Геймдев
#статьи

Что такое Digital Art

Разбираемся в цифровом искусстве и его истории.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Digital Art, или цифровое искусство, — это любая творческая практика, использующая цифровые технологии как неотъемлемую часть художественного процесса.

В этой статье редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, чем Digital Art отличается от других направлений современного искусства, как это явление появилось и что в этой сфере происходит сейчас.

Особенности цифрового искусства

Цифровое искусство относится к более широкой категории современного творчества — медиаискусству.

Медиаискусство — это область искусства, в которой для создания художественных произведений используют медиатехнологии, такие как видео, звук, искусственный свет, интерактивные устройства и компьютеры. Такими произведениями могут быть как статичные и динамические изображения, так и причудливые устройства, с которыми зрители могут тем или иным образом взаимодействовать. Примерами медиаискусства могут служить инсталляции, интерактивные выставки, визуальные эффекты в кино и на телевидении и даже видеоигры.

«Медиахудожник работает с современным искусством. Слово „медиа“ появляется, потому что он работает в новых формах. Медиа как пространство, в котором может существовать произведение. Например, холст, покрытый красками, или превращённый в скульптуру камень — это старые медиа. Компьютер и игры на нём — новые медиа. <…>

Видеоигры в этой сфере — нетоптаная целина. Примеров использования видеоигр и технологий из игр в современном искусстве настолько мало, что стало довольно легко выделяться среди остальных художников».

Ярослав Кравцов,
основатель студии «Мастерская 15», геймдизайнер и медиахудожник

Цифровое искусство как часть упомянутого медиаискусства включает произведения, созданные с помощью CG, анимации, 3D-печати, видеоигр, иных иммерсивных средств, робототехники и даже биотехнологий. Количество возможных средств ограничено доступными средствами для самовыражения и фантазией художника.

При этом, как и традиционное изобразительное, цифровое искусство предлагает множество стилей и форматов, которые художники могут использовать для самовыражения. В случае с Digital Art это могут быть обработанные с помощью компьютера фотографии, реалистичная компьютерная графика, пиксель-арт, арт с поддержкой технологии дополненной реальности, изображения, созданные искусственным интеллектом, и многое другое.

Инсталляция Self-charming robo-snake Натальи Алфутовой.
В создании произведения участвовал Ярослав Кравцов

История цифрового искусства

Несмотря на то, что современное цифровое искусство практически невозможно представить без применения компьютерных технологий, первые произведения в сфере Digital Art начали создавать задолго до появления ПК, знакомых сейчас каждому.

Так, одним из основоположников цифрового искусства считается американский художник и математик Бенджамин Фрэнсис Лапоски, который в 1950 году, используя электронно-лучевой осциллограф, создал первые произведения в жанре абстрактного искусства. Манипулируя синусоидами, отображавшимися на маленьком экране устройства, он «рисовал» причудливые фигуры, а затем фотографировал результат. Свои работы Лапоски назвал «электрическими композициями» и часть из них затем опубликовал в журналах вроде Recreational Mathematics.

Фотографии «электрических композиций», которые Бенджамин Фрэнсис Лапоски использовал для иллюстрации собственной статьи в журнале Recreational Mathematics в 1961 году
Изображение: History of Information

Другой пионер цифрового искусства — австрийский писатель, футуролог и художник Герберт Вернер Франке. В 1950-е и 1960-е годы он, как и Лапоски, использовал для создания изображений осциллограф — но не только его. К этому устройству Франке также подключал простые аналоговые компьютеры, что позволяло добиваться ещё более изобретательных фигур.

В 1973 году Франке создал произведением под названием «Цифровой Эйнштейн» — это один из первых примеров использования цифровой обработки фотографий. Композиция состояла из нескольких слайдов, на которых изначально чёткое изображение Альберта Эйнштейна постепенно превращалось в абстрактную фигуру. Кроме того, художник издал несколько книг, посвящённых феномену Digital Art; среди них — «Компьютерная эстетика. Феномен искусства» и «Компьютерная графика: компьютерное искусство».

Одно из произведений Герберта Франке, созданных с помощью осциллографа 
Изображение: Архив Digital Art Museum

Чем активнее развивались технологии, тем больше становилось и людей, жаждавших использовать эти технологии в творчестве. Поскольку первые компьютеры — это массивные вычислительные машины, которые в прежние времена можно было встретить лишь в офисах больших корпораций, университетах и лабораториях, большинство пионеров Digital Art — это не просто художники, но в первую очередь физики, инженеры и учёные.

Среди них следует отметить немецкого математика Георга Ниса, который одним из первых получил изображение, целиком созданное компьютером, а также немецкого джазового музыканта Манфреда Мора, использовавшего музыкальный ритм для создания изображений в жанре алгоритмического искусства.

