Взрослые теряют грамотность? Что показало новое исследование навыков от ОЭСР
Не все участники международного теста справились с простыми текстами и подсчётами. Даже во многих развитых странах дела с этим не очень.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/a7b/a7b688a08eec80dcb7cc14baacd4c4a0/1911f24e0e7abb0ad668ae334f78b7ec.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/a7b/a7b688a08eec80dcb7cc14baacd4c4a0/1911f24e0e7abb0ad668ae334f78b7ec.jpg)
Иллюстрация: Gabriela / Chris Liverani / Rutpratheep Nilpechr / Matthias Heyde / Unsplash / Tima Miroshnichenko / Şevval Çadır / Cottonbro Studio / Pexels / Дима Руденок для Skillbox Media
В конце 2024 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала отчёт по итогам международного «Исследования навыков взрослых» (Survey of Adult Skills или PIAAC). Его проводили в 2022–2023 годах в 31 стране (России в этот раз среди них не было), участниками стали 160 тысяч человек в возрасте от 16 до 65 лет. По оценке организаторов, такая выборка позволяет сделать выводы о 673 миллионах взрослых жителей этих стран.
Результаты исследования оказались такими удручающими, что, например, их пересказ в The Economist вышел с заголовком «Взрослые забывают, как читать?». Мы посмотрели отчёт, чтобы разобраться:
- какие виды грамотности и как проверяют в PIAAC;
- какие уровни навыков показали участники в среднем и насколько эти результаты хуже, чем в предыдущем таком же исследовании;
- что отличает взрослых с высокими уровнями развития навыков;
- почему результаты этого исследования важны, несмотря на развитие ИИ.
Что за проект PIAAC
PIAAC представляет собой крупнейшее исследование функциональной грамотности взрослых, то есть в нём оценивают, насколько человек умеет использовать в решении повседневных задач навыки чтения, письма и счёта. По сути, это аналог известного исследования грамотности подростков PISA (его ОЭСР проводит раз в три года, и результаты последнего замера тоже оказались хуже ожидаемых) для взрослой аудитории.
В 2022–2023 годах все участники выполняли задания PIAAC в цифровом формате. В исследовании измеряли три фундаментальных компетенции: это читательская и математическая грамотность, а также навык решения задач. К тесту прилагались опросники о возрасте, поле, уровне образования и занятости респондентов, а ещё у них оценивали социально-эмоциональные навыки, состояние здоровья и удовлетворённость жизнью.
Само исследование включало задания разных уровней по каждому из трёх навыков. Читательскую грамотность оценивали по тому, насколько человек способен понять текст и извлечь из него необходимую информацию. Как пример разработчики привели задания об условиях хранения хлеба и крекеров:
- Чтобы подтвердить базовый уровень навыка, было достаточно ответить на прямой вопрос о том, на каком уровне влажности крекеры размягчаются. Ответ (с такой же формулировкой, как и в вопросе) содержался в отдельном предложении в конце текста — его трудно было не заметить.
- На втором уровне сложности требовалось оценить, верны ли три утверждения — они были основаны на тексте, но не повторяли его дословно. То есть от участника требовалось не просто увидеть нужную информацию в тексте, а понять его.
- И, наконец, на третьем уровне сложности давался иной, менее подробный текст с данными о температурных условиях, которые обеспечивают или нарушают сохранность хлеба. От участника требовалось составить рейтинг разных мест хранения с учётом этой информации.
В простейших заданиях на математическую грамотность участникам предлагали, например, оценить, входит ли указанная температура в приемлемый диапазон для хранения пищи (диапазон был явно прописан в условии). На следующем уровне требовалось рассчитать по заданному алгоритму, сколько килограммов штукатурной смеси потребуется на стену определённой площади. И на самом высоком уровне нужно было вычислить, сколько обоев необходимо для оклейки стен в комнате. Для этого имелся специальный калькулятор, однако изначально данные в него были введены с ошибкой. Чтобы её исправить, участник должен был применить знания о единицах измерения.
![](/upload/setka_images/11280607022025_b86f7d27cd42ac0216d5257b25409b841cfca3fe.png)
Читайте также:
Задачи на решение задач требовали, в частности, составить на интерактивной карте маршрут с учётом ограничений по времени, чтобы завезти ребёнка в школу, купить продукты и вернуться домой к указанному часу. На более сложных уровнях условия задачи менялись в процессе: например, участнику на середине маршрута сообщали, что выбранный им магазин оказался закрыт.
Какие уровни навыков определяют по результатам PIAAC
Читательская грамотность
Уровень | Какие навыки включает |
---|---|
5 (от 376 баллов) | Искать и объединять информацию из нескольких источников со сложной структурой и содержанием, несмотря на отвлекающие элементы, формулировать на основе текстов схожие и противоположные сказанному идеи, оценивать доказательность и надёжность источников информации. |
4 (326–376 баллов) | Понимать и оценивать содержание сложных многостраничных текстов, извлекать для решения заданий к тексту рассеянную по нему информацию, отделять факты от мнений. |
3 (276–326 баллов) | Понимать смысл объёмных текстов, интерпретировать содержащуюся в них информацию, сравнивать данные из нескольких источников и отбрасывать не связанное с задачей содержание текста. |
2 (226–276 баллов) | Понимать содержание текста на одной или нескольких простых веб-страницах, в том числе учитывая перефразирование, извлекать информацию из небольших таблиц или базовых диаграмм, пользоваться навигацией по тексту. |
1 (176–226 баллов) | Находить информацию в тексте по прямому запросу, понимать смысл небольших текстов и содержание списков при условии, что на странице нет отвлекающих элементов. |
Ниже 1 (менее 176 баллов) | Понимать содержание предложений и коротких абзацев, находить в текстах односложные ответы на прямые вопросы. |
Математическая грамотность
Уровень | Какие навыки включает |
---|---|
5 (от 376 баллов) | Анализировать и оценивать сложную математическую информацию, понимать статистические концепции, подбирать наиболее подходящие способы визуализации данных. |
4 (326–376 баллов) | Вычислять и интерпретировать различные статистические коэффициенты, сравнивать наборы данных, читать сложные графики, анализировать алгебраические формулы, оценивать статистические или математические умозаключения. |
3 (276–326 баллов) | Выполнять вычисления с целыми числами, дробями, процентами, анализировать диаграммы, оценивать математическую обоснованность выводов на основе данных. |
2 (226–276 баллов) | Формулировать математические выражения на основе реальных ситуаций, выполнять измерения, понимать математические данные в таблицах и на графиках, использовать стандартные алгоритмы вычислений (например, для определения среднего значения). |
1 (176–226 баллов) | Извлекать данные из простых таблиц и графиков, выполнять базовые арифметические операции с целыми числами, сравнивать значения. |
Ниже 1 (менее 176 баллов) | Складывать и вычитать небольшие целые числа, находить данные на графиках в ответ на прямые вопросы, находить в списке значений самые большие и самые маленькие. |
Решение задач
Уровень | Какие навыки включает |
---|---|
4 (выше 326) | Находить и применять многошаговые стратегии для достижения целей, адаптировать их к меняющимся условиям, оценивать перспективы развития ситуации. |
3 (276–326 баллов) | Разрабатывать и применять стратегии для достижения целей с учётом нескольких важных переменных и их взаимного влияния, оценивать развитие ситуации и адаптироваться к нему. |
2 (226–276 баллов) | Находить и применять решения, успех которых определяется достижением одной целевой переменной, отслеживать явные изменения в одной составляющей процесса. |
1 (176–226 баллов) | Понимать простые задачи и решать их при условии, что требуется достичь одной ясной цели. |
Ниже 1 (менее 176 баллов) | Понимать простые статичные задачи и применять для них решения в один шаг. |
В каких странах самые грамотные взрослые
Исследование показало: если в какой-то стране высокие результаты по одному виду грамотности, остальные навыки там тоже на высоком уровне. Топ-5 государств с наиболее высокими средними баллами по всем трём шкалам одинаковый: это Финляндия, Япония, Швеция, Норвегия, Нидерланды.
![](/upload/setka_images/11280607022025_4696cd2821d789f568e1828e84c9816e928b8255.jpg)
Ещё семь стран и территорий, как отмечают авторы отчёта об исследовании, показали результаты выше средних по ОЭСР во всех трёх видах грамотности. Это Канада, Дания, Англия, Эстония, Фламандский регион Бельгии, Германия и Швейцария.
Средние баллы PIAAC в странах-участницах, показавших лучшие результаты по каждому из навыков, и в ОЭСР в среднем
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Решение задач |
---|---|---|
ОЭСР — 260 | ОЭСР — 263 | ОЭСР — 251 |
Финляндия (296) | Финляндия (294) | Финляндия (276) |
Япония (289) | Япония (291) | Япония (276) |
Швеция (284) | Швеция (285) | Швеция (273) |
Норвегия (281) | Норвегия (285) | Норвегия (271) |
Нидерланды (279) | Нидерланды (284) | Нидерланды (265) |
Эстония (276) | Эстония (281) | Дания (264) |
Фламандский регион Бельгии (275) | Фламандский регион Бельгии (279) | Эстония (263) |
Дания (273) | Дания (279) | Фламандский регион Бельгии (262) |
Англия (272) | Швейцария (276) | Германия (261) |
Канада (271) | Сингапур (274) | Канада (259) |
Источник данных: ОЭСР
Одиннадцать стран, напротив, во всех трёх видах навыков показали результаты ниже, чем в среднем по ОЭСР: это Чили, Хорватия, Франция, Венгрия, Израиль, Италия, Корея, Литва, Польша, Португалия и Испания.
Сколько малограмотных взрослых в разных странах
Баллы участников PIAAC из разных стран показывают, что результаты даже у лидеров «средненькие» — в лучших случаях они соответствуют третьему уровню функциональной грамотности. Так получается потому, что в каждой из стран многие участники справились с тестом плохо, менее чем на 226 баллов. Взрослых с первым уровнем грамотности или ниже в среднем в странах ОЭСР по каждой из трёх шкал набралась четверть или больше:
- По читательской грамотности — 26%. Это означает, что такие читатели понимают содержание отдельных предложений, небольших текстов, списков, а также могут найти в них прямые ответы на поставленный вопрос.
- По математической грамотности — 25%. Такие уровни соответствуют способности выполнять базовые арифметические операции с целыми числами и сравнивать разные числовые значения.
- По решению задач — 29%. Это соответствует способности решать задачи, требующие одного шага, в неизменных условиях.
Тех же, кто добился максимального уровня в каком-либо из навыков, ожидаемо очень мало — около 1% в среднем по ОЭСР. Большинство участников исследования показали средние уровни грамотности — второй и третий. На четвёртом уровне — чуть больше 10%.
![](/upload/setka_images/11280607022025_ff9af5af643814a3ccb19a2a184b020578c00362.png)
Изображение: Skillbox Media
![](/upload/setka_images/11280607022025_e9f40fd9a4d60ab3f2f5a394f58d057b67f1f451.png)
Изображение: Skillbox Media
![](/upload/setka_images/11280607022025_f802be69fc92be01c892bb3d2a78fb8f8bfa2ac8.png)
Изображение: Skillbox Media
У кого с грамотностью дела обстоят лучше, а у кого хуже
Результаты исследования показывают, что люди с определёнными характеристиками справлялись с тестами PIAAC лучше остальных. Их отличает следующее:
- Молодой возраст. В исследовании участвовали люди до 65 лет, и старшая возрастная группа (55–65 лет) в преобладающем большинстве стран показала худшие результаты по всем навыкам.
- Высокий уровень образования. Ожидаемо, те, кто получил профессиональное или высшее образование после школы, справлялись с заданиями PIAAC довольно хорошо. Но разные уровни означают не одно и то же в различных странах: выпускники финских школ обгоняют по баллам взрослых с профессиональным образованием из Австрии, Венгрии, Новой Зеландии, Сингапура и многих других стран.
- Образование в сфере STEM. Те, кто изучал технические и естественные науки в вузе или в колледже, опережают участников с таким же уровнем образования по другому профилю. В математической грамотности разрыв между ними достигает 28 баллов, а в решении проблем люди со STEM-образованием набрали в среднем по ОЭСР на 10 баллов больше, чем настолько же образованные гуманитарии.
- Происхождение из той страны, где человек проходил исследование. Иммигранты и дети иммигрантов в среднем справлялись с тестом PIAAC хуже, чем взрослые, живущие в той же стране, где родились их родители. Зависимость довольно чёткая. Так, в среднем по ОЭСР по читательской грамотности взрослые дети тех, кто родился в этой же стране, набрали 267 баллов. Те, кто родился здесь же, но у родителей-иммигрантов — 260 баллов. И те взрослые, кто родился в другой стране, — 222 балла.
- Высокий уровень образования родителей. Разрыв в баллах PIAAC между детьми высоко- и малообразованных родителей в среднем по ОЭСР составляет 50 баллов по читательской грамотности, 49 — по математической и 42 в решении задач. Вероятно, те из сегодняшних взрослых участников PIAAC, у родителей которых было хорошее образование, росли в лучших условиях и имели больше возможностей учиться и развивать навыки. То есть эта характеристика отражает социально-экономическое неравенство.
Насколько результаты ухудшились по сравнению с первым PIAAC и почему
Первый цикл PIAAC стартовал в 2008 году, но большинство стран-участниц проводили тесты в 2011-м. Результаты нового цикла можно сравнивать с первым только по двум из трёх навыков: тест по решению задач в новом исследовании слишком сильно изменился.
Для стран, участвовавших в обоих циклах PIAAC, сопоставление показывает: в основном взрослые стали хуже читать и считать.
- Баллы по читательской грамотности стали за десятилетие выше только в двух странах — в Финляндии и Дании. Ещё в 14 они остались на прежнем уровне, а в 11 средние баллы упали. Особенно заметное ухудшение произошло в Польше (минус 31 балл), Литве (минус 28 баллов), в Южной Корее (минус 23 балла) и в Новой Зеландии (минус 21 балл).
- По математической грамотности результаты получше: баллы выросли в восьми странах, остались прежними в двенадцати и упали в семи. Сильнее всего средний балл снизился вновь в Литве (на 22 пункта) и в Польше (на 21 балл).
Изменения средних баллов отражают рост доли тех, кто показал самые низкие результаты — не добрался до второго уровня по тому или иному виду грамотности. В половине исследованных стран стало больше плохих результатов по читательской грамотности, а в трети стран — и по математической. Эксперты ОЭСР связывают изменения с тем, что взрослые теперь меньше практикуются в чтении и вообще в сложной обработке информации. В прошлом году, кстати, выходило исследование по данным теста PISA с такой же гипотезой о подростках: современные школьники чаще читают короткие и фрагментарные текстовые материалы (посты в соцсетях и сообщения в мессенджерах), поэтому в быту читательская грамотность совсем не развивается, только в школе.
По результатам PIAAC эксперты выдвинули ещё две гипотезы о том, почему ухудшаются навыки взрослых. Во-первых, во многих странах вырос приток иммигрантов — а им, очевидно, сложно проходить тесты на грамотность на неродном языке. Во-вторых, в странах ОЭСР стремительно стареет население, а люди старшего возраста тоже справляются с тестами на грамотность хуже.
Чтобы проверить эти предположения, при анализе результатов дополнительно рассчитали гипотетические средние баллы — какими они получились бы, если бы демографическая структура населения в изученных странах осталась такой, как десять-пятнадцать лет назад. Расчёт показал, что в большинстве государств наблюдались бы те же тренды, что и в действительности сейчас, даже если бы доли иммигрантов и пожилых людей остались на прежнем уровне.
Но есть и исключения. В Норвегии и Швеции показатели по читательской грамотности при сохранении демографической структуры улучшились бы (в действительности они остались стабильными), а в Австрии и Франции упали бы, но не так сильно, как в реальности. Баллы по математической грамотности могли бы стать лучше в Чили, Фламандском регионе Бельгии, Испании и Швеции и упали бы не так ощутимо в Южной Корее и в США.
А важны ли вообще эти навыки?
Данные PIAAC показывают прямую связь между уровнем навыков и экономической успешностью. Трудно понять, что причина, а что следствие, но, к примеру, высокий уровень математической грамотности чаще демонстрируют люди с хорошим образованием и высокооплачиваемой работой.
![](/upload/setka_images/11280607022025_148b20c2521d5936196d97eeea122667706f34d8.jpg)
А ещё — чем выше уровень грамотности, тем лучше показатели самооценки здоровья и удовлетворённости жизнью. Проще говоря, люди, которые с трудом считают и понимают смысл текстов, чаще мало зарабатывают и бывают несчастливы. В ОЭСР уверены, что это показывает крупную политическую и социальную проблему: недостаточно грамотные взрослые не способны участвовать в общественной, политической и экономической жизни.
Однако в отчёте об исследовании PIAAC эксперты организации приводят такой факт: в 2022 году генеративный искусственный интеллект смог успешно ответить на 80% заданий по читательской грамотности. Большинство реальных участников исследования не достигли этой планки. И нет сомнений, что в ближайшие несколько лет ГИИ наберёт в PIAAC практически недостижимые для людей 500 баллов, то есть выполнит 100% заданий.
Эксперты ОЭСР прогнозируют, что в будущем ГИИ сможет выполнять практически любые виды интеллектуальной работы, а роботизированные комплексы возьмут на себя ручной труд разных типов. Не факт, что работники-люди при этом останутся невостребованными: возможно, что ускорение производства благодаря ИИ приведёт к повышенному спросу на товары, а значит, и на выполнение сопутствующих дополнительных задач людьми. Но это одна из множества гипотез, перспективы автоматизации для рынка труда пока неясны.
Несомненно, однако, что многие навыки, которые люди сейчас получают в результате образования и на работе, устареют. Но в ОЭСР считают, что навыки верхнего уровня, максимально фундаментальные, о которых идёт речь в PIAAC, не обесценятся, потому что дают базу для усвоения любых других знаний и умений.
И тот факт, что ГИИ успешно решает задания на грамотность, мало что меняет. Когда машина даёт правильный ответ в задаче, это почти ничего не говорит о её возможностях вообще. Известно, например, из исследования НИУ ВШЭ о том, как нейросети сдают экзамен по педагогике, что ГИИ иногда плохо справляется с базовыми темами — хотя они, по идее, лежат в основе более сложных заданий (которые нейросеть решает). То есть успешное выполнение сложного задания не означает, что нейросеть владеет всем массивом более простых навыков в этой области.
В случае с людьми действуют законы психометрики: правильные ответы в тестах вроде PIAAC важны не сами по себе, а как свидетельство того, что в других ситуациях и контекстах человек сможет решить похожие и более простые задачи. И даже если рынок труда изменится фундаментально — например, не надо будет больше учиться программированию, достаточно будет запустить помощника и проверить его работу — базовые навыки работы с информацией всё равно останутся нужны.
Читайте также:
- Новый отчёт ОЭСР: даже в экономически благополучных странах не хватает учителей
- Исследователи выяснили, как доступ к высшему образованию зависит от благосостояния страны
- Как результаты PISA-2022 подсветили 6 факторов, которые снижают успехи в учёбе
- Цитата недели: о навыках задавать вопросы и ставить задачи
- Решение проблем: что это за навык и как его развивать