10 хороших игр по боевикам 1980-х: от «Робокопа» до «Индианы Джонса»
Ограничимся последними 20 годами.
Изображение: официальный арт к игре RoboCop: Rogue City / Teyon
Не будем в очередной раз разводить нытьё о том, что игры по фильмам чаще всего — мусор. Да, это так, но исключений достаточно. Особенно если говорить про игры, основанные на культовых, но не сильно актуальных в наше время кинофраншизах.
Уже не надо подгонять даты релиза и куда-то торопиться, можно по-фанбойски ковыряться в архивных материалах и с любовью ваять произведение от фанатов и для фанатов, за которое не будет стыдно. Именно так и поступили разработчики игр из этой десятки.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Indiana Jones and the Emperor’s Tomb
2003
Indiana Jones and the Emperor’s Tomb — это буквально «Uncharted моего детства». В этой игре было всё, что позже сделало хитом приключения Нейтана Дрейка: охота за сокровищами в живописных локациях от Праги до Шри-Ланки, цепкая история, киношная (насколько это было возможно в 2003 году) постановка, сочные перестрелки и удивительно брутальные драки.
Часть этой программы была реализована и до игрового «Индианы Джонса» в Tomb Raider, но у Лары Крофт не было знаменитого хлыста и шляпы, которая слетает во время замесов. Да и врагов она не умела бить по голове стульями, а головами — об стены. Рукопашные сражения в The Emperor’s Tomb сшибают своей брутальностью даже почти 20 лет спустя — так же круто потом было только в Condemned и Zeno Clash.
Indiana Jones and the Emperor’s Tomb — отличное экшен-приключение, которое прекрасно играется и сегодня. Это тот случай, когда игра по мотивам фильма ценна именно как игра, а не как фанатский аттракцион.
Проблем у The Emperor’s Tomb всего две. Во-первых, по современным меркам она беспощадно сложна — и в сражениях, и в платформинге, и в отсутствии чекпоинтов там, где они очень пригодились бы. А во-вторых, игра сделана не по какому-то конкретному фильму и не обладает всеми «лицензиями». Так, лицо Харрисона Форда здесь есть, а вот голоса нет. Да и сюжет с событиями фильмов не связан вообще никак — зато въехать смогут не только фанаты.
Scarface: The World Is Yours
2006
Многие игроки до сих пор называют GTA: Vice City одной из лучших частей серии — потому что она концентрирует в себе атмосферу 1980-х, которую человечество не перестанет романтизировать, кажется, никогда. При этом Vice City неприлично сильно вдохновлена фильмом «Лицо со шрамом», местами дословно его цитируя.
А ведь сегодня не каждый вспомнит, что по мотивам этого фильма с Аль Пачино в 2006 году вышла собственная игра. И она хороша! Правда, без голоса Аль Пачино, но с одобренным им лично актёром.
Scarface не повторяет события «Лица со шрамом», а разыгрывает ещё более волнующую для фанатов карту: «А что, если…?» А что, если Тони Монтана в финале картины выжил, залёг на дно, а потом вернулся в Майами восстанавливать свою империю? А что, если новые приключения Монтаны станут почти комедией про погони на угнанных тачках и неиронично крутейшую стрельбу по яйцам? Серьёзно, там можно отдельно отстрелить каждое яичко. А что, если игра будет преимущественно состоять из однотипных сайд-квестов, которые обязательно проходить?
Собственно, последнее — главная проблема Scarface. Но в отрыве от мешающих идти по сюжету гриндволлов — это очень весёлый шутер в открытом мире и один из лучших клонов GTA своего времени.
Alien: Isolation
2014
«Чужим» с видеоиграми повезло: они стабильно выходят с 1980-х годов и по наши дни. Шлака среди них, само собой, большинство, но и годноты достаточно. Другие серии таким количеством хороших игр похвастаться не могут — даже этот список очередное тому доказательство.
Но до 2014 года видеоигры смотрели на «Чужих» исключительно как на боевик про отстрел ксеноморфов, почти полностью игнорируя хоррорную сторону прародителя. А вот Alien: Isolation посвящена ей и только ей.
Alien: Isolation — уникальная игра, в которой сошлись сразу три фактора. В неё можно играть с нулевыми знаниями о вселенной «Чужих», но для фанатов будет миллион приятных отсылок и деталей, а главное — и сама по себе она была бы выдающимся космическим хоррором.
Чужой в Alien: Isolation — настоящий охотник, гоняющий и преследующий героиню игры (дочь Эллен Рипли, между прочим), поддерживающий чувство безысходности и первобытного ужаса, даже несмотря на то, что отбиваться-то есть чем! Ультимативная версия Тирана и Немезиса. Впрочем, хвалить тут нужно не только Чужого, но и феноменальную работу со звуком и дизайном окружения. Вот бы ещё глупых стычек с людьми в игре не было!
Rambo: The Video Game
2014
Игра по мотивам первых трёх фильмов о Рэмбо в 2014 году выглядела как шутка. Никому не известная польская студия Teyon (о которой мы ещё вспомним) отвлеклась от клепания казуальных треш-игр, чтобы сделать треш-игру про любимого многими Джона Рэмбо.
Многое фанатов ошарашило, например до смешного уродливая картинка. Или восхитительная озвучка: разработчики не стали звать Сильвестра Сталлоне, а актёр Ричард Кренна и вовсе умер в 2003 году — они просто позаимствовали оригинальные записи их голосов времён работы над фильмами. Вроде бы и фанатский артефакт в игру встроили, но качество вышло в стиле убитых VHS из детства — атмосфера!
Но больше всего удивил выбор жанра. Rambo: The Video Game — это рельсовый тир в стиле The House of the Dead. Только для домашних консолей, на которых люди вообще-то с геймпадами играют. На PS3 можно было использовать моушн-контроллер PS Move, только он мало у кого был. И проходится этот тир часа за три — если не очень умело стрелять. В общем, отвратительное бинго.
Но если запустить Rambo: The Video Game на ПК (чтобы мышкой целиться) сегодня, окажется, что это очень весёлый тир, в котором на самом деле очень приятно стрелять. Игра лёгкая и смешная, культовые сцены из фильма воспроизводит дотошно и в целом успешно может скрасить вечерок. Перевыпустить бы её на Switch с поддержкой моушн-управления — и фанаты отношение к этой непростой судьбы игре пересмотрели бы.
Mad Max
2015
В один год с «Безумным Максом» Джорджа Миллера вышла и игра по мотивам, но очень условно: связи с конкретным фильмом в ней почти нет, так что её можно привязать и к вселенной в целом. Но для «Безумного Макса» это норма — просто очередная былина о похождениях Макса Рокатански в австралийских пустошах. Главное, что объединяет игру и фильм, — минимальный сюжет, призванный двигать героев, но не отвлекать от восхитительного экшена.
Mad Max разработала студия Avalanche Studios, авторы серии Just Cause — мастера делать пустые открытые миры, но по-настоящему весёлые механики. Вот и с Mad Max вышло так же: открытый мир — буквально пустыня (но красивая, стоит признать), по которой раскиданы одинаковые, хорошо знакомые по десяткам других опенворлдов активности.
Но гонять на самодельной тачке настолько круто, что о пустоте открытого мира как-то и думать некогда — тут бы шипы побыстрее на колёса поставить, чтобы брыкаться эффективнее, и огнемёты прикрутить. Какие там ещё активности? Главное, чтобы было с кем погони устроить, которые спонтанно могут получиться такими эпичными, что и фильмы про Макса не посрамят.
Ghostbusters: The Video Game Remastered
2019
Ghostbusters: The Video Game вышла в 2009 году и моментально стала эталоном видеоигры по фильму, направленной именно на фан-сервис. Сюжет свой, но переполненный отсылками к оригинальным фильмам и как бы невзначай повторяющий их самые дорогие фанатскому сердцу события. Отсебятины почти ноль, оригинальные актёры на озвучке, шутят смешно, музыка — та самая, графика красивая — особенно в ремастере 2019 года. Атмосфера такая, будто ты несуществующую третью часть сел смотреть.
И даже боевая система аутентичная — в меру напряжённо ловим призраков плазменными лучами, как и положено. Есть лучи обычные, есть замедляющие, есть вытаскивающие призраков из людей, всякие есть, чтобы не скучно было, — главное, их не скрещивать.
Единственный минус — всё это разваливается на странный бред, если за игру сядет не фанат. Не потому что сделано плохо, а потому что без любви к первоисточнику в происходящем не будет смысла, логика отъедет, а шутки потеряются. Но на самом деле разве это минус?
Terminator: Resistance
2019
«Терминатор» — случай особый. С играми серии везёт даже больше, чем, собственно, с фильмами. В кино после второй части с франшизой что-то периодически происходит, но фанатов эти движения разочаровывают, а новичков не особо привлекают. Игры тоже выходят относительно регулярно и часто получаются не совсем уж плохими — «крепкие середнячки», железные «шесть с половиной из десяти» и всё в том же духе. Не худший вариант.
Проблема в том, что большинство нормальных игр по «Терминатору» опираются на фильмы, вышедшие после второй части, поэтому не получается засунуть в список ту же Terminator: Salvation — добротный клон Gears of War.
Но в 2019 году те же люди, что сделали своеобразную игру про Рэмбо, выпустили настоящий подарок для фанатов. Terminator: Resistance — это хороший, не раздражающий шутер в стиле Far Cry, опирающийся именно на оригинальную дилогию Кэмерона.
Мрачная игра про кое-как выживающих в войне против машин людей, отчаянно отстреливающихся от T-800. Без Шварценеггера и голливудского пафоса, но с тщательно воссозданным сеттингом того самого «Терминатора». Игра рассказывает собственную приземлённую историю, но при этом прикрывает сюжетные дыры старых фильмов. Удивительно, но работает даже в отрыве от фанатских чувств.
Aliens: Fireteam Elite
2021
Сюжет Aliens: Fireteam Elite разворачивается вскоре после событий третьего фильма. Военный корабль «Эндевор» отправляется на зачистку орбитальной станции, кишащей ксеноморфами, и во всём, как и положено, как-то замешана корпорация «Вейланд-Ютани». Как? Вот и выясним.
Хотя сюжету игра большого внимания не уделяет — это кооперативный шутер от третьего лица на трёх игроков. Лайтовая версия Left 4 Dead, но с Чужими (и, увы, без возможности за них играть). И уже это хорошо, учитывая, что хороших шутеров про Чужих игровая индустрия не видела сто лет — не считать же таковым ужасную Aliens: Colonial Marines. А тут и со стрельбой порядок, и с разнообразием врагов, и с прокачкой, и с картинкой — почти ААА-шутер получился.
При этом про чувства фанатов разработчики не забыли. Хоть хронологически игра ближе всего к третьему фильму, но стилистически она опирается на первые два. Не цитирует их напрямую, но постоянно подкидывает узнаваемые локации и воссоздаёт культовые ситуации в новом окружении. Даже в лор закопаться можно, слушая диалоги в местном хабе и читая описания предметов.
Aliens: Dark Descent
2023
Всё, что написано выше про Fireteam Elite, применимо и к Dark Descent. Та же хронологическая близость к третьему фильму, то же внимание к нежным фанатским чувствам и та же тысяча отсылок «для своих» без прямого воссоздания событий из кино.
Знакомые тропы, хоть и с долей отсебятины в духе культа ксеноморфов и телепатов, на месте, как и музыка, едва отличимая от композиций Джеймса Хорнера. Но Dark Descent разрабатывали авторы стратегической серии Battlefleet Gothic: Armada, и тут они тоже выступили в знакомом для себя жанре.
Aliens: Dark Descent — это единственная в своём роде тактическая экшен-стратегия во вселенной «Чужих». Предстоит заниматься менеджментом боевой группы и непосредственно на заданиях водить четырёх бойцов, зачищая локации от орд ксеноморфов — в реальном времени, с тактическим слоу-мо.
Впрочем, отстрел Чужих не обязанность, а необходимость: задачи обычно иные, так что лишний раз провоцировать стычку не всегда разумно. Aliens: Dark Descent — хорошая тактика, нюансы которой можно разбирать долго. Но, главное, она воссоздаёт хоррорный элемент «Чужих», потому здесь ксеноморфы — это настолько неостановимая и непредсказуемая сила, что до самого финала ты не перестаёшь их бояться.
RoboCop: Rogue City
2023
Всё те же поляки из Teyon, авторы «Терминатора» и «Рэмбо», буквально вот-вот вернули на экраны ещё одного подзабытого героя 1980-х — Робокопа. Игр про него за эти годы тоже вышло немало, но большинство геймеров вспомнят разве что RoboCop 3 с «Денди» — во многом благодаря шикарной главной теме.
События Rogue City разворачиваются между вторым и третьим фильмом. Все знакомые персонажи на месте, та самая музыка, а Робокопа озвучивает Питер Уэллер, сыгравший героя в первых двух фильмах, — фан-сервис сумасшедший.
Самое важное в «Робокопе», конечно же, перестрелки — и они в игре отличные. При этом забавно, что по факту разработчики, как и во времена «Рэмбо», сделали тупейший, но очень сочный тир. Головы взрываются, уровни в слоу-мо крошатся на глазах, как в Stranglehold, а Робокоп невозмутимо прёт вперёд. Да, его перемещением мы управляем как в нормальных шутерах… но Робокоп — это же буквально турель с ногами. Он не прячется за укрытиями и спокойно идёт напролом — только успевай крутиться и сносить головы.
Но Rogue City — это больше, чем перестрелки. Тут есть и второстепенные задания, и прокачка, и элементы открытого мира, и даже детективная работа. А главное — разработчики бережно воссоздали сеттинг оригинальных фильмов. Это тот самый депрессивный Детройт под пятой корпорации OCP, тот самый разгул преступности и тот самый мир мрачного киберпанковского будущего с войнами и уничтоженным озоновым слоем. Бюджетность игры бьёт по глазам багами и «рваной» картинкой, но любовь разработчиков к франшизе и простой человеческий фан от происходящего всё искупают.