Что такое Hamster Kombat — кликер, в который играют миллионы
Рассказываем об игре с примитивным дизайном и пытаемся понять, как ей удалось захватить умы игроков.
Фото: nikkimeel / Shutterstock
Если вы следите за новостями, то непременно слышали о Hamster Kombat — вирусной игре, где нужно нажимать на хомяка, чтобы зарабатывать монетки. Всего за две недели после запуска в марте 2024 года она привлекла более 2 миллионов игроков. Но это не предел: популярность приложения растёт в геометрической прогрессии. По заявлениям разработчиков, сейчас у Hamster Kombat более 150 миллионов пользователей. Такой небывалый ажиотаж мобильной игры в последний раз видели разве что после выхода Pokemon Go.
Рассказываем, что такое Hamster Kombat и почему игра получила такую аномальную популярность.
Важно
Hamster Kombat — криптовалютный проект, инвестиционная ценность которого по-прежнему остаётся под большим вопросом. Пользователи приложения фармят виртуальные монетки с мыслью о том, что эта несуществующая валюта в будущем приобретёт вес на бирже и превратится в реальные деньги, — однако подтверждений тому, что это произойдёт, нет. Кроме того, о разработчиках игры почти ничего не известно, что вызывает ещё больше сомнений.
Впрочем, есть как минимум один пример того, что виртуальные монетки, заработанные в рамках такой примитивной игры-кликера, всё-таки могут принести своим владельцам реальные деньги. Речь идёт об аналогичном телеграм-приложении Notcoin, которое приобрело невероятную популярность в январе 2024 года. Смысл там точно такой же, только форма другая: пользователям предлагается кликать по монете Notcoin, зарабатывая виртуальную валюту. В мае 2024 года различные криптобиржи провели её листинг, и у владельцев монеток, полученных в приложении, появилась возможность конвертировать их в реальные деньги. Об успехе Notcoin написал даже Павел Дуров, создатель Telegram.
Повторится ли нечто подобное в случае с Hamster Kombat, неизвестно. Отметим, что в этой статье мы лишь разбираем геймплей кликера. Мы не рекомендуем поддаваться общей истерии и уж тем более не даём инвестиционных рекомендаций. Если вы рассматриваете кликер как способ заработка, то изучите соответствующий вопрос при помощи других профильных статей.
Примитивный дизайн
Hamster Kombat — это очень простой старомодный кликер. Игрок берёт на себя роль руководителя одной из криптобирж, которому нужно постоянно нажимать на хомяка, чтобы получать валюту. Её можно потратить на улучшения, которые ускорят доход. Большинство из них пассивные. Например, если прокачать систему предотвращения отмывания денег, то игрок будет получать 150 монет каждый час.
Со временем эти апгрейды становятся всё значительнее. Дело в том, что в Hamster Kombat, в отличие от других игр жанра, «накликивать» валюту бесконечно нельзя: на это тратится энергия, которая неторопливо восстанавливается каждую секунду. Есть и активные улучшения. Можно усилить свой клик, чтобы он давал сразу несколько монет, или увеличить количество энергии для нажатий.
Из этого набора механик образуется простая геймплейная петля: игрок зарабатывает валюту, чтобы тратить её на улучшения, которые позволят в будущем заработать (а затем сразу потратить) ещё больше. Так у пользователя постоянно сохраняется мотивация возвращаться: каждая новая сессия увеличивает доход в арифметической прогрессии.
Прозвучит смешно, но даже по меркам других кликеров Hamster Kombat — довольно примитивная. За 10 лет развития жанра разработчики таких игр нашли множество разных способов удерживать игроков. Некоторые из этих способов просты и интуитивны. Например, в кликерах особенно важна обратная связь: каждое нажатие должно сопровождаться звуковыми и визуальными эффектами, которые делают процесс приятнее и создают иллюзию важности каждого клика. В Hamster Kombat вместо конфетти из эффектов есть лишь простенькая анимация прожатия.
Также современные кликеры эффективно поддерживают вовлечённость игрока. Примитивный цикл «накликивания» и прокачки заразителен и увлекателен до поры до времени — он быстро надоест, если не подкрепить его комплексной системой прогрессии. Игры жанра почти всегда используют геометрическую прогрессию, при которой пользователь каждый день зарабатывает многократно больше, чем вчера.
Hamster Kombat игнорирует современные жанровые тенденции и предлагает простую линейную систему прогресса. Так, пассивные бонусы в ней не только очень лениво увеличивают доход, но и не имеют смысла в контексте игровой экономики. Самый дорогой из доступных апгрейдов может принести столько же денег, сколько и существенно более дешёвый. Поэтому для оптимальной прокачки игрок должен глазами пробежаться по всем доступным улучшениям (а их много десятков), чтобы найти среди них достойный.
Также Hamster Kombat не пытается освежить игровой опыт. Современные кликеры часто используют простую уловку: в определённый момент разница между заработком и стоимостью актуальных апгрейдов становится слишком большой. Примерно в этот момент у игрока появляется опция обнулить прогресс и начать заново, но с увеличенной прибылью всех будущих улучшений. В идеале следует подкрепить эту систему нарративно: скажем, герой игры переезжает в новое место или открывает совершенно новый бизнес. В Hamster Kombat ничего подобного нет: весь прогресс линейный, и это очень быстро надоедает.
Если вы хотите просто поиграть, потому что вас заинтересовал геймплей, и вы по какой-то причине ранее не слышали про кликеры, то лучше выберите что-то другое. На рынке множество более качественных игр — та же Cookie Clicker, Cats, Idle Champions of the Forgotten Realms или даже недавняя сверхпопулярная Banana.
…Но, кажется, так и задумано
Впрочем, всё вышесказанное имеет смысл, если смотреть на игру как на обычный кликер. Но у Hamster Kombat более экзотическая история. Предполагается, что валюта в ней имеет реальную ценность, поэтому игра может воздействовать на пользователей иначе. Одни дизайнерские просчёты становятся не столь заметными, а другие и вовсе можно расценивать как фишки в контексте игры. Так, обнуление прогресса, привычное для жанра, здесь было бы неуместно, ведь расставаться с ресурсами, которые якобы будут иметь ценность в будущем, захотят не все.
Также привязка к якобы реальным деньгам создаёт долгосрочную вовлечённость у некоторых игроков. Никто не знает, сколько именно денег выплатят за монету (и выплатят ли вообще). Чувство тайны побуждает копить больше — на всякий случай.
Более того, если посмотреть внимательнее, станет ясно, что дизайн игры рассчитан не на аддиктивный геймплей. Скорее наоборот: Hamster Kombat активно запрещает пользователю постоянно кликать на хомяка, чтобы сместить фокус на другие способы заработка. Например, если пригласить нескольких друзей по реферальной ссылке, то откроется доступ к выгодным карточкам пассивных улучшений.
И такого в игре очень много: за просмотр видео на официальном ютуб-канале или подписку на социальные сети авторов дают приятные бонусы.
Таким образом, геймдизайн кликера строится на вирусности — игрока подталкивают изучать ценности компании и приглашать друзей в эту экосистему.
Также Hamster Kombat не стесняется паразитировать на эффекте FOMO. Среди пассивных улучшений есть лимитированные карточки, которые выпускаются после различных достижений разработчика. Когда про игру рассказал в своём популярном подкасте Джо Роган, в Hamster Kombat моментально появилась соответствующая карточка, доступ к которой получили лишь те, кто тогда уже играл.
Наконец, ноу-хау Hamster Kombat — система скрытых бонусов. Каждый день разработчики выбирают три произвольные карточки, которые нужно улучшить, чтобы получить 5 миллионов монет — в обычных условиях их пришлось бы фармить несколько дней подряд с уже прокачанным персонажем. Какие именно карточки нужно качать, напрямую не говорится. Приходится либо на ощупь покупать все улучшения, либо найти подсказку в сети, ведь набор универсален для всех игроков. С точки зрения геймдизайна это не самая интересная механика, зато для продвижения игры — эффективная и гениальная в своей простоте. Игроки с маниакальным интересом ищут информацию о свежей комбинации, ведь фактически столь щедрый бонус за неё — главный источник дохода. Благодаря хайпу вокруг Hamster Kombat сегодня весь интернет забит гайдами, в которых раскрывается правильная комбинация карточек. Об этом пишут даже непрофильные издания, которые не связаны с играми. Информация об игре таким образом разлетается по всей Сети.
Если смотреть на Hamster Kombat в контексте задач создателей, то игру воспринимаешь иначе. Даже объективно плохая обратная связь становится косвенным преимуществом проекта. Дело в том, что игра доступна прямо внутри мессенджера Telegram. Это ограничивает возможности разработчиков, зато делает Hamster Kombat более простой и эффективной для привлечения людей. Пригласить друзей можно, не выходя из приложения, а порог входа в кликер становится минимальным: новому игроку даже не придётся ничего качать.
***
Hamster Kombat — это плохой кликер, но интересный медиапродукт на стыке геймификации и реальности. Это яркий пример того, насколько эффективна игровая форма для привлечения внимания к разным феноменам. Благодаря ей за проектом следят десятки миллионов пользователей.
На всякий случай ещё раз повторимся. Мы не рекомендуем Hamster Kombat и призываем не рассматривать её как инвестиционный инструмент. Мы не знаем, будет ли какая-то реальная ценность у игровой валюты, и допускаем, что игровые монетки так и останутся «фантиками». Держите это в голове, чтобы не расстроиться в будущем из-за потерянного времени. Однако всё это не отменяет того факта, что Hamster Kombat — очень интересный феномен.