Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Геймдев
#статьи

Что происходит в Ubisoft и почему Assassin’s Creed Shadows так важна для студии

Разбираемся, что происходило в компании за последние годы и с какими скандалами столкнулась новая часть серии.

Скриншот: игра Assassin’s Creed Shadows / Ubisoft

Когда-то компания Ubisoft считалась одним из главных и любимых игроками издателей, но в последние годы у неё всё идёт наперекосяк. Внутренние скандалы, недружелюбная пользовательская политика и проблемные игры привели к тому, что Ubisoft начали ненавидеть не меньше EA, а каждую новость о неудаче издателя в Сети встречают откровенным злорадством.

В этом тексте мы вспоминаем об основных трудностях Ubisoft за последние годы и разбираемся, почему от Assassin’s Creed Shadows зависит будущее компании.

Что происходило в Ubisoft за последние годы

Нельзя сказать, что до турбулентных 2020-х Ubisoft не сталкивалась с проблемами — чего стоит только провальный запуск Assassin’s Creed Unity в 2014-м. За техническое состояние игры на релизе разработчикам пришлось не только извиняться, но и дарить сюжетное DLC, а также дополнительную игру для владельцев сезонного пропуска. Но всё же такие крупные скандалы были редкостью, и у издателя всегда находился туз в рукаве: будь то очередная часть Far Cry или успешная игра-сервис вроде Rainbow Six Siege и The Division. Ежегодные Assassin’s Creed тоже продавались стабильно хорошо вопреки жалобам на «ежегодный конвейер».

Летом 2018 года стоимость акций Ubisoft достигла максимального уровня за всю историю, так как издатель выпускал хит за хитом — с финансовой точки зрения прежде всего. Assassin’s Creed Origins (2017) успешно отправила серию в RPG-направлении, Odyssey (2018) закрепила успех, а Far Cry 5 (2018) показала лучший старт в истории франшизы. У издателя также хватало релизов поменьше вроде серии Just Dance и South Park: The Fractured But Whole.

Rainbow Six Siege оказалась одним из самых успешных релизов 2010-х для Ubisoft. Игра до сих пор популярна, а недавно для неё анонсировали обновлённую версию
Скриншот: игра Tom Clancy’s Rainbow Six Siege / Ubisoft

Тем неожиданнее оказался провал Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint, выпущенной в октябре 2019 года. Игра вышла вторичной, недоделанной и наполненной агрессивной монетизацией, где купить можно было всё — от оружия до ускорителей опыта. Breakpoint стала олицетворением всего, за что периодически критиковали игры Ubisoft. Аудитория отвергла её, что стало шоком для денежных показателей издателя: к примеру, операционная прибыль за первую половину того финансового года рухнула на 90%. К слову, The Division 2 тоже не оправдала ожиданий по продажам на консолях, поэтому 2019-й оказался катастрофическим для компании.

Глава Ubisoft Ив Гиймо обещал, что издатель сделает выводы из ситуации. К примеру, будет реже выпускать новые части устоявшихся серий и делать их менее похожими друг на друга. СМИ тоже писали о желании компании перестроить свою креативную группу, которая отвечала за переход удачных идей из одного тайтла в другой, так как стратегия дала сбой. Но ситуация лучше не стала.

Breakpoint выпустили всего через два года с половиной года после Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands
Скриншот: игра Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint / Ubisoft

Летом 2020-го в Ubisoft начался скандал с сексуальными домогательствами, сексизмом, дискриминацией и кумовством, которые, как писали СМИ, за годы стали буквально частью ДНК компании, считавшейся семейным бизнесом. На этом фоне некоторые виновныеруководители лишились своих должностей, а Гиймо вновь публично обещал изменить ситуацию в Ubisoft.

Но в последующие годы сотрудники не раз жаловались на бездействие руководства, что привело к многочисленным увольнениям недовольных разработчиков, включая ключевых специалистов. Эхо скандала слышится даже в начале 2025 года, так как некоторые обвинённые руководители Ubisoft готовятся к судам.

Касаемо игр из Ubisoft тоже шли противоречивые сигналы. В начале 2021-го представители издателя заявили, что хотят «снизить зависимость от ААА-тайтлов», сделав акцент на игры-сервисы. Но вряд ли этому стоило удивляться: например, в апреле — июне 2022 года цифровые продажи составляли около 90% от всей выручки издателя, а больше половины этой суммы приносили DLC и микротранзакции. Руководство Ubisoft увеличивало инвестиции в сервисные тайтлы и надеялось, что хотя бы один из них выстрелит. Однако подобные мысли были и у боссов других крупных издателей.

Между тем сообщения о падении выручки становились привычными для отчётов Ubisoft, и компания искала новые источники дохода. Одним из них в конце 2021-го попробовали сделать площадку для продажи NFT-предметов, которая вызвала бурю недовольства у игроков и не приобрела популярности.

Идея, к слову, не нравилась и разработчикам Ubisoft, но руководители верили в неё. Они выдавали странные комментарии, что игроки якобы пока не понимают всей «прелести NFT», так как именно они смогут позднее перепродавать ненужные игровые предметы.

После 2022 года игровые студии, включая Ubisoft, резко перестали продвигать NFT — к тому моменту токены как раз начали обесцениваться
Изображение: Ubisoft

Репутация компании рушилась на глазах, и новые релизы не улучшали ситуацию. Assassin’s Creed Valhalla и Far Cry 6 приносили деньги, но энтузиазма у основной аудитории не вызывали: геймплейно игры были слишком похожи на предшественниц, но ещё больше растянутых по времени. Да и журналисты оставались довольны далеко не все.

С играми-сервисами ситуация тоже не клеилась. Анонсы активно встречали дизлайками, как в случае шутера XDefiant, а уже выпущенные тайтлы быстро закрывали, если те не оправдывали ожиданий. Подобное случилось, например, с королевской битвой Hyper Scape, где у зрителей на Twitch была возможность выбирать модификаторы для матча. Игру запустили в августе 2020-го, через пару месяцев авторы объявили о её переработке, а уже 28 апреля 2022 года Hyper Scape закрыли.

У некоторых тайтлов судьба оказалась ещё печальнее. Tom Clancy’s Ghost Recon Frontline отменили спустя 19 месяцев после анонса в октябре 2021-го. У мобильного экшена Tom Clancy’s Elite Squad серверы отключили через год. Мультиплеерные игры, которые удалось довести до релиза, особой популярности не сыскали: сейчас уже мало кто вспомнит, например, о Roller Champions или Tom Clancy’s Rainbow Six Extraction. Их серверы ещё работают, но контентом игры уже не поддерживают.

Скриншот: игра Roller Champions / Ubisoft

К началу 2023 года стало очевидно, что у Ubisoft много внутренних проблем. Релизы крупных ААА-игр вроде Avatar: Frontiers of Pandora и Skull and Bones бесконечно переносили, а разработку ремейка Prince of Persia: The Sands of Time перезапускали. Вдобавок Ubisoft за тот период отменила не меньше пяти неанонсированных игр в пользу более приоритетных проектов. Всё это стоило издателю сотни миллионов долларов, и новые релизы уже не поддерживали финансовую стабильность компании. Даже серия Assassin’s Creed встала на паузу после Valhalla. К тому моменту стоимость акций Ubisoft уже была в более чем три раза ниже, чем на пике в июле 2018-го.

«Мы, очевидно, разочарованы недавними результатами. Мы сталкиваемся с противоречивой динамикой рынка по мере того, как индустрия продолжает идти в сторону мегабрендов и „вечных“ игр-сервисов на фоне ухудшающихся экономических условий, которые влияют на потребительские расходы. Несмотря на прекрасные рейтинги и реакцию игроков, а также амбициозный маркетинговый план, мы были удивлены недостаточными показателями Mario + Rabbids Sparks of Hope в последние недели 2022-го и начале января. Just Dance 2023 тоже не оправдала ожиданий».

Из заявления Ива Гиймо в январе 2023 года

Ubisoft уже тогда начала оптимизацию, чтобы поправить финансовое положение — в том числе через сокращения. С публикой отношения по-прежнему не ладились. Более того, Ив Гиймо буквально на ровном месте давал новые причины не любить компанию. К примеру, в том же январе 2023-го он необдуманно сообщил рядовым сотрудникам, что судьба компании находится в их руках, и призвал коллег вовремя выпускать игры надлежащего качества. После этого французские профсоюзы сразу призвали к забастовкам, и Гиймо извинился за свои слова.

Случались и другие поводы для критики Ubisoft. К примеру, летом 2023-го блогеры и СМИ обратили внимание на давнюю практику компании по удалению неактивных аккаунтов. Судя по всему, многие не знали, что такое происходит, и начали возмущаться действиями Ubisoft. В ответ та дополнительно прояснила, что учётные записи хотя бы с одной покупкой не удаляют, а пользователям малоактивных аккаунтов заранее присылают письмо с предупреждением и предложением отменить процесс.

Ив Гиймо
Фото: Ubisoft

В конце 2023-го Ubisoft также сообщила о закрытии серверов оригинальной The Crew, что делало игру полностью недоступной. Анонс вновь спровоцировал возмущение фанатов и заодно запустил дискуссию о правомерности ограничения доступа к платному продукту. После закрытия игры компания принудительно отзывала лицензии The Crew у некоторых игроков, чем вызвала ещё одну волну народного гнева.

Ubisoft продолжала выпускать игры, но об их успехах судить сложно, так как продажи издатель не раскрывал. Если опираться на данные журналиста Тома Хендерсона, то успехом можно назвать разве что Assassin’s Creed: Mirage с 5 миллионами игроков за первые месяцы с релиза — это был результат на уровне удачных Origins и Odyssey. Сама Ubisoft в лучшем случае ограничивалась редкими и пространными заявлениями. К примеру, The Crew Motorfest показала лучший старт в истории франшизы, а игроки импортировали из второй части 42 миллиона автомобилей. Невозможно сказать, много это или мало, но поддержку игры контентом пока не заканчивают.

Скандал с The Crew заставил разработчиков объявить о введении офлайн-режима в другие части франшизы
Изображение: игра The Crew / Ubisoft

Крайне негативный фон начал делать антирекламу и редким удачным играм Ubisoft. К примеру, метроидвания Prince of Persia: The Lost Crown стала наиболее высоко оценённым тайтлом издателя за годы, но её продажи оказались низкими. По информации того же Хендерсона, за первые две недели у платформера набралось всего 300 тысяч игроков. Игра была доступна и в подписке Ubisoft+, поэтому цифра не равна продажам. Журналист также писал, что настроения в компании были на максимально низком уровне из-за многолетних скандалов и неудач, а также требования отказаться от полностью удалённой работы — несмотря на обещания обратного от руководителей.

Сложно поверить, но за 2024 год ситуация стала ещё хуже. Ubisoft продолжила отменять игры в производстве (Tom Clancy’s The Division Heartland), перезапускать разработку проблемных проектов (Project U), закрывать не оправдывающие ожиданий тайтлы (XDefiant), распускать студии и сокращать сотрудников. Временами издатель также сталкивался с протестами сотрудников из-за возвращения в офисы и отказа повышать зарплаты.

Данные о слабых продажах Prince of Persia: The Lost Crown косвенно подтвердила сама Ubisoft: команду игры перенаправили на другие проекты
Скриншот: игра Prince of Persia: The Lost Crown / Ubisoft

Но самым большим шоком для Ubisoft оказались неудовлетворительные продажи Star Wars Outlaws, на которую в компании делали большую ставку. За первые недели продали лишь миллион копий экшена — это очень скромный результат для игры по одной из крупнейших франшиз. Тут сошлись все возможные факторы: негатив к Outlaws на фоне критики Ubisoft, слабое техническое состояние экшена на релизе и общая усталость публики от «Звёздных войн». Тогда же Assassin’s Creed Shadows перенесли на 2025-й ради дополнительной полировки.

Тут же акции Ubisoft упали до уровня 2013 года, и компания начала судорожно искать способы борьбы с кризисом. Ключевое решение осени 2024-го — выпуск новых игр сразу в Steam, начиная с Shadows. Ubisoft годами избегала платформы Valve, предпочитая свой сервис Connect и Epic Games Store, за что стабильно получала критику от игроков. Более того, издатель начал добавлять Steam-достижения в свои старые игры — от Far Cry 3 до Assassin’s Creed Syndicate. Вот насколько Ubisoft стремилась хотя бы немного поправить репутацию.

В октябре 2024-го СМИ начали писать, что в Ubisoft рассматривают варианты стабилизации компании и повышения её стоимости — в том числе через продажу Tencent. В январе 2025-го Ив Гиймо подтвердил, что Ubisoft действительно рассматривает вариант реструктуризации. Однако дальнейших шагов не стоит ждать до первых финансовых результатов Assassin’s Creed Shadows.

Скриншот: игра Star Wars Outlaws / Ubisoft

Текущий год начался для Ubisoft уже привычно. Издатель закрыл студию поддержки в Лимингтоне, а также провёл сокращения в других подразделениях: в общей сложности это затронуло 185 сотрудников.  При этом в компании не собираются снижать темпы оптимизации, поэтому это могут быть не последние новости об увольнениях. Между тем в начале марта Ubisoft перезапустила разработку ещё одной игры — на этот раз мультиплеерной Far Cry, которую выпустят отдельно от седьмой части. Не стоит забывать, что где-то в недрах компании продолжается работа над Beyond Good & Evil 2, анонсированной ещё в 2008-м.

Ubisoft последних лет — это история бесконечной гонки за трендами и неудачных решений руководства, которые привели компанию к нынешней ситуации. От Assassin’s Creed Shadows зависит, может, и не всё, но точно очень многое. Если игра тоже не оправдает ожиданий, то за этим может последовать ещё больше сокращений и отмен проектов. Но сможет ли Shadows прорваться через скептицизм аудитории — ещё один большой вопрос.

Скандалы с Assassin’s Creed Shadows

Фанаты Assassin’s Creed годами просили Ubisoft сделать игру про Японию, но издатель взялся за дело только в 2020-х: когда уже вышли похожие игры (Ghost of Tsushima), а компания находилась не в почёте у публики. Анонс Shadows не возымел того эффекта, на который, вероятно, рассчитывали авторы ещё по одной причине — выбора одного из протагонистов.

Вторым главным героем Shadows оказался темнокожий воин Ясукэ, существовавший в реальности, что моментально вызвало споры в Сети. Одни обвиняли Ubisoft в навязывании «повестки» и пытались доказать, что персонажа нельзя называть самураем, как делали разработчики. К этой группе присоединился даже Илон Маск, написавший в X, что «DEI-политика убивает искусство».

Другие ссылались на работы историков о Ясукэ и упрекали оппонентов в неприкрытом расизме, напоминая, что авторы Assassin’s Creed всегда вольно обходились с историей. Кто-то вспоминал, что Ясукэ уже несколько лет активно появлялся в поп-культуре в статусе самурая и таких горячих споров его личность прежде не вызывала: например, в дилогии Nioh и фэнтезийном аниме-сериале «Ясукэ» от Netflix.

Авторы игры во всех соцсетях получили множество обвинений в неуважении культуры Японии, и на этом фоне терялись более взвешенные комментарии тех, кто просто остался разочарован отсутствием японского мужчины-ассасина — в прошлых играх подобных проблем с репрезентацией не случалось.

В Ubisoft объясняли выбор Ясукэ возможностью посмотреть на Японию с точки зрения иностранца, который вместе с игроком будет открывать страну. Кроме того, авторам хотелось, чтобы два персонажа отличались геймплейно: Наоэ была бы классическим ассасином и действовала скрытно, а Ясукэ полагался бы на ближний бой. Отказываться от героя никто не собирался, и впоследствии разработчики ещё не раз защищали свой выбор, призывая дождаться игры.

