Образование
#Мнения

«Во многих отношениях рейтинги только вводят в заблуждение»

Стоит ли вузам ориентироваться на рейтинги и всеми силами стремиться попасть в топы — мнение эксперта по политике высшего образования.

tesla / youtube

Педро Нуно Тейшейра

Директор Центра исследований политики высшего образования (CiPES) и профессор экономики Университета Порту, Португалия.

Педро выступал на XII Международной российской конференции исследователей высшего образования с докладом «Неуловимый, но актуальный поиск качества в высшем образовании — полевые размышления». В конце доклада он получил от одного из участников вопрос: хороши ли рейтинги вузов для качества образования? Как пояснил задававший вопрос, если университеты хотят улучшить своё положение в рейтингах, они играют с параметрами. Например, для рейтинга важно, сколько профессоров и сколько преподавателей с кандидатскими степенями, — а не то, насколько они хороши именно как преподаватели.

Публикуем тезисы ответа Педро Нуно Тейшейры на этот вопрос. Полную запись его доклада можно посмотреть на YouTube.

«Я думаю, что люди любят рейтинги, ранги. Наверное, социологи лучше это объяснят, — сказал Тейшейра, отмечая, что это относится далеко не только к университетам. При этом рейтинги далеко не всегда показывают объективную картину. «Я думаю, что вклад рейтингов в качество [образования] очень ограничен, — продолжил эксперт. — В некоторых аспектах они даже наносят вред».

По словам Тейшейры, любой рейтинг способен отразить лишь небольшую часть содержания деятельности и миссии вуза:

«Рейтинги используют не лучшие механизмы, не лучшие показатели, а имеющиеся параметры и показатели. Часто они предоставляют несовершенную с академической точки зрения информацию. И если мы принимаем решения на основе этой не самой надёжной информации, то они будут не самыми лучшими. Очень во многих отношениях [рейтинги] только вводят в заблуждение».

Отдельно Тейшейра заметил, что, кроме необъективности, у рейтингов вузов есть ещё один важный недостаток: они приводят к стандартизации учебных заведений: «Мы знаем, что у университетов бывают разные миссии и профили. И в некоторых организациях есть попытки как-то это учесть, но в конечном итоге существует вот это сильное давление — всех, так сказать, построить по этому [унифицированному] признаку, по этому [унифицированному] измерению».

По словам профессора Тейшейры, это часто приводит к тому, что в гонке за показателями университеты стремятся, например, увеличить количество исследований и научных публикаций. Эксперт выразил сомнение, что подобный подход положительно сказывается на уровне качества этих работ.

Подводя итог, Тейшейра отметил и методологические недостатки рейтингового подхода:

«Я не думаю, что социальная и экономическая ценность вуза повышается в связи с рейтингами. Они многих отвлекли от более важных целей. И даже с методологической точки зрения [рейтинги] не очень надёжны. Если вы измените существующие критерии, вы получите другие рейтинги. Это показывает, что механизм не очень хорош для организации и систематизации информации».


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована