Сборник подготовлен институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ вместе с Минобрнауки, Минпросвещения и Росстатом. Документ содержит множество показательных данных об образовательных траекториях после школ, о цифровизации образования, о связи образования с рынком труда, об учащихся и образовательных организациях.
Назовём два любопытных наблюдения.
У выпускников вузов дела с трудоустройством лучше, чем у выпускников колледжей
Хотя власти часто говорят о растущей популярности СПО, данные сборника показывают, что выпускники с высшим образованием пока чаще устраиваются по специальности, чем выпускники с СПО. Так, в 2020 году среди выпускников вузов, завершивших обучение в 2017–2019 годах, 70% имели работу, связанную с полученной специальностью. Среди выпускников, получивших СПО по программам подготовки специалистов среднего звена, по своей или смежной профессии трудились всего 58%, а с СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих — 56%.
Возможно, эту ситуацию изменит к лучшему большая реформа СПО, которую начали как раз с целью приблизить его образовательные программы к рынку труда. Так, недавно были представлены проекты новых ФГОС с сокращёнными сроками обучения. Также известно о планах развивать модель колледжей-заводов.
В вузах наиболее популярны не те программы, которые в приоритете у государства
По данным сборника, среди программ бакалавриата, специалитета, магистратуры у учащихся наиболее востребованы специальности и направления подготовки, которые относятся к наукам об обществе, — 41,2% выпускников 2020 года получили квалификацию в этом направлении. Причём большинство — в области экономики, управления и юриспруденции. По ним выпустилось в четыре раза больше молодых специалистов, чем по направлению «Образование и педагогические науки», и в девять раз больше, чем по направлению «Здравоохранение и медицинские науки». Чуть менее трети (28,4%) выбрали специальности, связанные с инженерным делом, технологиями и техническими науками.
При этом по количеству мест, оплачиваемых за счёт федерального бюджета, в наступившем учебном году и в следующем (2023/2024) лидируют «Образование и педагогические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Клиническая медицина», «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Кстати, недавно НИУ ВШЭ представил данные исследования «Качество приёма в российские вузы». Оно показало растущий спрос абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ на полностью платные образовательные программы ведущих вузов, а также то, что у поступающих, видимо, пользуются популярностью не те образовательные программы, на которые государство старается выделить больше бюджетных мест. Именно из-за недостатка бюджетных мест на ряде популярных направлений, прежде всего — как раз гуманитарных, высокобалльники вынуждены идти на платные.