Произведение из серии Artificiata II Манфреда Мора 
Изображение: Архив Digital Art Museum

Ещё одна значимая для истории Digital Art фигура — это Гарольд Коэн, который в начале 1970-х годов изобрёл программу для рисования AARON. Сначала она, задействуя устройство наподобие принтера, рисовала абстрактные рисунки, но со временем изображения стали более репрезентативными: инженеры научили AARON имитировать формы из природы и добавлять в изображения цвет.

Работы, созданные с помощью программы AARON

В обсуждении истории цифрового искусства нельзя обойти вниманием и некоммерческую организацию Experiments in Art and Technology (E.A.T.). Её основали в 1967 году инженеры Билли Клювер и Фред Вальдхауэр, а также художники Роберт Раушенберг и Роберт Уитман.

Цель Experiments in Art and Technology заключалась в том, чтобы наладить сотрудничество между художниками и инженерами посредством спонсорства и промышленной кооперации. Членство в организации было открыто для всех художников и инженеров. Одной из самых известных работ E.A.T. считается окружённый искусственным туманом купольный павильон, созданный для компании Pepsi на выставке Expo '70 в Осаке.

The Pepsi Pavilion
Изображение: Shunk-Kender, Roy Lichtenstein Foundation

В истории Digital Art есть и другие имена. Это и CG-пионеры Десмонд Пол Генри и Кен Ноултон, и автор цифровых скульптур Роберт В. Мэллори, и создатели цифровой анимации Фридер Наке и Лиллиан Шварц. И даже знаменитый Энди Уорхол оказался в числе цифровых художников благодаря своим работам, созданным в 1985 году благодаря компьютерам компании Amiga.

Работы самых известных деятелей Digital Art можно посмотреть в виртуальном музее цифровых искусств.

Цифровое искусство в наши дни

Больше чем за полвека сфера цифрового искусства расширилась настолько, что сейчас она затрагивает жизни даже тех людей, которые не посещают специализированные выставки и мероприятия вроде Los Angeles Center for Digital Art и не следят за премиями в духе Lumen Prize. Сегодня различные проявления цифрового искусства можно встретить повсюду — в кино, в рекламе на телевидении, в видеоиграх и даже просто на улице.

Вот неполный список форматов и жанров, которые охватывает современный Digital Art:

  • цифровая живопись;
  • цифровая фотография;
  • интернет-арт;
  • интерактивные инсталляции;
  • ASCII-графика;
  • ANSI-графика;
  • пиксель-арт;
  • демосцена;
  • GIF-арт;
  • компьютерная музыка;
  • цифровые скульптуры;
  • цифровая литература;
  • и многое-многое другое.

В 2021 году на фоне неожиданного бума к этому списку добавились NFT — так называемые невзаимозаменяемые токены в сети блокчейн. NFT могут принимать различные формы — это могут быть, например, видео, аудио, фото, CG, GIF, твиты и даже виртуальная недвижимость.

А в 2023 году новым инструментом цифрового искусства окончательно стали генеративные искусственные интеллекты: текстовые — вроде ChatGPT, а также визуальные — Midjourney, Stable Diffusion и другие.

Особенности работы цифрового художника

Простота публикации, обмена и продажи цифрового искусства открыла множество возможностей для художников по всему миру. Digital Art во многом гораздо удобнее традиционного искусства, поскольку художнику не нужен доступ к традиционным инструментам вроде кистей, красок и холстов. Кроме того, далеко не для всех цифровых художников важно умение рисовать от руки: достаточно вспомнить, что первые деятели сферы Digital Art были математиками и инженерами, а вовсе не художниками в привычном понимании профессии.

Если же говорить именно о цифровой живописи, для которой творческие навыки всё-таки по-прежнему важны, то цифровому художнику, начинающему работать в этом направлении, понадобятся:

  • планшет для рисования и перо;
  • компьютер;
  • специализированное ПО.

Помимо этого, у цифрового художника есть возможность исправить большинство ошибок одним нажатием кнопки. Раскрашивание, наложение слоёв или штриховку удобнее и проще выполнять на цифровых носителях. Также цифровым искусством легче делиться с людьми на цифровых платформах. Digital Art позволяет охватить более широкую аудиторию и быстрее получить признание своих работ.

* * *

Digital Art находится на пересечении искусства и технологий. Цифровое искусство позволяет любому человеку, имеющему доступ к цифровым инструментам, создавать свои работы и делиться ими с глобальной аудиторией. Таким образом, Digital Art — это демократичная сфера, где каждый может попробовать себя в роли художника.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована