Речь идёт о методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), которую запатентовали в 2017 году. Её автор — Галина Сорина, научный руководитель научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Когда вузы были вынуждены временно перейти на дистанционный формат обучения из-за пандемии, эту методологию опробовали в условиях дистанта. Участниками эксперимента стали более 200 студентов МГУ. Оказалось, что это способно сгладить негативное влияние удалёнки на учебный процесс. В материале ТАСС, который подготовлен на основе интервью с Сориной, отмечается, что в период дистанционного обучения студенты часто жаловались на отсутствие эмоционального контакта и изолированность при освоении новой темы, которая влияла на её понимание.
Читайте также: Учащиеся рассказали о главных недостатках дистанта
Что это за методология и кто принял участие в эксперименте
МЭАТ предполагает особый алгоритм изучения текстовых материалов в вузах, который состоит из двух этапов. Сначала студенты делятся на две неравные группы: в одной — 2–4 «эксперта», во второй — все остальные. Внутри этих групп студенты вместе изучают текст. При этом каждый из них самостоятельно готовит письменный отчёт по изученной теме. А потом проходит общая дискуссия (тренинг-игра).
Галина Сорина пояснила Skillbox Media, что в игре существуют особые правила:
- задавать вопросы могут все участники;
- «эксперты» обладают правом преимущества в формулировании вопросов по конкретному тексту, но не могут первыми отвечать, при этом они подводят итог каждой дискуссии;
- «эксперты» анализируют работу группы, а группа — работу «экспертов»;
- вне зависимости от темы каждое занятие заканчивается рефлексивным анализом;
- преподаватель исполняет роль главного «эксперта» и контролирует ход дискуссии.
По её словам, этот способ помогает лучше зафиксировать достигнутые результаты.
«Наша методология позволяет сохранить плюсы классического образования при использовании онлайн-формата обучения. Кроме того, подход многократно повышает уровень вовлечённости всех участников процесса в совместную образовательную деятельность, в том числе за счёт геймификации», — цитирует эксперта ТАСС.
МЭАТ направлена на развитие критического мышления и создание междисциплинарного дискуссионного пространства, которое стимулирует к научному поиску.
В тестировании этого подхода в условиях дистанта участвовали слушатели факультативного курса по философии научного эксперимента для молодых учёных и аспирантов в области естественных наук. Статья о результатах этой работы опубликована в журнале Science & Education. Кстати, МЭАТ ещё не применяли нигде, кроме России.
По итогу апробации этого подхода учащиеся подтвердили его эффективность. По словам студентов, методология:
- помогает выстраивать эффективную коммуникацию;
- помогает найти нестандартные решения обсуждаемых проблем;
- способствует возникновению коллективной ответственности за результат;
- позволяет развить навыки переговоров и активного слушания;
- создаёт дополнительную мотивацию к поиску решений проблем.
Почему это важно для учёных
В пресс-релизе, который Skillbox Media предоставила Галина Сорина, отмечается, что навыки, которые развивает МЭАТ, особенно полезны молодым учёным для профессионального сотрудничества. Современный процесс коммуникации в рамках научных экспериментов — сложное социокультурное явление, поскольку в нём могут участвовать сотни и даже тысячи специалистов.
«Для учёного очень важны навыки аналитической работы с концепциями, суждениями, выводами и запросами, а также умение оценивать те же навыки у других и способность выявлять и анализировать различные типы ошибок. МЭАТ развивает все эти навыки и показывает, как они работают в командах. Командная работа особенно важна в развитии современной Большой науки», — отметила автор методологии.
Читайте также: