Ян Амос Коменский: кратко о педагогической концепции
О чём писал и какие идеи сформулировал основоположник дидактики.
Изображение: Вацлав Брожик, «Ян Коменский в своей мастерской в Амстердаме», 1891 г. / Ольга Скворцова / Skillbox Media
Ян Амос Коменский (1592–1670) родился в стране, которая относится к современной Чехии, но в течение жизни переезжал. Главным образом потому, что он относился к одной из протестантских общин, которые католическая церковь тогда преследовала.
Жизнь его пришлась на эпоху большой чумы. Ребёнком Ян остался из-за неё сиротой и лишился сестёр, а став взрослым, потерял первую жену и детей. Получил прекрасное по тем временам образование в Херборнской академии и Гейдельбергском университете.
Он был учителем в школе и священником в своей религиозной общине, но главное — человеком гуманистических философских взглядов, именно это и определило его основные идеи в педагогике.
Главные труды Яна Коменского: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Пансофическая школа».
Педагогические идеи Яна Коменского, отца дидактики
Почти всё, что мы сейчас подразумеваем под классической педагогикой, это идеи Яна Коменского. Устройство современной школы основано на его принципах.
Идеи Коменского, которые нам кажутся само собой разумеющимися, в его время казались невероятно прорывными. Чтобы это понять, просто представьте себе типичную школу той эпохи: дети разных возрастов занимаются вместе разными предметами без всякой системы, как придёт в голову учителю, и у разных детей в одно и то же время могут быть разные занятия. Скажем, малыш учится читать, подросток рядом пытается решить математическую задачу, а его сосед зубрит латынь. Посещаемость уроков — как получится. Всеобщего обязательного обучения хотя бы грамоте нет, и мало кто думает, что это вообще важно. Специальных учебников просто не существует, читать дети учатся по сложным религиозным текстам вроде Псалтири. В качестве мотивации — розги.
Коменский придумал систему, которая приводила этот жестокий хаос в порядок.
Он сформулировал основные принципы дидактики — науки о том, как учить людей и как люди учатся. В том числе главный, который принято называть «золотым правилом дидактики», — принцип наглядности. «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания», — объяснял Коменский.
Следуя этому принципу, он сам написал и проиллюстрировал наглядный учебник — «Чувственный мир в картинках». Это была книга для обучения детей чтению и одновременно для знакомства с окружающим миром. Кроме этого, Коменский составил ещё несколько учебников — по физике, астрономии и пособие по изучению языков (он сам преподавал латынь).
Ещё одна из важнейших идей Коменского — принцип природосообразности. Суть его в том, что на каждом этапе взросления у человека есть свои образовательные задачи и возрастные особенности (это он и называет «природой»). Всё это важно учитывать при обучении.
Именно он ввёл в процесс образования понятие классно-урочной системы. Обосновал, что обучение должно быть последовательным, систематизированным, делиться на конкретные предметы, по каждому из них надо иметь план занятий и расписание, а учитель, кроме объяснения, должен проверять и то, как его подопечные усвоили материал. Дети должны посещать школу регулярно и распределяться по классам.
Причём с точки зрения Коменского, в класс надо объединять «одинаково успевающих учеников, для того чтобы легче можно было вести вместе к одной и той же цели всех, кто занят одним и тем же и относится к обучению с одинаковым прилежанием». У каждого класса должно быть своё помещение, а учебный год должен длиться чётко фиксированное количество времени. «Для каждого класса должен быть назначен такой приспособленный к средним способностям годовой курс, чтобы его можно было легко усвоить в продолжение одного года, но так, чтобы и с быстро, и с медленно работающим умом было возможно пройти его в одинаковый промежуток времени», — писал он.
Коменский считал, что в учебные материалы нужно добавлять как можно больше интересных фактов — чтобы детям не было скучно. В наше время это тоже сермяжная истина, а тогда тоже было новаторством. А ещё, в контексте современной терминологии, он был сторонником геймификации учебного процесса — написал несколько пьес для школьных занятий в форме игры.
Педагогические идеи Коменского в итоге выразились в идее пансофизма — мечте об универсальной школе, в которой детей, независимо от их происхождения и статуса, последовательно учились бы «всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни». Коменский считал это очень важным для развития общества. Узнаёте? Да, конечно, это идея всеобщего образования, родившаяся задолго до того, как этой мыслью озаботились государственные правители.
По замыслу Коменского, школы должны не только давать знания и прикладные навыки, но и развивать нравственность — быть «мастерскими людей». Два главных принципа пансофической школы — учить для жизни, а не для школы («И пусть отсюда выходят юноши деятельные, на всё годные, искусные, прилежные — такие, которым со временем можно будет без опасения доверить всякое житейское дело») и учить приятно и лёгко, без насилия, «чтобы как учащие, так и учащиеся чувствовали не отвращение от трудов, а их плоды и радость».
Цитаты Яна Коменского
«Хотя человек родится способным ко всему, но на самом деле он ничего не знает, кроме только того, чему он научен благодаря руководству других людей и часто повторяемому опыту».
«Так как немногие могут учить самих себя или могут заняться этим поздно и с потерей времени, то эти занятия мудростью требуют руководителей, которые сами были бы также всесторонни».
«Никто не делается мастером,
не упражняясь в мастерстве».
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле».
«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает».
«Куда не ведут способности, туда не толкай».
«Школа без дисциплины есть мельница без воды».
«Учитель должен, как солнце всего мира, стоять на высоте, откуда бы он мог одновременно на всех распространять лучи учения, притом сразу одни и те же, и равномерно освещать всех».
Интересные факты о Яне Коменском
- Коменский или Коменский — как правильно ставить ударение? Ян Амос был чехом, поэтому с точки зрения чешского языка правильно ставить ударение на первый слог. Но когда он писал свою фамилию на латыни, то называл себя «Комениус», и ударение тут падало на второй слог. Так что используются оба варианта.
- Интересы Коменского педагогикой не ограничивались. Он был ещё увлечённым языковедом и составил словарь «Сокровищница чешского языка».
- Хотя сейчас широко знают Коменского в основном как автора «Великой дидактики», сам он главным трудом своей жизни, пожалуй, назвал бы «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica). Там он ни много ни мало задумал систему переустройства всего общества — описал утопическую, но прекрасную модель воспитания всех людей и средства развития человеческого общества на пути к торжеству прогресса, гуманизма и здравого смысла.
- У Коменского не было возможности в полной мере реализовать на практике свои принципы устройства идеальной пансофической школы. Но частично он эту идею всё же опробовал в школе, которую открыл в Трансильвании по приглашению местного князя. Правда, поработать там Коменскому довелось совсем недолго.
- Хотя Коменский считается педагогом-гуманистом, в нашу эпоху к его гуманизму были бы большие вопросы. Да, он осуждал меры физического воздействия, и для того времени это было революционно. Но он рекомендовал в «Великой дидактике», например, такие меры мотивации учеников: «Смотри, как тот или другой внимателен, как он всё правильно понимает! А ты сидишь, как дубина!», «Посмотрите на простофилю — такой лёгкой вещи ты не понимаешь!»
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!