Скидки до 50% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Геймдев
#статьи

Если Clair Obscur: Expedition 33 — не высокое искусство, то что тогда

Тот случай, когда основательный подход к каждой детали принёс свои плоды.

Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

По какой-то непонятной мне причине в Сети до сих пор спорят, можно ли считать видеоигры искусством. Искусство — это способ выразить то, что невозможно сказать напрямую. Это создание образов, выражающих идеи и эмоции через символы, формы и звуки. Почему же игры — не искусство? Ведь именно это они и делают.

Но некоторые игры идут дальше и становятся высокохудожественным искусством. В них есть эстетическая сложность, философское содержание, символическая нагрузка. Пусть и не сразу, они приобретают культовый статус и попадают в учебники и на художественные выставки — в том или ином виде.

Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Отличие видеоигр от многих других форм искусства в том, что они сочетают в себе сразу всё. Это и арт, и музыка, и анимация, и повествование, и — главная особенность — иммерсивность. Даже танец в видеоигре может быть.

В Clair Obscur: Expedition 33 от французской студии Sandfall Interactive каждый из этих элементов представляет собой высокое искусство. И все вместе они образуют неподражаемое эстетически прекрасное произведение, которое захватывает ум и заставляет сердце биться чаще.

Если вы пройдёте игру, то обнаружите ещё и мощный метакомментарий на этот счёт
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Искусство смерти

Clair Obscur сразу задаёт нужный настрой. Игра начинается в Гоммаж — день массовой смерти. Художница на далёком континенте рисует на своём огромном обелиске число 33 — и все, кому 33 года, исчезают. Началось это давным-давно, и народ Люмьера уже привык. Каждый год они дарят на Гоммаж цветочные венки тем, кого в этот день не станет. С каждым годом цветы покупают всё меньше. Художница рисует свои числа по убыванию и вот уже добралась до 33.

Каждый год Люмьер отправляет экспедиции отважных героев на континент, чтобы они добрались до Художницы и убили её. Чтобы Гоммаж наконец прекратился. Но экспедиции не возвращаются, а счётчик всё идёт.

Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Гюстав отправляется в 33-ю экспедицию, но сначала ему нужно проститься с любовью всей жизни: увы, в этот Гоммаж он её потеряет. Люмьер скорбит, но Люмьер несокрушим. Уж у этой экспедиции точно получится. А если нет, то у следующей. И так год за годом. К смерти все привыкли, к смерти все готовы. Девиз экспедиции гласит, что нужно идти до конца, несмотря на потери.

Потери случаются сразу же, как только экспедиция высаживается на берег континента. Выживают только четверо: Гюстав, его воспитанница Маэль, которая пошла в экспедицию несмотря на то, что ей всего 16, Люнэ и Сиэль. Им предстоит большое путешествие, завершением которого должна стать победа над Художницей. Континент наполнен самыми разными странными существами: с большей частью из них придётся сразиться, но с другими — подружиться.

Clair Obscur сразу задаёт нужный настрой. Это история о травмах, боли и потере. О смерти. Но и о надежде, которая заставляет идти дальше, несмотря ни на что.

Всю игру экспедиция будет находить трупы своих предшественников. Некоторые локации буквально залиты их кровью. Рядом с трупами иногда можно найти и дневниковые записи, которые расскажут, что приключилось с экспедицией и как она погибла. Полный тлен
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

В плане визуального стиля игра во многом наследует Прекрасной эпохе Франции — с её изяществом, гламуром и роскошью. И это интересно контрастирует с сутью Clair Obscur — она про кромешный декаданс. Эффект примерно такой же, как в «Атаке титанов», когда отряд главного героя усердно тренируется, превозмогает под эпическую музыку, а потом… их всех просто жестоко убивают, а немногие выжившие склоняются в ужасе над павшими товарищами, которым выпустили кишки.

Вот такая Clair Obscur: Expedition 33 на самом деле. Страшная и мрачная. Я ещё упомяну произведения студии FromSoftware ниже, но да, ближайший ориентир — это Dark Souls. Вечная осень. Тлен. Вселенская боль. Но есть какой-то едва различимый лучик надежды всё-таки.

Милый пухлик Эскье — несомненно комичный персонаж, но в некоторых его словах столько смысла, сколько в иной высокой литературе не встретишь
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

В своём приключении Экспедиция 33 встретит ещё несколько персонажей, которые присоединятся к борьбе с Художницей: таинственного Версо, который путешествовал с разными предыдущими экспедициями (и видел их смерть), его друга Моноко и очаровательного Эскье, на котором герои будут передвигаться по континенту.

Каждый член экспедиции проработан до мельчайших подробностей, у каждого есть своя драма и травма. Даже у Эскье — он собирает «каменюки» и очень их любит. Но однажды даже он заговорит о смерти, пусть и в своей манере. Потеря и переживание её — вообще одна из главенствующих мыслей в игре. Каждый в экспедиции кого-то потерял, каждый переживает это по-своему.

Сиэль давно приняла смерть. Она называет её своей подругой
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Есть в Clair Obscur и хороший добрый юмор, который оттеняет мрак. Так, континент, помимо жутких монстров, населяют жестрали — милые (преимущественно) деревянные существа с кистями на головах (Художница, помните?). Обычно они несут околесицу, но всё-таки весёлую околесицу. Есть и существа другого типа, которые не приемлют насилия и издревле решают свои проблемы поэтическим спором.

Это так потому, что равно как в комедии обязательно должна быть драма, так и в драме должна быть комедия. Два этих жанра извечно идут рука об руку, в настоящем высоком искусстве они неразделимы. Любая действительно хорошая история сочетает и то, и другое.

Как насчёт «пляжного эпизода»?
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Экспедиция 33 на своём пути посетит множество самых разных мест — и очень мрачных, и умиротворяющих, и забавных. Каждая локация таит в себе загадку, которая в полной мере раскроет себя после того, как герои доберутся до Художницы и узнают правду. И опять же — «Атака титанов», когда Эрен наконец попадает в подвал отца, то он и зритель испытывают шок. Такой же шок ждёт и игроков в Clair Obscur: Expedition 33.

Финальный твист поначалу обескураживает, тем более что новой информации вываливается сразу много. Но потом понимаешь, что всю игру к этому вели разные сюжетные ниточки и даже разные геймплейные моменты, а ты просто не понимал, к чему именно они ведут. Плюс игра после этого не заканчивается, и произошедшее дают осознать в полной мере. Случается вау-эффект, и всё после него уже не такое, как прежде. Это произведение блистательно придумано и написано — очень мало что сравнится с ним. Даже какой-нибудь «Волхв» Фаулза меркнет. Я серьёзно.

Одна из самых трогательных сцен в игре. Версо с детства любит музыку и играл на фортепиано. Маэль обещает ему, что однажды, когда они покончат с Художницей, они отстроят в Люмьере для него целый оперный театр. Эта сюжетная ниточка приводит к ужасающему результату в одной из концовок игры
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Многие видеоигры страдают от скомканных концовок. Может быть, это потому, что далеко не все игроки добираются до конца, а значит, сильно стараться и не нужно. Но в Clair Obscur: Expedition 33 с этим порядок: титры пойдут только тогда, когда все персонажи раскроют себя, все сюжетные нити найдут завершение, все эмоции будут дожаты. Концовка в игре обстоятельная, большая, эпичная, трогательная, эмоциональная.

Причём она полностью меняет восприятие истории. Ты начинаешь анализировать всё, что видел в игре, и переосмысливать. Это тоже можно назвать геймплеем — просто он продолжается в голове. Ах, вот оно зачем там было. Ах, вот почему там было так. Складывать этот сложносочинённый пазл необычайно интересно и приятно.

Многочисленные боссы тоже раскрывают себя наиболее полно, когда узнаёшь, кто такая на самом деле Художница и что она сотворила
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Ну а если будет мало — можно загрузиться и продолжить исследовать континент. И там есть чем заняться. Во-первых, зайти во все локации, которые пропустил в путешествии и одолеть там всех боссов. Во-вторых, парящие острова — Эскье ближе к финалу как раз учится летать. В-третьих, подводные локации, в одной из которых обитает самый сложный босс в игре.

Мир игры настолько цепляет, что после титров немедленно хочется и видеоигровое продолжение, и кино по мотивам, и книгу (а лучше красивый графический роман в толстой обложке), расширяющую лор.

Сюжет и мир Clair Obscur: Expedition 33 — просто волшебство.

Симон делает так, что у ваших бойцов остаётся одна жизнь. А ещё он делает так, что воскресить сопартийцев не выйдет. Он просто причиняет боль — очень сильную

Механика смерти

Игромеханически Clair Obscur: Expedition 33 — JRPG, но со своими уникальными особенностями. Локации в основном коридорные, с шастающими туда-сюда или загораживающими проход врагами. Но со множеством ответвлений — порой таких, что можно заблудиться. Врагов надо атаковать до того, как это сделают они: тогда первый ход за игроком. Ну как правило.

Локации стоит исследовать: обычно там есть секреты и мини-боссы, за которых дают хорошую награду. Ну а ещё они просто безумно красивые.

Бои тоже как в JRPG — пошаговые. Но есть важный нюанс, который, вероятно, оттолкнёт часть игроков. Дело в том, что авторы скрестили традиционную JRPG-боёвку с соулслайковой. Это действительно свежий взгляд, и даже странно, что никто до этого раньше не додумался. По крайней мере в популярных JRPG. Да, в них бывает парирование, но, как правило, это автоматический контрудар. В Clair Obscur: Expedition 33 всё не так.

Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Можно либо увернуться от удара, либо его парировать. Уворот ничего не даёт, если только вы не возьмёте какие-нибудь пассивные скиллы, которые дают за него очки действия или что-нибудь ещё. Но зато он делается проще: окно гораздо шире.

Если же парировать все удары, которые делает враг, то персонаж контратакует — и нанесёт хороший урон. Причём если противник проводит комбо, то нужно парировать все удары в нём, иначе контратаки не случится. Окно, разумеется, гораздо уже, чем при увороте.

Из другого интересного: в ударах задействуется QTE — если прожать нужные кнопки в нужный момент, то удар выйдет сильнее. Ну или, например, лечение.

Авторы сначала посоветовали уклоняться, запоминая паттерны, но потом предложили другой способ — умирать. И действительно, проще несколько раз умереть, запомнив атаки. Ну или не пару, а больше: некоторые боссы двухфазные, и на второй фазе их паттерны полностью меняются. Да и некоторые враги во второй половине игры накладывают на героев цепи, которые не дают уклоняться. Однажды я и вовсе встретил мини-босса, который ходит всегда — без парирований его просто не пройти. Это всё сближает Clair Obscur с соулслайками, где смерть — важная составляющая геймплея.

Если вы думаете, что лёгкий уровень сложности избавит вас от парирований, то нет. Противники будут наносить меньше урона, но всё равно могут вынести всю команду — просто на это им потребуется больше времени.

Один из опциональных боссов. Противники подле неё накачивают её яростью, что позволяет ей атаковать очень часто. Без парирований будет сложно

Причём подавляющее большинство ударов никак не индексируется, надо внимательно следить за тем, что делает противник, и порой даже отсчитывать секунды после анимации до удара. Существенным минусом здесь становится тот факт, что нельзя просто так начать с начала, если, скажем, два бойца выбыли — надо дождаться своего хода, и лишь потом можно будет загрузиться. Ну либо же надо дать всем умереть. В игре, где смерть — важная часть геймплея, это неприятный момент.

А ведь видов врагов не просто много, а очень много. Это вообще отдельный разговор — как авторы сумели сделать такое огромное количество противников сравнительно небольшим коллективом, и ведь у всех из них уникальные удары и особые тайминги. Некоторые встречаются буквально два-три раза — непомерное расточительство для современного геймдева. Но Sandfall захотела и сделала. Количество человекочасов поражает воображение.

Как насчёт отряда, который беспрестанно накладывает щиты? И ещё и порчу. Да и ходит постоянно…
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Полагаю, парирование в основе боёвки — камень преткновения, который отвадит от Clair Obscur: Expedition 33 часть аудитории. Да, Clair Obscur — сложная, и к боссам, а то и к мини-боссам приходится бегать раз за разом. Сохранения обычно рядом, так что сильной мороки этот процесс не доставляет, но да — надо учить атаки и попадать в паттерны. Без этого никак.

Все персонажи очень разные. Гюстав, например, накапливает энергию и потом жарит со всей мощи. Маэль переключается между разными стойками, каждая со своими особенностями. Сиэль накладывает предвестья, а затем наносит мощный урон, поглощая их. Версо копит ранг атаки, не получая урона, — чем больше, чем сильнее удары. Моноко вообще собирает ноги противников и таким образом учит их удары.

Есть ещё мощные градиент-атаки — очки для них копятся на весь отряд по ходу боя
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Помимо скиллов, которые открываются за очки навыков, есть ещё огромное количество пассивок, которые надо искать в мире. Это в том числе мотивирует драться с мини-боссами и исследовать локации: мало ли что попадётся.

А попасться может всякое. Например, пассивки для одиночки — это если вы захотите выпнуть из отряда всех, кроме одного. Опция для мазохистов, но всё равно забавно. Огромное количество пассивок обеспечивает широкую настройку бойцов — для любителей настраивать билды тут огромный простор.

Я, например, накачал Люнэ на поджог (накладывает ожог на цель и снимает здоровье каждый ход), Маэль — на виртуозную стойку (автоматический хил при переключении стойки) и мощные парирования (а ещё она тоже жжёт), а Версо — на частые удары. Простор для творчества действительно гигантский.

Когда первая часть экспедиции погибает, можно призвать вторую. Но тому же Моноко надо убить противника, чтобы стащить его ногу, так что его имеет смысл держать в первом отряде — если вы хотите дать ему новые скиллы, конечно
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Герои, разумеется, прокачиваются. Пассивки тоже, если найти такую же. С пассивками вообще интересно: изначально ты можешь поставить персонажу три штуки во временные слоты, но потом он (и вся экспедиция) их запомнит — и можно будет поставить их за специальные очки уже в другие слоты, постоянные. Таким образом можно накачать персонажа так, что у него будет действовать сразу огромное количество пассивок. Билды, билды…

Есть и разные состояния. Противники (и группа) могут ставить щиты (против них есть скиллы, либо же их можно просто сбивать дальними выстрелами), проклинать, накладывать порчу, обездвиживать — очень много вариантов. И у всех врагов разные умения, разные паттерны атак, они образуют разные комбинации.

Ну это уже Bloodborne. Да и музыка там играет соответствующая
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Эстетика смерти

Композитор Лорьен Тестар писал музыку для Clair Obscur: Expedition 33 целых пять лет. Получилось больше семи часов музыки (столько выложено на стриминговых сервисах) — и она настолько прекрасна, что ею хочется делиться. Со всеми. И надоедать, мол, послушай обязательно. Это высокое музыкальное искусство, в котором из виолончелей, клавиш, акустики и голоса складываются композиции, которые должны брать «Грэмми» как минимум. А ведь есть ещё треки с виртуальными инструментами — все в разных жанрах.

За вокал и, собственно, вокальное изображение музыки отвечала певица Элис Дюпор-Персье — она подарила Clair Obscur потрясающий голос в песнях, которые связаны с персонажами игры. Это попросту великая работа, в которой приняло участие большое количество музыкантов, владеющих разными инструментами — от духовых до струнных.

В озвучивании героев поучаствовали известные актёры — Энтони Сёркис и Чарли Кокс, например. Благодаря их таланту и перформансу персонажи вышли настолько живыми.

Когда Эскье учится летать, перед вам открывается весь континент — и там есть чем заняться
Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Но Clair Obscur: Expedition 33 — она прекрасна во всём. Её эстетика неподражаема, и каждый, кто вложил в неё частичку себя, — преуспел. О чём уж там говорить, это образцовая работа с Unreal Engine 5: игра прекрасно оптимизирована и идёт даже на слабых видеокартах.

Экспедиция в своём путешествии посещает множество локаций (игра длится примерно 40 часов), но есть и необязательные — и каждая обладает своим неповторимым шармом. Одни напоминают о Dark Souls или Elden Ring, другие непохожи ни на что. Их нарисовали талантливые художники, об источниках вдохновения которых остаётся только гадать.

И если вы считаете танец искусством, то танцы здесь тоже есть — пусть и в виде боя.

Если обобщить, то авторы Clair Obscur: Expedition 33 просто основательно подошли к абсолютно каждой детали игры — от озвучки и музыки до сюжета и боевой системы. Это запредельный уровень фанатизма в работе. В каждом её кусочке. В каждом, без исключения.

Clair Obscur опустошает, выматывает, высушивает. Но благодаря ей ты со всей силы начинаешь любить видеоигры. Ты понимаешь, что нет лучшего вида искусства, настолько же сильного, чем видеоигры. Попросту нет настолько же мощного способа доносить идеи, эмоции, погружать в миры и вдохновлять, зачаровывать. Все другие виды искусства меркнут перед видеоиграми. В таком вот обличье они совершенны.

Скриншот: игра Clair Obscur: Expedition 33 / Sandfall Interactive

Clair Obscur: Expedition 33 не просто игра. Это творение художников, которые всё тщательно продумали. Это — высокое искусство. Её можно было бы показывать в музеях, но это невозможно: она много больше, чем любой музей. Она не влезет ни в какой музей. Даже если ты по какой-то причине устал от видеоигр — Clair Obscur вернёт тебя в чувство.

Это действительно шедевр. Каждое такое произведение — на вес золота.



Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована