Исследование провели учёные факультета социально-экономических и компьютерных наук из пермского кампуса НИУ ВШЭ Ольга Котомина и Александра Сажина. Их статья опубликована в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика».
Как изучали
Учёные провели опрос среди 206 студентов, которые поступили в НИУ ВШЭ в Перми в 2017 году на разные направления подготовки: экономику, менеджмент, бизнес-информатику и программную инженерию. Исследование проходило в течение четырёх лет учёбы респондентов и включало шесть волн. В третью волну — в начале второго курса — в анкету для студентов добавили блок вопросов о родительской вовлечённости в образование.
Респондентов просили оценить участие их родных в учебном процессе — помощь в выборе вуза, контроль успеваемости и заинтересованность в университетских событиях.
Исследователи также брали в расчёт такие факторы, как условия проживания (отдельно или вместе с родителями), материальное положение семьи, образование отцов и матерей.
На втором курсе большинство опрошенных студентов хорошо учились — имели средний балл чуть выше семи по десятибалльной шкале, жили с родителями, у которых есть высшее образование; их семьи имели достаток выше среднего.
Что узнали
Оказалось, что родители опрошенных студентов довольно сильно вовлечены в учёбу своих детей:
- 84% респондентов сообщили, что в семье проявляют интерес к их оценкам;
- 72% заявили, что родные стимулируют их карьерные интересы;
- родители 68% опрошенных поддерживают учебные интересы;
- 53% отметили, что родители интересуются, какие предметы изучаются в вузе;
- 51% студентов нравится рассказывать дома о своей университетской жизни в целом;
- 38% респондентов нравится делиться с семьёй полученными знаниями;
- родители 22% респондентов следят за событиями в университете на сайте и в соцсетях;
- посещаемостью интересуются родители 21% опрошенных;
- выполнение студенческих домашних заданий интересует лишь 7% родителей;
- родители 5% респондентов решают разные вопросы с учебным офисом вуза (то есть общаются с деканатом).
Какие факторы имеют значение для успеваемости
Исследовательницы установили, что на успеваемость влияет уровень образования матерей. Если они окончили вуз, то шанс, что их дети достигнут высоких учебных результатов, больше. Матери, у которых есть высшее образование, понимают его важность и доносят её до детей. А вот образование отцов почти не влияет на успехи студентов: они в целом меньше вовлечены в образование детей.
Ещё выяснилось, что высокое материальное положение семей негативно влияет на успеваемость студентов. Оказалось, что чем выше доходы родителей, тем ниже результаты учащихся. Учёные объясняют это тем, что детям из обеспеченных семей нужно прилагать меньше усилий, чтобы получить престижную работу или высокую зарплату. А вот для студентов из менее состоятельных семей диплом с хорошими оценками — возможность повысить социальный статус.
Интерес родителей к итоговым (семестровым) оценкам детей-студентов оказывает сильное положительное влияние на успеваемость. Проще говоря, это стимулирует их хорошо учиться.
А вот интерес родителей к изучаемым предметам и контроль выполнения домашних заданий плохо сказывается на успеваемости. Есть две версии, почему так происходит. Первая: чрезмерное внимание к учёбе детей может блокировать их самостоятельность. Вторая: повышенный контроль может быть присущ родителям, чьи дети в целом учатся не очень хорошо и так провоцируют гиперопеку.
Таким образом, важно, чтобы родные интересовались учёбой, но не переусердствовали, поскольку для студентов важно развивать самостоятельность и ответственность.
Кстати, прошлогоднее исследование Высшей школы экономики показало, что чрезмерный родительский контроль негативно влияет и на успеваемость школьников. А в рамках Мониторинга экономики образования, который также ведёт НИУ ВШЭ, родителей разделили по типам вовлечённости в школьное образование детей.
Читайте также:
- 46% родителей уверены, что лучше знают, какое образование нужно их детям
- Как родительские установки влияют на шансы детей поступить в хороший вуз
- Исследование: работа во время учёбы в вузе не мешает хорошей успеваемости
- Стало известно, как посещение занятий ранним утром сказывается на успеваемости студентов