Образование Корп. обучение
#Руководства

Почему участники онлайн-занятия не понимают условия задания? Разбираем 5 причин

К каждой причине идёт совет, как сделать так, чтобы все всё поняли, не отвлекались во время объяснения и серьёзно подошли к выполнению задания.

Кадр: фильм «Враг» / Pathé International / Entertainment One

Светлана Борисова

  • методолог в «Яндекс Крауд»;
  • эксперт по проектированию и проведению синхронных онлайн-занятий;
  • десять лет в сфере обучения;
  • автор ТГ-канала «Записки методолога-бунтаря».

Статья подготовлена на основе вебинара сообщества Digital Learning «Секреты эффективных интерактивных онлайн-тренингов — как сделать синхронное онлайн-обучение вашей суперспособностью».

Неотъемлемая часть любого хорошего синхронного занятия в формате онлайн — интерактивные практические задания. В идеале это выглядит так: преподаватель объясняет участникам условия задания и правила его выполнения, а они слаженно приступают к работе. В реальности немалая часть участников чего-то не услышали или недопоняли, поэтому у преподавателя или инструктора немало времени уходит на дополнительные пояснения.

Здорово было бы списать всё на самих участников — что же поделать, если они такие нерадивые и плохо слушают? Но часто дело вовсе не в них. Разберём типичные причины недопонимания, которые могут возникнуть из-за неудачного объяснения.

Причина 1


Слишком долгие объяснения

Как это обычно звучит: «Сейчас мы разделимся на команды для выполнения задания. После вернёмся в общий зал и обсудим результаты. А потом я попрошу вас…»

Мой опыт, как и опыт коллег, подсказывает, что внимание на инструкции слушатель способен удерживать около 30 секунд — за это время успеваешь пересказать лишь небольшой абзац заранее заготовленного текста. Чем дольше будет монолог преподавателя с объяснением сути предстоящего задания, тем больше придётся отвечать на множество одинаковых вопросов. Однотипные ответы отнимают время на практику, тем более если людей на занятии десятки.

Как это исправить

Упрощайте. Преподаватели и ведущие вебинаров часто увлекаются — повторяют одно и то же, «разжёвывают» информацию (даже если в этом нет необходимости), вспоминают забавные истории в тему. Поэтому убирайте всё лишнее, это не лишит занятие живости. Наоборот, участники глубже погружаются в процесс, если их не отвлекать.

Дробите информацию на блоки, не выдавайте всё и сразу. Придерживайтесь правила «хороша ложка к обеду»: давайте только ту часть инструкции, которая необходима для выполнения следующего шага. Части инструкции для каждого последующего шага надо выдавать непосредственно перед ним.

Кадр: фильм «Злое» / New Line Cinema / Atomic Monster Productions

Представим, что ваше задание заключается в том, чтобы участники придумали новые идеи для бизнес-продукта, потом просчитали бюджет и сделали прототип. Тогда первая часть задания будет звучать так: «Сейчас вы со своей командой на пять минут попадёте в вебинарную комнату. Ваша задача — за это время придумать и записать на онлайн-доске пять идей нового продукта». Только когда участники вернутся с готовыми идеями, можно будет выдать вторую часть задания — обсудить бюджет, а уже после этого — предложить им составить прототип.

Причина 2


Рассказ вместо демонстрации

Как это обычно звучит: «Мы будем действовать по такой схеме: сначала первая команда соберёт жалобы клиентов. Затем вторая команда распределит их в таблицу по типологии DISC. Помним, что D — это…»

Когда говорите вы, участники пассивны. Можно очень подробно объяснить им детали выполнения задания, но пока вы это делаете, слушатели заскучают. К тому же они могут легко запутаться, если речь, например, идёт об игре с несколькими ролями — чем больше условий, тем сложнее воспринимать их.

Как это исправить

Не просто рассказывайте, а показывайте и призовите на помощь самих участников. Пусть один человек или целая группа сразу попробуют выполнить нужную часть задания, с вашей помощью или без неё. Это полезно не только для вовлечения участников (наблюдать действие интереснее, чем просто слушать ведущего), но и для вас как для преподавателя: вы посмотрите на своё задание глазами человека, который впервые его выполняет. Благодаря этому вы сразу заметите шероховатости или сложности в инструкции. А значит, сможете быстро скорректировать их.

Подготовьте несколько демозаданий. Возможно, потребуется что-то повторить, возникнет недопонимание — тогда вы сразу же предложите аналогичный вариант задания. В этом случае не возникнет необходимости использовать основную задачу (для самостоятельной работы участников) только ради демонстрации процесса. Оценивать пробную версию демозаданий, конечно, не нужно (кроме «да, всё так» или «нет, здесь нужно сделать немного иначе»), чтобы не напугать слушателей заранее. Главная цель — убедиться, что участники поняли, как выполнить задание.

Причина 3


Накладки из-за неподготовленности

Как это обычно звучит: «Секундочку, я сейчас открою программу. Вот, она загружается. А пока всё грузится, скопируйте ссылку из чата в браузер… Подождите, не та ссылка, я сейчас новую отправлю! Эх, опять всё заглючило…»

Кадр: фильм «10 причин моей ненависти» / Touchstone Pictures / Mad Chance

Иногда у преподавателей возникает соблазн сэкономить силы и время: кажется, что уже достаточно опыта в проведении онлайн-занятий и даже без подготовки ничего страшного не произойдёт. Но риск технических неполадок всегда есть, и пока преподаватель их улаживает, слушатели переключают внимание на что-то поинтереснее. Инструктировать участников вы даже не начали, но уже их потеряли.

Как это исправить

Подготовьте всё необходимое для объяснения заранее. Текст инструкции или объяснения должен быть у вас перед глазами, а все необходимые ссылки, вкладки и программы — уже запущены и проверены. Постарайтесь заранее отрепетировать процесс (в идеале — со зрителями, то есть тестовой группой). Нелишним будет прописать сценарий занятия и постоянно держать его под рукой.

Причина 4


Несвоевременная отправка ссылок

Как это звучит: «… ссылку на доску в Miro я сейчас отправлю в чат, а пока давайте поговорим, как будет выглядеть работа в группах».

Фраза «Откройте ссылку в чате» очень популярна среди преподавателей, но может привести к проблемам. Если в процессе объяснений отправить ссылку на сторонний ресурс, например на онлайн-доску, — с большой долей вероятности люди сразу же по ней перейдут. Пока вы пытаетесь донести важные моменты задания, участники изучают, что это за доска и какие на ней стикеры. Новую информацию уже не услышат.

Как это исправить

Всё просто: лучше отправлять ссылку после того, как вы дали все необходимые инструкции.

Причина 5


Вопрос «Всё ли вам понятно?»

Как это звучит: «Друзья, все инструкции вы получили. Всё ли вам понятно?»

Обычно в ответ на вопрос «Всё ли понятно» участники соглашаются, что им действительно всё ясно — даже если они на самом деле чего-то не поняли. Сама формулировка подталкивает к тому, чтобы согласиться, только вот кто-то постесняется задать вопрос, кто-то просто «прохлопал» объяснение и даже не понял, что пропустил важную часть. Приведёт это к тому, что часть времени, выделенного на выполнение задания, участники будут выяснять между собой, что же от них всё-таки требуется.

Как это исправить

Задайте в конце объяснения конкретные вопросы по вашей инструкции. То есть такие, которые потребуют от участников воспроизвести полученные от вас наставления. Подойдут как закрытые вопросы с ответами «да» или «нет», так и открытые, но с короткими, простыми ответами (например: «Куда мы сейчас пойдём передвигать стикеры?» — «В Miro»).

Кадр: фильм Sex Appeal / American High

Буквально три таких вопроса позволят вам убедиться, действительно ли информация «дошла» до участников. А если аудитория уже вам знакома, то нужно учитывать опыт аудитории, то есть задавать вопросы «с подвохом». Например, вы с группой всегда работали на конкретной доске Miro с постоянной ссылкой, а на этот раз доска (и ссылка соответственно) изменилась. Предсказуемо, большинство пойдёт по привычному пути. Так что в конце можно спросить: «На какой доске в Miro мы сейчас будем работать?» Конечно, саму ссылку нужно отправлять участникам после того, как вы объяснили первый этап инструкции.

Как выглядит хорошее объяснение задания

Если суммировать, то сценарий хорошего объяснения будет таким:

Шаг 1. Преподаватель предлагает учащимся первую часть задания, коротко и ясно: «Сейчас вы попадёте в вебинарную комнату со своей командой. Ваша задача — сделать то-то. У вас будет на это пять минут. Зафиксируйте результат на доске Miro. Ссылка появится в чате комнаты».

Шаг 2. Преподаватель задаёт вопросы:

  • Сколько у вас времени на задание? (Пять минут).
  • Что нужно сделать за это время? (Суть задания).
  • Где нужно зафиксировать результат? (На доске).
  • На какой доске? (На доске по ссылке).

Шаг 3. Когда через пять минут участники возвращаются, преподаватель даёт им следующую, более сложную часть задания. Чтобы показать, как именно его нужно выполнять, он привлекает одну из команд. А если видит, что во время демонстрации что-то идёт не так, у участников есть недопонимание, он корректирует их действия, уточняет условия. Убедившись, что суть задания ясна, отправляет все группы по комнатам выполнять его.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована