Образование
#новости

В ТГУ узнали про опыт преподавателей и студентов в применении инструментов вроде ChatGPT

А ещё их спросили, как они относятся к использованию таких цифровых помощников в образовании.

Первые результаты опросов среди сотрудников и учащихся вуза в докладе «Отношение преподавателей и студентов к использованию инструментов с генеративным искусственным интеллектом в образовании: возможности и ограничения» представил аналитик-исследователь лаборатории непрерывного образования Томского государственного университета Яков Дмитриев. Презентация состоялась на IV Международной научно-практической конференции «Цифровая гуманистика и технологии в образовании».

Исследование, о котором рассказал Яков Дмитриев, он проводил вместе с сотрудниками ТГУ Кристиной Буяковой, Ариной Ивановой и Артёмом Фещенко. В опросе приняли участие 1603 студента ТГУ, среди которых 849 первокурсников и 754 старшекурсников (от второго курса до магистратуры). Исследователям также удалось опросить 238 преподавателей. Рассказываем, что они выяснили.

Первокурсники доверяют ИИ больше, чем остальные

Данные исследования показывают, что большая часть опрошенных студентов уже использует инструменты на основе генеративного ИИ (то есть ChatGPT, Midjourney и их аналоги) для выполнения учебных задач. Правда, примерно половина из них делает это довольно редко — не чаще раза в месяц. А постоянно (от двух раз в неделю) применяют эти инструменты 14% студентов.

Источник данных: презентация Якова Дмитриева. Инфографика: Skillbox Media

Отношение к такому инструменту у студентов скорее положительное, причём первокурсники относятся к нему позитивнее, чем их коллеги со старших курсов.

Схожий энтузиазм опрошенные показали и по отношению к идее «легализации инструментов ИИ со стороны университета» — видимо, подавляющее большинство обрадуется, если вуз официально разрешит работать с ИИ. При этом первокурсники скорее доверят генеративным моделям помощь в учёбе, а старшекурсники — в научной деятельности.

Среди преподавателей пользователей ИИ лишь немногим меньше, чем среди студентов. При этом постоянно (от двух раз в неделю) его применяют 14% преподавателей (то есть доля такая же, как и у студентов). А по поводу «легализации» их мнения разделились: 40% относятся к этому скептически, а 36% в целом поддержали бы инициативу. Четверть респондентов пока не определились с позицией.

Источник данных: презентация Якова Дмитриева. Инфографика: Skillbox Media

При этом большинство преподавателей уверены, что для них использование ИИ приемлемо: в общей сложности так считают 77% опрошенных. Кстати, студенты так считают реже: например, 19% из них и 11% преподавателей уверены, что это неприемлемо.

Студенты хотят быстрого доступа, а преподавателям просто интересно

Если говорить о мотивах использования ИИ, то большинство студентов (55%) используют его для быстрого доступа к нужной информации — то есть он отчасти заменяет им поисковик. ИИ также позволяет им сократить время на выполнение домашних работ и помогает в автоматизации рутинных задач.

Источник данных: презентация Якова Дмитриева. Инфографика: Skillbox Media

Основной мотив преподавателей (среди тех, кто уже пользуется ИИ) совсем другой — 73% респондентам просто интересна новинка, а 49% хотят быть в тренде развития технологий. Как и студентам, ИИ помогает им сократить время на подготовку занятий. Кроме того, для трети опрошенных ИИ — возможность быть «на одной волне» с учащимися.

В качество результатов ИИ верят не все

О том, что результаты работы генеративных моделей часто оказываются сомнительными, говорилось уже не раз. Среди студентов тех, кто полностью уверен в их точности, оказалось и правда немного — по 11% первокурсников и старшекурсников. А вот тех, кто скорее уверен, больше, причём среди студентов первого курса намного — 48%. Их товарищи постарше относятся к этому иначе: 28% скорее уверены в надёжности результатов, а 14% вообще не уверены (среди первокурсников сомневающихся ровно в два раза меньше).

Среди преподавателей результатам генеративного ИИ в основном не доверяют: 49% в той или иной степени в них не уверены. Тем не менее нашлись и те, кто в целом готов поверить в точность инструмента, — их около трети среди опрошенных.

При этом респонденты из обеих групп поделились, в каких задачах студенты могут использовать ИИ без потери качества. Преподаватели уверены, что оно сохранится, если:

  • обращаться за помощью к генеративному ИИ для анализа и структурирования больших объёмов данных (61%);
  • искать материалы для выполнения заданий (59%);
  • искать ошибки в работе и их исправлять (50%);
  • использовать ИИ для объяснения непонятных фрагментов в изучаемом материале (49%).

Студенты же видят ситуацию несколько иначе. Как и преподаватели, они считают нормальной практику анализа и структурирования больших объёмов данных с ИИ, а также поиск ошибок. На третьем по популярности месте — получение мгновенной обратной связи по интересующим вопросам, на четвёртом — генерация альтернативных выражений идей. То есть ребята уверены, что и «творческие», менее структурированные задачи ИИ сможет решить вполне качественно.

Преподаватели подозревают, что ИИ помогает студентам делать задания

Исследователи выяснили, насколько часто преподаватели подозревают своих студентов в академической нечестности. Оказалось, что никаких вопросов к подопечным не было у лишь четверти опрошенных. Большинство такие подозрения испытывали, пусть и нечасто.

Источник данных: презентация Якова Дмитриева. Инфографика: Skillbox Media

Студентам авторы исследования задали другой вопрос: догадывались ли преподаватели, что в некоторых случаях учащиеся пользовались помощью ИИ? Оказалось, что в большинстве случаев респондентов на этом всё же не ловили, — 44% ответили отрицательно. Только 8% раскрывали каждый раз. Правда, есть вероятность, что студенты о подозрениях наставников не знали и на самом деле преподаватели догадывались об использовании ИИ чаще.

Сами студенты к читерству с помощью этого инструмента относятся без особых эмоций. Исследователи предложили респондентам представить такую ситуацию: они самостоятельно выполнили задание, а одногруппники — с помощью ИИ, без значимых корректировок. Преподаватель оценил работы одинаково. Лишь треть опрошенных отнеслись к такому варианту развития событий негативно, а подавляющее большинство придерживается нейтральной позиции.

Какие риски преподаватели видят в ИИ

Большая часть опрошенных преподавателей уверена, что у них возникнут сложности с формированием и поддержанием нужных компетенций среди молодых пользователей ИИ — так считают 61%. Около трети респондентов также думают, что искусственный интеллект может привести к лени, потери мотивации и смыслов среди студентов. Ещё треть опасается, что новые технологии повлияют на них самих, то есть вытеснят или же вообще заменят преподавателей. При этом наименьшим риском респонденты посчитали изменение характера работы преподавателей, в том числе увеличение нагрузки.

Кстати, в США весной 2023 года было проведено похожее исследование с участием 2048 студентов, 1748 преподавателей и 306 администраторов вузов. Опрос показал, что инструментами на основе генеративного ИИ постоянно пользуются 30% студентов и 9% преподавателей. При этом появление ChatGPT поставило большие системные вопросы перед образованием, особенно гуманитарным, учитывая то, что практически любую письменную работу, причём уникальную, можно легко и быстро создать с её помощью. Напомним, в феврале 2023 года много шума наделала история выпускника РГГУ, который признался, что написал свою дипломную работу с помощью этого бота.

Но это не значит, что подобные инструменты несут в себе только риски: профессионалы отмечают немало полезных сторон их применения в образовании.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована