Почти половина американских старшеклассников (46%) использует инструменты на основе ИИ для учёбы и отдыха. Самый популярный из них — ChatGPT. Таковы результаты опроса, опубликованного некоммерческой организацией ACT, которая проводит одноименный экзамен, — его результаты выпускники школ используют для поступления в колледжи и вузы. Всего в опросе участвовали более 4 тысяч учащихся.
Как школьники оценивают влияние ИИ
Почти три четверти опрошенных (74%) рассчитывают, что их успеваемость в школе улучшится при использовании инструментов на основе ИИ. 50% учащихся полагают также, что использование нейросетевых моделей для выполнения школьных заданий повысит их креативность (ухудшения ждут только 28%). Что касается критического мышления и настойчивости, то тут незначительный перевес у тех, кто считает, что от использования таких инструментов эти качества будут страдать.
Как отмечают авторы исследования, ИИ-технологии изначально чаще применяют самые сильные ученики. В группе с самой высокой успеваемостью ими пользуются 53%, у учащихся среднего уровня этот показатель меньше половины — 45%, а у тех, кто находится в нижней четверти по успеваемости, — 36%. Как предполагают авторы, школьники с низкой успеваемостью недостаточно знают о возможностях таких инструментов и, возможно, воспринимают их как более сложные для использования.
Кстати, это не первое исследование, где показано, что не все школьники получают пользу от применения технологий персонализации обучения с помощью ИИ. Мы рассказывали об исследовании, профинансированном фондом Билла и Мелинды Гейтс. Согласно ему, в математике персонализированный подход эффективен для отстающих и, наоборот, для самых сильных учеников.
Для чего используют нейросетевые модели
Для выполнения школьных заданий чат-боты на основе нейросетевых моделей (ChatGPT и другие) использует четверть всех опрошенных школьников. Чаще всего школьники применяют их для написания учебных текстов — например, для эссе и в работах по обществознанию или математике.
В личных целях старшеклассники чаще всего использовали ИИ-инструменты для генерации картинок, стихов и музыки, а также для персональных рекомендаций и помощи в написании не учебных текстов.
Девять из десяти участников исследования сообщили, что не рассматривали возможность использования генеративного ИИ для написания вступительных эссе. Среди причин — убеждение в том, что инструменты имеют ограничения и пока не могут создавать высококачественные письменные работы. Кроме того, использование нейросетевых моделей для написания вступительных эссе, по мнению некоторых старшеклассников, было бы нечестным и неэтичным.
Ранее мы писали о том, как учительница из США предложила старшеклассникам этичный способ применять ИИ в написании эссе. Чат-бот помог учащимся в составлении структуры сочинения, а вот писать работу им пришлось самостоятельно и от руки.
Что касается применения ИИ для списывания, то пока нейросети действительно несовершенны: например, российские учителя в основном могут отличить ответы ИИ от работ школьников. Но инструменты на основе ИИ совершенствуются и уже сейчас могут писать работы в стиле школьников, даже включая в текст ошибки, которые мог бы сделать конкретный ученик.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!