая, я не даю сообществу придумывать новые, такие же сложные домыслы и теории.