Включать или не включать камеру на онлайн-занятии?
Разбор, когда уместно просить участников «показаться», а когда лучше оставить выбор за ними и нужно ли самому преподавателю всегда быть с камерой.


Фото: Media_Photos / Shutterstock
Синхронные онлайн-занятия уже года четыре как превратились из диковинки в привычный формат, но по-прежнему нет универсальных правил этикета насчёт того, обязательно ли преподавателю и студентам включать камеру.
Исправить этот пробел попыталась Дженнифер Хоффман, специалист по виртуальным классам и смешанному обучению, основательница InSync Training — американской консалтинговой фирмы, занимающейся разработкой и проведением виртуальных занятий. Дженнифер написала статью о том, как использовать камеру на онлайн-занятии, чтобы она работала на пользу вовлечённости и усвоению материала. Она опиралась не только на свой опыт, но и на исследования о том, как учащиеся воспринимают камеру. Получилось семь советов.
«Включённая веб-камера наиболее эффективна, если она соответствует целям занятия. Например, способствует взаимодействию во время обсуждений или налаживанию контакта во время знакомства. Чрезмерное использование камеры без цели может привести к обратному эффекту», — предупреждает Дженнифер.
Совет 1
Для приветствия включите камеру
Если вы поприветствуете учеников в начале занятия с включённой камерой и попросите их тоже включить камеры, вы установите эмоциональную связь с ними, вызовете у них доверие, дадите почувствовать, что вы не набор пикселей, а живой собеседник.
По словам Хоффман, это особенно важно при гибридном формате — где одни студенты сидят в классе, а другие присутствуют онлайн. Последним важно напоминать, что их участие тоже важно и ценно.
Что делать:
- Включайте камеру в начале занятия.
- Улыбнитесь и установите зрительный контакт с учениками.
- На гибридном занятии упомяните всех — и тех, кто офлайн, и тех, кто онлайн.
Чего лучше избегать:
- Не требуйте взаимности от всех участников группы. Если в Сети больше шести-восьми человек — принуждение к камере может отвлекать учеников от содержания занятия, потому что те, вероятно, будут разглядывать, что происходит на экранах однокурсников.
Совет 2
Не нужно держать камеру включённой постоянно
После приветствия на время лекции камеру могут отключить и преподаватель, и студенты, считает Дженнифер. Постоянная трансляция лиц может привести к утомлению, отвлечению внимания и потере интереса. Напомним: есть научно доказанный феномен Zoom-усталости, так что это не пустые слова.
Что делать:
- Сосредоточьтесь на содержании — позвольте участникам слушать вас и смотреть презентацию, не отвлекаясь на лица (это снизит их когнитивную нагрузку).
- Для гибридных групп заранее обсудите, когда и зачем включать камеру. Это создаст чувство справедливости и равных условий.
Чего лучше избегать:
- Не превращайте камеру в обязательство на весь урок. Это снижает концентрацию, отвлекает и делает обучение менее комфортным.
Совет 3
Используйте камеру в малых группах — когда важно вовлечь учеников
В небольших группах видео действительно помогает — оно делает взаимодействие более живым, поддерживает внимание и способствует сотрудничеству в совместной работе. Хоффман продолжает отмечать, насколько это важно в гибридных форматах, где нельзя терять связь между участниками в онлайне и офлайне.

Что делать:
- Подключайте камеру во время игр, обсуждений, командных заданий — там, где личное участие действительно имеет значение.
- При индивидуальной работе или во время длинных лекций не требуйте постоянно включённой камеры — дайте участникам отдохнуть.
Чего стоит избегать:
- Не заставляйте участников всё время смотреть в экран. Это утомляет и снижает концентрацию. Важно не «выглядеть вовлечённым», а действительно быть вовлечённым.
В больших группах, где просить всех включить камеру неуместно, повышать вовлечённость на занятиях можно с помощью интерактивных инструментов — заданий на онлайн-досках, квизов и викторин и так далее. Хотя этот совет будет полезным и для мини-групп тоже.
Совет 4
Минимизируйте многозадачность
Многозадачность — обычное явление во время виртуальных уроков, особенно когда камера используется пассивно (то есть в режиме «говорящей головы»). Ученики могут, слушая вас, заниматься параллельно чем угодно: скроллить ленту в соцсетях, работать, готовить ужин. Понятно, что всё это минимизирует их вовлечённость. Поэтому многие преподаватели и настаивают на включённых камерах студентов — думают, что хотя бы это заставит их не переключаться на другие занятия. Дженнифер Хоффман считает, что это не выход, и рекомендует использовать активное вовлечение — то есть, опять же, интерактивные задания.
Что делать:
- Структурируйте занятие: короткие упражнения, работа в парах, мини-игры — всё, что требует от человека не просто смотреть, а действовать.
- Сразу обозначьте правила выполнения задания: как участвовать, когда говорить, зачем включаться (помните, что типичная проблема онлайн-занятий как раз в том, что его участники не улавливают правила выполнения заданий).
- В гибридной группе не дайте экрану разделить команду. Используйте интерактивные доски, совместные документы, работу в парах.
Чего стоит избегать:
- Длинных монологов без возможности вмешаться. Необходимо дать ученикам право высказать свою точку зрения.
Совет 5
Используйте дополнительные видео в ключевые моменты — чтобы вернуть внимание
Важно не только, включена ли камера, но и то, когда она включена. Если не быть говорящей головой постоянно, а включать свою камеру в важные моменты в процессе занятия, например между модулями, в начале новой темы или перед важным выводом, это даст сигнал вашим зрителям, что нужно переключиться с темы на тему, собраться с мыслями. В гибридных форматах, по словам Дженнифер Хоффман, такие включения ещё и поддерживают ощущение общей вовлечённости.
Что делать:
- Включайте короткие увлекательные клипы перед переходом к новой части программы урока.
- Используйте чек-ины при перерывах, чтобы сохранить контакт с аудиторией (проще говоря, просите ненадолго включить камеру).
- В гибридных группах полезно делать краткие видео-резюме ключевых тезисов, чтобы все участники — и онлайн, и офлайн — были в одном информационном поле.
Чего стоит избегать:
- Не превращайте занятие в нескончаемую череду видеофрагментов. Переизбыток утомляет.
- Избегайте длинных или нерелевантных видео, которые не поддерживают цель обучения.
Совет 6
Учитывайте предпочтения учащихся
Включать или не включать камеру, зависит в том числе от психологического комфорта учеников, от окружающей их обстановки во время занятия и от качества интернет-соединения. Поэтому Хоффман предлагает перед началом занятий (например, перед циклом вебинаров) выяснить, как ваша группа относится к включённым камерам, и учесть их предпочтения.
Что делать:
- Проведите опросы среди учеников. Спросите не только про комфорт и дискомфорт, но и про качество интернет-связи.
- Предлагайте гибкие варианты, ориентируясь на эти предпочтения. Однако имейте в виду, что если кто-то будет с камерами, а кто-то без, это может привести к тому, что участники занятия будут чувствовать давление и необходимость следовать общепринятой практике, даже если она им не нравится.
Чего стоит избегать:
- Универсального подхода, игнорирующего индивидуальные и культурные различия. Также не нужно исходить из предположения, что у всех идеальный интернет и в целом подходящие условия для включения камеры.
Совет 7
Подавайте хороший пример — следуйте правилам, которые установили
Если преподаватель целенаправленно использует камеру, учащиеся, по наблюдениям Хоффман, скорее всего, будут поступать аналогично. Это называется моделированием желаемого поведения. В гибридных условиях важно демонстрировать инклюзивность, активно взаимодействуя как с удалёнщиками, так и с очниками.
Что делать: установите чёткие правила использования камер и сами им следуйте. Например, не забывайте включать камеру во время групповых обсуждений и выключать во время лекций.
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее