Геймдев
#статьи

Что такое спидран — и какие приёмы используют игроки во время забегов на скорость

Баги, глитчи, вылеты за пределы карты, стрельба себе под ноги и другие безумства ради рекордов скоростного прохождения.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Спидран — прохождение видеоигры на скорость ради нового рекорда, победы в соревновании, для развлечения или даже в рамках благотворительного марафона. Главный принцип — не использовать читы. Так, недавно спидранера, проходившего Spelunky на скорость, уличили в мошенничестве спустя восемь лет после установления рекорда.

Ранеры изучают видеоигры в поисках лазеек для достижения самого быстрого результата при прохождении. Редакция Skillbox Media, не переставая удивляться, изучила их приёмы.

Хитрости передвижения

Спидранеры годами оттачивают мастерство и тренируют точные нажатия клавиш — вплоть до того, чтобы попадать в конкретные кадры и сжатые до миллисекунд тайминги. В большинстве дисциплин крайне важна буферизация, благодаря которой можно создавать определённую последовательность действий. Персонаж не может одновременно выполнить все команды, которые игрок подаёт через контроллер, — и если нажать клавишу следующего действия, пока происходит предыдущее, то информация об этом нажатии отправится в буфер памяти и новое действие будет выполнено только в следующий кадр.

Рекорды вычисляют, сколько кадров занимает то или иное действие. В некоторых играх существует Frame Rule (правило кадра) — например, в Super Mario Bros. окончание уровня регистрируется не чаще, чем раз в 21 кадр. Каждый прыжок через флаг — последнее действие на уровне — несёт в себе риск потерять около секунды, что практически вечность для спидранера.

Последний мировой рекорд спидрана Super Mario Bros.

Super Mario Bros. до сих пор является одной из самых популярных для скоростного прохождения игр, несмотря на то что Nintendo выпустила свой платформер в 1985 году. Текущий рекорд в этой дисциплине принадлежит ранеру под ником Niftski и составляет 4 минуты 54 секунды 881 миллисекунду. Он обогнал ближайшего конкурента на 33 миллисекунды.

Энтузиасты опытным путём обнаружили, что Марио ускоряется, если прыгать спиной вперёд. Дополнительное ускорение водопроводчик получает при развороте, поэтому в большинстве пробегов игроки постоянно разворачиваются.

Рекордный забег в Castlevania: Symphony of the Night

Для идеального забега во время прыжков необходимо попадать точно в пиксели — такой приём называется Pixel Perfect. Чтобы совершить идеальный прыжок, необходимо учитывать хитбоксы врагов. Часто хитбоксы меньше видимых моделей мобов, и тогда ранеры могут перепрыгивать противников, слегка задевая их и не получая урона. Здоровье отнимается, только если задеть хитбокс; и хотя для спидранов большинства категорий не важно, сколько хитпоинтов у героя в конце прохождения, анимация при получении урона вполне может увеличить время забега.

Также пиксель-перфектные прыжки используются, чтобы обходить локации. В 2D-играх ранеры ищут забагованные блоки и проходят сквозь стены благодаря ошибкам в алгоритме обнаружения столкновений. Трюк называется Zip.

Для его исполнения необходимо попасть в нужный пиксель и застрять в текстуре. Если после этого зажать кнопку, противоположную движению, физика игры вытолкнет персонажа в другую сторону. Ранеры Castlevania: Symphony of the Night благодаря этому трюку попадают прямо к финальному боссу.

Гайд по банни-хоппингу в CS:GO

3D-игры ничуть не уступают по сложности проектам в 2D. В трёхмерных экшенах, к примеру, существует приём банни-хоппинг, он же — распрыжка, которую начали во времена первой Quake. Игроки обнаружили, что можно передвигаться быстрее, если прыгать не переставая.

Получение урона

В поисках лазеек для скоростного прохождения спидранеры исследуют и то, как игра обрабатывает полученный персонажем урон. И в этом контексте самый известный трюк — рокет-джамп, впервые появившийся в Doom.

Тренировка рокет-джампов в Quake Live

Во время исполнения рокет-джампа игрок прыгает и стреляет себе под ноги, взрывная волна подбрасывает играющего и придаёт ему ускорение. Приём стал популярен практически во всех соревновательных FPS.

Также ранеры используют Invincibility Frame — кадры неуязвимости. Во многих играх при получении урона игрок становится на короткое время бессмертным, получает ускорение или может проходить сквозь врагов и препятствия. Спидранеры игр серии Castlevania с помощью кадров неуязвимости проходят сквозь стены и пропускают целые уровни.

Серия Crash Bandicoot славится разнообразными анимациями смерти персонажа

Ранеры даже намеренно убивают персонажей, чтобы появиться в точке респауна ближе к цели. Трюк называется Death Warp — он популярен при забегах в Crash Bandicoot. А во время спидранов игр серии The Legend of Zelda ранеры убивают персонажа после прохождения подземелья и таким образом переносятся в начало уровня, чтобы быстрее его покинуть.

Глитчи и баги

Приёмы, основанные на багах и глитчах, позволяют пропускать уровни целиком и выходить за пределы карт, обманывать игровую физику и дублировать предметы. Например, Serious Sam 4 можно пройти за 30 секунд из-за того, что первый и последний уровень фактически повторяют друг друга. Правда, не все спидраны предполагают использование багов — в забегах категории Glitchless запрещено пользоваться ошибками игры.

В скоростном прохождении, где можно использовать баги, ранеры часто делают трюк Zoop — ускорение от коллизии в текстурах. Игрок прыгает вокруг спрайтов окружения, повреждённых коллизией, — это забагованные участки, где одни текстуры наслаиваются на другие. В итоге физика движка выталкивает персонажа и придаёт ему ускорение.

Реакция разработчиков на спидран Fallout: New Vegas

С помощью трюка Zoop игроки пропускают целые уровни — например, в 3D-частях серии Fallout ранеры прыгают между городами.

Out of Bounds — выход за пределы карты. Это самая популярная категория спидранов Portal, названная в честь одноимённого приёма. Во время забегов Serious Sam ранеры также попадают за границы уровня, запрыгивая на летающих монстров. А в серии Dark Souls можно выйти за пределы карты, если спрыгнуть в пропасть и за пару кадров до смерти выйти из игры и зайти в неё заново.

Разбор техники Pause Buffer

Выход за пределы карты работает в Dark Souls благодаря Pause Buffer — буферизации через паузу. Баг основан на том, как движок игры воспринимает паузу.

Спидранеры манипулируют ошибками не только в локациях, но и во внутриигровых предметах. Дюп — глитч, связанный с определением количества или наличия предметов у игрока. Так, если в первой Diablo заполнить инвентарь, разместить на земле две горки золота, а затем попробовать поднять одну из них, то счётчик умножит золотые в инвентаре игрока, а на земле так и останутся две кучи монет.

Рекорд спидрана Spelunky

Фанаты Spelunky нашли похожий баг, дублирующий драгоценности. В комьюнити провели полноценное расследование и даже написали десятистраничный гайд по результатам.

Ранеры выяснили, что ошибка находится в коде игры, отвечающем за удаление объектов. Персонаж касается предмета, игрок получает ресурс, код помечает предмет для удаления, и тот исчезает. Как узнало сообщество, удаление происходит в последующих кадрах, которые рендерит игра. Если сложить много предметов, игра не выявит, какие из них подлежат удалению.

Инструменты спидранеров

Главная технология спидранеров — TAS, или Tool Assisted Speedrun. Это программа, проводящая идеальный забег с помощью эмуляторов и других инструментов. Результат — последовательность нажатий клавиш с точностью до кадра. Ранеры исследуют прохождение TAS и пытаются повторить идеальный забег. К тому же с помощью программы в игре можно обнаружить приёмы, которые не может найти человек.

Сравнение забегов Super Mario Bros. TAS и спидранера

Создатели TAS визуализируют полезную для забега информацию: хитбоксы мобов и траектории прыжков. Важный приём TAS — Frame Advance, или покадровое продвижение. Он позволяет задать нажатие кнопки точно в кадр (так достигается идеальная точность). Другие полезные фичи TAS: автоматически повторяющиеся нажатия кнопок, покадровый счётчик, сравнивающий разные пути по уровню, модифицированные контроллеры показывающие, какие кнопки «нажимает» программа.

Помимо изучения идеальных забегов TAS, ранеры просто проводят за исследованиями игр много времени. Ведь нередко глитчи находят случайно. Недавно стримерша под ником Boba случайно нашла баг в Metal Gear Solid 1998 года. С помощью ранее неизвестной ошибки там можно сократить прохождение на две минуты, что в рамках спидрана очень и очень много. Глитч назвали в честь стримерши — Boba Skip.

* * *

Ежегодный спидран-марафон Awesome Games Done Quick в 2021 году собрал более 3,4 млн долларов на благотворительность. Это ещё раз говорит о популярности феномена спидранов. Энтузиасты скоростного прохождения изучают игры вдоль и поперёк, находят баги, удивляют зрителей и разработчиков и даже помогают фондам борьбы с раком.

Читайте также:

Что такое Input Lag

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована