Поэтому группа сенаторов и депутатов подготовила новый законопроект. Его уже внесли в Госдуму.
Какие изменения предлагают внести в Федеральный закон «Об образовании»
Согласно предлагаемым поправкам, Минпросвещения и Рособрнадзор должны утвердить типовой перечень, а также требования к форме, составу и содержанию документации, ведением которой занимаются педагоги.
Кроме того, правительство должно утвердить единые требования к составу и форматам электронных документов образовательных организаций.
Законопроект в целом запрещает возлагать на учителей работу, которая не предусмотрена их должностными обязанностями. Это касается в том числе подготовки документации, которая не войдёт в перечень, подготовленный Минпросвещения и Рособрнадзором.
Документ также предполагает, что школы смогут вести документооборот в электронной форме. Соответствующее решение образовательные организации должны будут закрепить в локальных нормативных актах. Причём сделать это нужно будет по согласованию с советами учащихся, советами родителей и профсоюзами, поскольку речь идёт о документах, которые затрагивают права учеников и учителей.
Планируется, что закон вступит в силу со дня его официального опубликования, но непосредственно пункт об ограниченном перечне отчётности начнёт действовать с 1 сентября 2022 года.
Почему возникла необходимость принятия такого закона
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что вопрос о снижении объёма отчётности, которую ведут учителя, уже неоднократно поднимали в поручениях президента и правительства, а также на различных мероприятиях.
Также уточняется, что даже ФГОС общего образования предусматривает ограниченный перечень ключевых документов, в составлении которых участвуют учителя. Тем не менее различные опросы педагогов, проведённые в период с 2019 по 2021 год, показывают, что 67% респондентов сталкиваются с высокой бумажной нагрузкой. Всего было выявлено более 40 видов учительской отчётности. То есть эта проблема остаётся нерешённой.
Более того, в пояснительной записке упоминается некое международное исследование, результаты которого показали, что российская система образования — самая забюрократизированная среди изученных 36 стран. Оно же показало, что российские учителя трудятся в среднем 46 часов в неделю, 15 из которых они тратят на заполнение планов и отчётов, а также на подготовку к урокам. Предполагается, что причина такой нагрузки в отсутствии законодательных ограничений в этой сфере.
Авторы законопроекта также напомнили о попытке Минпросвещения и Рособрнадзора ограничить бюрократическую нагрузку на учителей. Она не увенчалась успехом, поскольку письмо, которое ведомства направили в регионы, имело лишь рекомендательный характер.
Что известно о борьбе с излишней отчётностью учителей
Упомянутый ранее перечень направили в регионы ещё в конце 2020 года. Предполагалось, что это поможет избавить учителей от лишней бумажной работы. Согласно перечню, педагоги обязаны вести:
- основную образовательную программу для каждого из уровней общего образования;
- журнал учёта успеваемости;
- журнал группы продлённого дня;
- материалы личного дела обучающихся.
Другую же документацию учителя могут вести лишь добровольно. Причём это нужно подкрепить письменным согласием. Более того, в трудовом договоре необходимо указывать содержание отчётов, срок их заполнения и размер оплаты такой работы.
Однако в марте 2021 года замминистра просвещения Виктор Басюк заявил, что школы это письмо проигнорировали. В результате им пообещали «провести серьёзную работу».
Вероятно, эта работа тоже не оправдала ожиданий — в октябре глава Рособрнадзора Анзор Музаев вновь пообещал решить проблему излишней бумажной нагрузки на учителей.
А в марте текущего года Музаев сообщил о планах внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании».
Дополнено 28.04.22
Глава Рособрнадзора заявил, что принятие закона позволит вдвое сократить нагрузку на учителей, связанную с подготовкой отчётов и прочих документов.
Дополнено 30.05.22
Комитет Госдумы по просвещению рекомендовал принять в первом чтении законопроект, направленный на снятие излишней бюрократической нагрузки с педагогов.