Летом на Change.org запустили петицию с требованием отменить разработку Shadows из-за «оскорбления японской культуры», но высказывались в её поддержку тогда чаще англоязычные пользователи
Скриншот: игра Assassin’s Creed Shadows / Ubisoft

Но не вся критика Shadows касалась личности Ясукэ. После первых демонстраций фанаты указали Ubisoft на множество исторических несоответствий — начиная с формы татами и заканчивая посадкой риса в неправильный месяц. Индустриальный аналитик Даниэль Ахмад писал, что японскую аудиторию действительно больше волновали такие проблемы, а не цвет кожи главного героя.

За подобные косяки издатель извинялся перед фанатами из Японии и заверял, что работа над игрой продолжится вплоть до релиза. Как писал Том Хендерсон, именно стремление исправить неточности сеттинга стало одной из главных причин переноса релиза с ноября 2024-го на первый квартал 2025 года. Наравне с желанием не допустить технических проблем, которые испытывала Star Wars Outlaws на релизе.

Интересно, что проблемы с отображением культуры Японии возникли и за пределами игры. Так, в сентябре 2024-го партнёры Ubisoft анонсировали коллекционные фигурки с Наоэ и Ясукэ, но стояли герои рядом с разрушенными воротами тории. Мало того, что у таких строений религиозное значение в Японии, одноногие ворота расположены в городе Нагасаки, пережившем взрыв атомной бомбы, и служат мрачным напоминанием о тех событиях. Партнёры Ubisoft, разумеется, переделали игрушки: тории заменили на каменную структуру.

Изображение: Ubisoft

Когда Ubisoft перенесла релиз на 2025 год, то пошла на необычный ход: издатель отменил предзаказы и пересмотрел издания. Изначально Shadows привычно продавали за 70, 110 и 130 долларов — чем дороже выпуск, тем больше бонусов. Но на фоне финансовых и имиджевых проблем от сезонного пропуска и предрелизного доступа, которые порядком раздражали пользователей соцсетей, отказались.

Более того, всем владельцам предзаказов решили подарить крупное дополнение Claws of Awaji — невиданная щедрость от Ubisoft. Изданий же осталось всего два — стандартное за 70 долларов и расширенное за 90. Желающие также могут купить «коллекционку» за 230 долларов.

В тот же период глава Ubisoft Ив Гиймо пытался отвести Shadows от скандалов: он отмечал, что Ubisoft создаёт игры, а не «продвигает какую-то определённую повестку». Глава франшизы Марк-Алексис Коте тоже говорил о том, что разработчики получали угрозы, но всё равно не отказывались от своих творческих идей.

Иногда появлялись новости, что политики в Японии призвали принять меры в отношении игры из-за исторических несоответствий, но такие истории ни к чему не приводили
Скриншот: игра Assassin’s Creed Shadows / Ubisoft

Тем не менее Shadows привлекала внимание антивоук-блогеров вплоть до релизного месяца. К примеру, в феврале завирусился ролик, в котором пользователь, играя за Ясукэ, разрушал храм. Для кого-то это оказалось ещё одним доказательством, что Ubisoft не уважает культуру Японии, раз даёт такую возможность. Однако многие встали на сторону разработчиков. По их мнению, вопросы стоит задавать тому, кто нажимает на кнопки, а в прошлых частях серии были ещё более вызывающие моменты: например, рукопашная драка с папой римским в Assassin’s Creed 2 и рейды на монастыри в Valhalla. Возможно, сторонняя публика к тому моменту уже устала от постоянных споров об игре и решила дождаться релиза.

* * *

В марте Ubisoft чуть ли не каждый день делилась подробностями Assassin’s Creed Shadows и, кажется, немного сбила пессимистичный настрой аудитории. Тех же дизлайков на YouTube у свежих роликов меньше по сравнению с трейлерами прошлого года.

За ситуацией с продажами Shadows, без сомнения, будет следить вся индустрия: слишком уж сильно зависит будущее Ubisoft от показателей игры. Отсюда и попытки издателя улучшить публичный имидж. Но справедливости ради отметим, что многие фишки Shadows действительно звучат интересно: к примеру, смена времён года, влияющая на геймплей, или стелс в тенях. Хватит ли этого, чтобы спасти Ubisoft, — узнаем после 20 марта.



Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

? Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована