Образование
#новости

Исследование: распространение онлайн-общения могло повлиять на читательскую грамотность

Голландский учёный выявил корреляцию между умениями школьников и тем, как часто они общаются в интернете.

Профессор нидерландского Университета Твенте Ханс Лейтен проанализировал данные исследований PISA, проведённых в 2000–2018 годах. Результаты работы опубликованы в журнале Computers in Human Behavior.

Какие данные использовались

Исследование PISA, в котором участвуют пятнадцатилетние школьники, включает наряду с другими тестами оценку читательской грамотности. Речь о способности понимать тексты разного уровня сложности (от простых информационных до академических) и использовать информацию из них. Поскольку исследование проводится регулярно на протяжении уже двух десятков лет и позволяет сопоставить результаты школьников из разных стран, Ханс Лейтен выбрал его для проверки гипотезы о том, что новые поколения учащихся (так называемые цифровые аборигены) отстают по читательской грамотности от предыдущих поколений.

Анализ включал показатели по читательской грамотности из 39 стран, которые участвовали во всех волнах PISA с 2000 по 2018 год. Их исследователь сопоставил с информацией об общении учащихся в интернете. Эту информацию учащиеся указывали в опросе, который дополняет каждую из волн PISA. В 2000/2002 годах участников ещё не спрашивали о том, как часто они общаются в онлайн-чатах, но исследователь предположил, что на тот момент этот показатель был близок к нулю во всех странах.

Какие результаты получил исследователь

Страны с более низкой распространённостью онлайн-общения в 2009-м (сюда относятся многие азиатские государства) продемонстрировали значительное улучшение читательской грамотности в период с 2000 по 2009 год. Эти тенденции, как правило, сменились снижением, когда в последующее десятилетие распространённость онлайн-общения в этих странах резко росла.

Противоположная картина наблюдалась в европейских странах, где распространённость интернет-чатов в 2009 году была уже высокой и впоследствии росла не так быстро. Например, в Великобритании читательская грамотность резко снизилась к 2009-му, а затем вновь показала рост.

Конечно, эти данные — всего лишь корреляция, а не связь «причина — следствие». Она не доказывает, что на изменения в уровне читательской грамотности влияет именно распространение онлайн-чатов. Сам автор исследования считает, что это влияние, скорее всего, не прямое — на индивидуальном уровне подростки, которые много общаются онлайн, не всегда оказываются худшими читателями. Как предполагает Ханс Лейтен, всё дело в том, что распространение мессенджеров отражает серьёзные изменения в среде, которая окружает школьников.

Исследователь объясняет изменения так: несколько десятилетий назад чтение обычно подразумевало книги, а также статьи в журналах и газетах, то есть относительно длинные и хорошо структурированные тексты, что, вероятно, сильнее развивало читательскую грамотность. Теперь же чаще читают короткие и фрагментарные текстовые материалы, например посты в соцсетях и сообщения в мессенджерах. То есть в последние 10–15 лет школьников окружают в основном тексты с упрощённым синтаксисом и лексикой. Вероятно, это означает, что развитие читательской грамотности теперь в большей степени, чем раньше, зависит от формального образования — потому что вне школы учащиеся имеют дело с меньшим объёмом сложных текстов. Проще говоря, в школе стоило бы больше внимания уделять развитию этого навыка.

Напомним, что в последнем опубликованном PISA-2022 по читательской грамотности более чем на 30 пунктов снизились средние баллы школьников в Албании, Исландии и Северной Македонии. От 20 до 30 баллов в среднем потеряли в Финляндии, Гонконге, Малайзии, Марокко, Нидерландах, Норвегии, Польше и Словении.

Ухудшение результатов также распространяется и на математическую грамотность. Учащиеся из стран ОЭСР, которые сообщили, что регулярно отвлекаются на гаджеты, получали в среднем на 15 баллов меньше в тесте по математической грамотности.

Ранее исследование сотрудников Приволжского исследовательского медицинского университета и исследование кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ выявили, что у подростков-школьников и студентов есть заметные сложности с пониманием смысла текстов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована