Образование
#Мнения

Зачем учителям участвовать в профессиональных онлайн-сообществах

Доктор педагогических наук Марина Вайндорф-Сысоева высказалась о взаимоподдержке учителей и открытых сетевых сообществах.

Иллюстрация: pressfoto / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Фото: пресс-служба «Учи.ру»

Марина Вайндорф-Сысоева

На прошедшей 17 августа сессии «Новые роли учителя» в рамках III Всероссийской онлайн-конференции «Августовка „Учи.ру“ — 2022» доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева поделилась мнением о том, чем полезно учителям участие в профессиональных сообществах и в каких случаях такие сообщества действительно работают (спойлер: если они созданы стихийно). Пересказываем её выступление.

Зачем учителям объединяться

Пока мысли всех участников образовательного процесса заняты вопросом, как сделать учёбу комфортной для детей, редко кто задумывается о комфорте тех, кто их учит, — так начала свою речь Марина Вайндорф-Сысоева:

«Мы всё время говорим о том, как лучше сделать для ребёнка. <…> Как сделать так, чтобы ему было прекрасно, понятно и комфортно. Мы почти никогда не говорим о том, что нужно сделать для учителя, чтобы он ощущал себя комфортно. Меня волнует всегда эта проблема. Как создать условия, которые помогли бы в этой среде работать? То, что мы живём в новой реальности, — это уже факт, который не отменить. Мы даже туда не погружаемся».

Ответом на вызовы времени могли бы стать профессиональные сетевые сообщества, считает она — и в качестве примера приводит ситуацию вокруг пандемии. Конечно, и до 2020 года в России было немало профессиональных сообществ, в основном предметных. Но в момент кризиса пришлось срочно и стихийно объединяться в онлайн-сообщества — потому что очень многим потребовалась помощь и поддержка во время перехода на незнакомый всем формат работы.

Кадр: фильм «Учитель на замену» / Paper Street Films

Причём именно самоорганизация и потребность педагогов в поддержке коллег оказались особенно важными — именно так и должны, по мнению спикера, создаваться сообщества.

«На мой взгляд, наиболее актуальны и продуктивны сообщества, которые организованы стихийно. Они объединяются вокруг людей, идей. Они позволяют обмениваться практикой, опытом», — подчёркивает Марина Вайндорф-Сысоева.

Акцент на добровольности неслучаен, ведь «обязаловка» и директивы руководителей приведут к тому, что и сообщество работать не будет. Просто потому, что принципы (они же и преимущества) его существования не будут соблюдены.

Что участие в сетевых сообществах даёт учителям

Спикер выделяет несколько принципов работы открытых профессиональных сообществ:

  • Самостоятельное развитие. Если сообщество не развивается, то «никто извне не может развитие инициировать», уверена Марина Вайндорф-Сысоева. Даже если объединение внутришкольное, то привлечение в него новых участников со стороны даст лучший результат — ведь учителя-участники узнают о новых практиках и новом опыте. Проще говоря, не будут загерметизированы в среде только одной школы.
  • Открытая экспертиза (и отсутствие конкуренции). Сообщество — это открытая трибуна, выступить на ней могут все желающие, именно поэтому «обязаловка» здесь так вредна. Открытость и независимость даёт важное преимущество — отсутствие конкуренции, считает Марина Вайндорф-Сысоева. Когда соревновательности нет, можно не бояться показаться глупым или некомпетентным, задавая свой вопрос. А у педагогов есть такая проблема, уверена она, — именно поэтому они боятся задавать вопросы. В своей школе иногда страшно обратиться к коллегам, показав им тем самым, что вы чего-то не знаете. А в открытом сообществе участники не так зависимы от мнения друг друга.

«Когда ты спрашиваешь у тех, кто с тобой не работает, от кого ты не зависишь, никто таким образом не думает. Сегодня, мне кажется, совсем не страшно не знать. Мы не можем всё знать. Не задавать вопросы — это опасно, потому что тогда ты не продвигаешься в своём развитии», — подчёркивает эксперт.

  • Работа на опережение. «В открытом сообществе мы можем работать на опережение. Мы можем увидеть лучшие практики. Мы можем подсмотреть, что делают другие. Сегодня ведь невозможно всё изучать. Очень важно посмотреть, как это коррелирует с тем, что делают другие, насколько это актуально и полезно», — считает спикер.

Участие в сообществе помогает и актуализировать свои знания, и подобрать нужные инструменты, и справиться с ситуацией неопределённости. В пример Марина Вайндорф-Сысоева приводит начало дистанционного обучения в 2020 году, когда интернет-тролли «врывались» на онлайн-занятия и сознательно нарушали процесс.

«Я хорошо помню, как российские учителя стали мне писать: „Что делать?“ Мы очень быстро нашли выход из этого положения и подключили своего студента-безопасника, который стал помогать этим учителям. Вот что такое сообщество — когда ты не боишься спросить, понимаешь, что всегда в этой ситуации имеешь надёжного товарища, который может [чем-то помочь]», — объясняет специалист.

  • Нетворкинг. Конечно, педагоги общаются друг с другом и без онлайн-сообществ, взаимодействуют, но на локальном уровне. Проще говоря, варятся в собственном соку. Но в открытом сообществе они погружаются в другую среду — и тогда заметны изменения, освоение новых компетенций, считает эксперт. А это, в свою очередь, влияет на успех в профессии.

«Я обратила внимание, что очень много специалистов и учителей, которые находятся в открытом профессиональном сетевом сообществе, стали продвигаться по службе, получать новые предложения. У них расширился круг знакомств. Они увидели, что мир и образование могут быть другими», — отмечает Марина Вайндорф-Сысоева.

Нетворкинг при этом позволяет увидеть новые возможности, получить доступ к новой информации, даёт возможности для профессионального выбора. И чем сообщество шире, чем чаще туда приходят новые специалисты, тем больше расширяются возможности всех участников.

Постоянное взаимодействие с коллегами из разных уголков страны и разных институтов даёт ещё один важный эффект — социализацию в профессиональной среде. «Я думаю, что сетевое сообщество — это такое воздушное облако, которое позволяет учителю жить сегодня, понимать, что он не один, найти всегда своего друга, коллегу, который поможет в самой трудной ситуации, подскажет, что делать, получит от такого общения наслаждение», — говорит эксперт.

Научитесь: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована