Образование
#статьи

Виды обучения в школе

Объясняем, чем заочка (да, в школе она возможна!) отличается от семейного образования вне школы и как окончить школу в ускоренном темпе.

Фото: mediaphotos / Getty Images

Согласно статье 66 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», начальное и основное общее образование (то есть в объёме девяти классов) обязательны для всех. В 10–11-е классы идут по желанию.

При этом законодательство предусматривает две формы получения образования — в образовательной организации и вне её. К первой категории относятся очное, очно-заочное и заочное обучение, а ко второй — семейное обучение и самообразование. В законе эти разновидности называются формами обучения.

По закону «Об образовании в РФ» родители или другие законные представители с учётом мнения ребёнка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (но не обязательно, а если такие рекомендации есть) имеют право выбирать не только саму школу, но и формы получения образования и формы обучения. То есть юридически никаких особых причин для выбора альтернативной формы обучения семье обосновывать не нужно, достаточно желания и соответствующего заявления.

Известно, что многие родители, выбирающие альтернативные формы обучения вне школы, делают это просто потому, что недовольны тем, как учат в школах, или считают, что детям там психологически некомфортно. Закон также прямо допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Необязательно выбирать одну форму обучения раз и навсегда. Вполне возможен вариант, когда ребёнок какое-то время учится вне школы дома, а потом зачисляется в школу — например, чтобы лучше подготовиться к ГИА. Или наоборот: в младших классах ребёнок ходит в школу, а когда становится старше и чувствует, что может осваивать программу самостоятельно в своём темпе, переводится на семейное или заочное обучение.

Очное обучение

Очное школьное обучение — традиционный стандартный вариант. Ребёнка зачисляют в конкретную школу, и он по строгому расписанию посещает уроки 5–6 дней в неделю, получает оценки, выполняет контрольные работы и так далее.

Если ребёнок не может регулярно посещать школу из-за ограничений по здоровью, и это подтверждает медицинская экспертиза, он имеет право на надомное обучение. Такой ученик так же, как другие ребята, осваивает общеобразовательную программу (при условии, что его диагноз не связан с нарушениями интеллекта), только в этом случае учителя сами приходят к нему домой или в больницу. Если состояние здоровья ребёнка улучшится, он в любой момент может вернуться в школу и посещать уроки — например, восстановившись после травмы или операции. То есть надомное — это не самостоятельная форма обучения, а скорее способ организации учебного процесса.

Заочное обучение в школе

Если семья часто куда-то уезжает, либо ребёнок профессионально занимается творчеством или спортом, либо по каким-то причинам есть желание избежать ежедневного посещения школы, то подходящим вариантом может быть заочное обучение. В этом случае ребёнок числится в конкретной школе так же, как и те её ученики, которые ходят на уроки по расписанию. Он осваивает положенную программу, но посещает школу только для сдачи проверочных и контрольных работ по плану школы (это обязательно, как и следование образовательной программе школы).

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

При этом школа может переносить начало учебного года при обучении в заочной форме, но не более чем на три месяца. Это сказано в утверждённом Министерством просвещения Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Ребёнок на «заочке», как и ученики на очном обучении, может пользоваться учебниками из школьной библиотеки, участвовать в олимпиадах и конкурсах от школы, к которой прикреплён, а школа может организовать ему консультативную помощь педагогов.

Ни в законе «Об образовании в РФ», ни в утверждённом Министерством просвещения Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования нет никаких подробностей о том, как должно быть организовано это обучение. Но обычно рекомендации на этот счёт устанавливают местные департаменты образования, а сами школы принимают локальные акты — положения об организации заочной и очно-заочной формы обучения.

Так как ученик на «заочке» не посещает обычные уроки по расписанию, семье нужно организовать его обучение по школьной программе — если родители не могут лично заниматься с ребёнком, то обычно прибегают к помощи репетиторов или пользуются онлайн-платформами по школьным программам, например «Фоксфорд», «Учи.ру», «Умскул», Skysmart.

Очно-заочное обучение в школе

Этот вид обучения удобен, когда совсем отказываться от посещения школы не хочется, но внешкольная активность ребёнка (например, занятия спортом, творчеством) пересекается с обычным школьным графиком. Суть в том, что какие-то уроки ребёнок на очно-заочной форме посещает в школе, а что-то осваивает вне школы. Это предполагает индивидуальный учебный план и посещение занятий по индивидуальному расписанию — например, 2–4 дня в неделю или только уроки по определённым предметам.

Родители и администрация школы договариваются, на каких занятиях будет присутствовать ребёнок, и этот график необходимо соблюдать. Ученик в полном объёме проходит общеобразовательную программу, обязательно сдаёт промежуточные аттестации (проверочные и контрольные работы). Как и при заочном обучении, школа может предлагать ребятам на очно-заочном обучении методическую поддержку — очные или дистанционные консультации. Как и все другие ученики, ребёнок имеет право получить в школе учебники и пользоваться другими её ресурсами, участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Подробностей об этой форме обучения в законе «Об образовании в РФ» и в утверждённом Министерством просвещения Порядке организации и осуществления образовательной деятельности тоже нет. Поэтому нужно смотреть локальные документы конкретной школы — обычно там более детально описываются правила для этого варианта обучения.

Семейное обучение и самообразование

Эти варианты предполагают, что ученик вообще не числится ни в какой конкретной школе (это главное отличие от заочной формы) и за его образование полностью отвечает семья или он сам. Если родители или законные опекуны решают обучать ребёнка вне школы с первого по девятый класс, это будет семейным обучением. А освоение вне школы программы 10–11-го класса называется самообразованием.

Фото: Zamrznuti tonovi / Shutterstock

Чтобы перейти на обучение вне школы, об этом нужно проинформировать органы местного самоуправления. Это делается в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении ребёнка из школы в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.

Семья вправе организовать учебный процесс на своё усмотрение. Главное условие — ребёнку в любом случае придётся сдать ОГЭ (и ЕГЭ, если речь о программе 10–11-го класса), чтобы получить аттестат. Для сдачи нужно будет зачислиться в школу. Это нужно сделать не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта.

А вот что касается прохождения в школах промежуточных аттестаций (например, годовых контрольных при переходе из класса в класс), то вопрос о том, обязательны ли они, юристы и чиновники, бывает, трактуют по-разному. Поэтому стоит выяснить позицию департамента образования в вашем регионе. Например, Кристина Сандалова, автор книги «Звонок для родителей», в которой рассказала про свой опыт обучения ребёнка вне школы и привела юридическую базу по этой теме, убеждена, что промежуточная аттестация вообще не обязательна. При этом её сын пробовал учиться и на семейной форме, и на заочной. На семейной форме он сдавал промежуточные аттестации один раз в год, на заочной — два или три раза в год. При этом Кристина предупреждает, что условия сдачи промежуточных аттестаций могут сильно отличаться от школы к школе.

В любом случае если проходить промежуточную аттестацию, то для этого тоже нужно будет прикрепиться к конкретной школе. Школа для этих целей выбирается на один учебный год, на весь период получения общего образования либо только на период прохождения конкретной аттестации. Важный момент: если ребёнок «провалит» промежуточную аттестацию и не сможет пересдать её в сроки, которые установит школа, то ему придётся перейти с семейного обучения или самообразования на обучение в школе. Правда, потом, после успешной сдачи аттестации можно будет снова вернуться к альтернативной форме обучения.

На практике те, кто юридически находится на семейном обучении или самообразовании, организуют свои занятия по-разному. Кто-то — полностью самостоятельно, кто-то — с помощью репетиторов и онлайн-платформ (те даже стали открывать особые онлайн-школы для таких детей), а бывают и неформальные мини-школы для детей на семейном обучении.

Ускоренное обучение в школе (экстернат)

Как Алиса Теплякова смогла сдать ЕГЭ в 8 лет? Так как ученик на семейном обучении или самообразовании не привязан к школьному расписанию, он может учиться в своём темпе. В том числе освоить программу, рассчитанную на несколько лет, за один год. Все аттестации (и промежуточные, и итоговые) допускается сдать экстерном.

Фото: RimDream / Shutterstock

Ускоренно учиться можно не только вне школы, но и в ней. Согласно статье 34 закона «Об образовании», учащиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное. Как это организовать в школе, решается локальными нормативными актами самой школы.

Дистанционное обучение

Дистант или онлайн-обучение с точки зрения закона не особая форма, а просто способ организации занятий. Это возможно и при очной форме (вспомните пандемию, когда школы ушли в сплошной онлайн), и при всех остальных. Юридически это называется «реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Роспотребнадзор в конце 2023 года опубликовал методические рекомендации о том, как с учётом действующих санитарно-эпидемиологических требований организовать образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Там в том числе есть рекомендации, как организовать рабочее место учащегося дома.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована