Где найти аудиоэффекты для вашей игры
Что делать, если денег мало, а озвучивать игру как-то нужно.
nvidia
Мало что погружает в игру так, как выразительный звуковой ряд. Очень часто музыка или специфический аудиосигнал становятся нашим самым ярким воспоминанием об игре. Они же приучают нас полагаться на слух, чтобы вовремя распознать опасность — или понять, что вообще происходит в той или иной сцене.
Не зря саунд-дизайнеры крупных студий годами работают над тем, чтобы извлечь или найти нужные звуки для больших игр вроде Half-Life или BioShock. Но что делать, если вы инди-разработчик и ваш бюджет строго ограничен? Разбираемся с помощью независимых геймдизайнеров.
Звуковые редакторы
В 1980-х, когда звуковые чипы приставок могли воспроизводить только четыре аудиоканала, все звуки для игр разработчикам приходилось сочинять на синтезаторах. С их помощью программисты, часто выступавшие в роли композиторов, создавали звуки, а затем манипулировали ими, меняя их высоту и скорость или форму аудиосигнала.
Сегодня те же задачи выполняют DAW — цифровые звуковые станции, или, проще говоря, музыкальные редакторы. В них пишут не только пафосные оркестровки для AAA-блокбастеров, но и восьмибитные мелодии, шарм которых тоже никуда не делся.
Например, автор Undertale Тоби Фокс написал саундтрек для своей игры, используя бесплатные сэмплы в редакторе FL Studios. А создатель фермерской RPG Stardew Valley Эрик Барон сделал всю музыку и звуковые эффекты с помощью Reason Studios. Если вам близка эстетика этих игр, можете пойти тем же путём. Тем более что FL Studios и Reason Studios можно попробовать бесплатно, скачав программы с официального сайта.
Есть также бесплатные программы, предназначенные исключительно для обработки звука, — например, Audacity. Они пригодятся для следующего метода саунд-дизайна.
Запись на микрофон
У крупных игровых компаний есть отдельные студии звукозаписи, где саунд-дизайнеры превращают, например, хруст овощей в хруст костей персонажей. Но часть этих звуков можно воссоздать и в домашних условиях.
Например, тот же хруст костей воссоздаётся при помощи фруктов и овощей, которые режут, протыкают и разбивают перед микрофоном. А шум ветра можно сымитировать, если подуть в пустую бутылку, помахать веткой с листьями или протащить подушку по ковру.
Валентин Щекин (Primary Games), в одиночку сделавший инди-хоррор Never Again, рекомендует найти место с хорошей звукоизоляцией. Так, многие эффекты для своей игры ему пришлось записывать в гардеробной, где висящая одежда сглаживала звуковые отражения.
Разработчик также советует построить звукоизоляционную кабинку или арендовать для записи репетиционную точку. В крайнем случае можно и вовсе залезть в шкаф — только нужно учитывать, что звук из-за размеров помещения не получится объёмным. «Выкрутиться можно», — отмечает геймдизайнер.
Валентину помогло то, что до начала карьеры в геймдеве он работал звукорежиссёром и от прошлой работы у него остались не только нужные навыки, но и хорошие микрофоны, а также аппаратура для сведения звука. Но есть среди разработчиков и те, кто обходится без профессиональной техники.
Художница и геймдизайнер Юля Кожемяко (Supr Experience), создающая игры-инсталляции, пользуется микрофоном Blue Yeti (13-14 тысяч рублей), предназначенным для стриминга. Иногда, по её словам, хватает и мобильного диктофона.
Необязательно иметь классный микрофон. Можно записать на телефон шумы на улице, обработать их в [программе] и использовать в игре».
Юля Кожемяко,
инди-разработчица
Такие записи пригодятся для эмбиенса — звукового фона, создающего атмосферу определённой локации или сцены.
Впрочем, как отмечает Валентин Щекин, запись звуков — дело сложное, и разработчикам без опыта работы со звуком не вполне подходит. Для них есть специальные ресурсы.
Библиотеки звуков
Существует множество сайтов, где можно бесплатно скачать звуковые сэмплы для роликов и видеоигр. «Это спасает людей, которые сами не умеют работать со звуком и не могут заплатить за это другим», — рассказывает Юля Кожемяко.
Каталог самой популярной библиотеки звуков, Freesound, может предложить больше 400 тысяч сэмплов. Пополняют её сами пользователи, поэтому качество звуков может разниться — зато у проекта есть активное сообщество, которое делится работами и советами на форумах портала.
Начинающим разработчикам также могут пригодиться следующие сервисы:
- Сайты, предназначенные исключительно для поиска и скачивания бесплатных аудиоэффектов: Soundgator и SoundBible.
- Платные библиотеки, где можно купить сэмплы за умеренную цену: Epidemic Sound предлагает качественные сэмплы по цене 1-2 доллара каждый, а на сайте Soundsnap можно скачать пять аудиоэффектов за 15 долларов.
- Сервисы с бесплатной подпиской: например, сайт Soundly, каталог которого насчитывает больше 2 500 звуков.
Валентин Щекин использовал эти сервисы для поиска эффектов, которые нельзя воссоздать в домашних условиях, — например, выстрелов или взрывов. Он, правда, отмечает, что многие бесплатные звуки нельзя использовать в чистом виде: они требуют дальнейшей доработки в редакторе.
Иногда из этого получается что-то действительно запоминающееся, вроде звука зарядной станции из Half-Life. К пиканью медицинского аппарата Valve добавили электронный гул, после чего закольцевали получившийся сэмпл — и получился звук, который отпечатался в памяти нескольких поколений игроков.
Помощь со стороны
Конечно, всегда можно позвать профессионалов. И их не так уж сложно найти: как утверждает Юля Кожемяко, существует довольно много композиторов, которые хотят попасть в геймдев, — они готовы писать звуки для портфолио недорого или даже бесплатно.
«После того как я сделала свою первую игру, мне поступило довольно много предложений написать музыку для следующих игр. Так что у меня даже выбор есть».
Юля Кожемяко,
инди-разработчица
Помощь композитора пригодится тем, у кого нет опыта сочинения музыки или работы со звуком, — в любом случае стоить это будет куда дешевле, чем услуги целой студии.
На самом деле мало какой саунд-дизайнер или разработчик, даже независимый, использует только один способ создания звуков. Как правило, своё применение находится каждому из них.
Главное — уметь грамотно распорядиться теми ресурсами, что у вас есть. В остальном же единственный ограничитель — ваша фантазия.