Речь об этом идёт в ежегодном отчёте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В нём приведено множество самых разных данных, касающихся систем образования стран, входящих в объединение, и государств-партнёров.
Отметим, что в этом году в документе данных о России нет. Очевидно, это связано с прекращением ОЭСР переговоров о вступлении страны в неё. Тем не менее в отчёте можно найти любопытную информацию о том, как функционируют разные уровни образования в других странах.
Сколько времени учителя могут отдавать именно ведению уроков
Авторы отчёта отмечают, что педагоги в любом случае очень существенную часть рабочего времени посвящают разным задачам, помимо, собственно, преподавания, — например, подготовке к урокам, проверке домашних заданий и коммуникации с родителями. Тем не менее наблюдаются существенные отличия в зависимости от конкретной страны.
По данным за 2021 год, лидером по доле времени, которое учителя тратят именно на преподавание, стала Латвия, где в среднем учителя работали 1320 часов в год, а ведение уроков занимало 832 часа, то есть 63% от всего рабочего времени. Далее следует Шотландия (область Великобритании) — 1365 и 855 часов соответственно (62,6%). В топ-5 также входят:
- Люксембург — 1228,8 и 739,2 (60,2%);
- Литва — 1512 и 854,4 (56,5%);
- Израиль — 1267,9 и 649,6 (51,2%).
Антирейтинг возглавляют:
- Япония — 1728,3 и 507,5 (29,4%);
- Норвегия — 1697,5 и 522,5 (31%);
- Турция — 1576 и 520,8 (33%);
- Польша — 1432 и 483,3 (33,8%);
- Чехия — 1688 и 573 (33,9%).
В странах, которые оказались в середине рейтинга, доля часов преподавания варьируется между 34 и 48,8%.
Какова природа этих различий
Данные сильно разнятся в зависимости от страны прежде всего из-за того, что у каждого государства законодательно определён свой объём учебного времени, а также задачи, которые обязаны выполнять учителя. Кроме того, где-то им приходится работать во время каникул, а где-то — нет.
Например, в Израиле, где педагоги в год в среднем трудились почти 1268 часов, работать в каникулы им не нужно. А вот в Швейцарии, где этот показатель составил 1866 часов, работа в каникулы может занимать до двух месяцев в год. Суммарно в 17 государствах, входящих в ОЭСР, и странах, являющихся партнёрами этой организации, учителям приходится трудиться, пока школьники отдыхают от учёбы. Чаще всего в это время педагоги занимаются подготовкой к следующему семестру или повышением квалификации.
Помимо этого, многие учителя — особенно те, кто преподаёт в старших классах, — ведут классное руководство, участвуют в программах наставничества для начинающих преподавателей или руководят какими-то подразделениями в своих школах. Разного рода совмещения обязанностей есть в половине рассматриваемых стран. Соответственно, время, которое эти педагоги тратят не на преподавание, значительно возрастает.
Что известно о занятости российских педагогов
В рамках Мониторинга экономики образования учёные из НИУ ВШЭ выяснили, что абсолютное большинство российских педагогов работает только в одной образовательной организации. Лишь у 4,1–4,4% (в зависимости от возраста) хватает времени на преподавание в других школах, а у 11,6–15,6% — на репетиторство. Причём большинство учителей считает, что за последние годы объём работы увеличился, причём это касается как связанных с преподаванием задач, так и всех остальных.
Что касается видов работы, то, согласно тому же исследованию «Вышки», в основном учителя обычно называют преподавание, ведение отчётности, проверку работ учащихся и подготовку к занятиям. Мы показывали расклад по времени на схеме.
Кстати, по данным другого исследования, проведённого в рамках Мониторинга экономики образования, известно, что у педагогов за последние два года стало меньше возможностей путешествовать, отдыхать и уделять время семье.
Читайте также:
- Педагоги ждут от цифровизации экономии времени, а получают лишнюю нагрузку. Почему?
- «Все учителя не будут репетиторами, это невозможно»: какие варианты занятости у педагогов
- «Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу»
- «В школах ждут молодых учителей, но если посмотреть, как их встречают, то их не ждут»