Образование
#новости

В России растёт численность аспирантов

Но доля тех, кто защищает диссертации при выпуске, всё-таки остаётся небольшой. Исследователи выяснили почему.

Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучили положение дел в аспирантуре. Для этого они провели несколько исследований. Об этом сообщает пресс-служба института.

Сколько в России аспирантов

Одно из изысканий основано на данных Росстата и посвящено подготовке научно-педагогических кадров по итогам 2022 года.

Выяснилось, что в 2022-м в аспирантуру приняли 45,1 тысячи человек. Это в 1,6 раза больше, чем в 2021-м. Более того, показатель оказался рекордным за последние десять лет.

Источник данных: Росстат. Инфографика: НИУ ВШЭ

Общая же численность аспирантов составила в прошлом году 109,7 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2021-м на 21,7% и достигнув уровня, который был в 2015 году.

Кроме того, оказалось, что российская аспирантура привлекает всё больше иностранцев: в период с 2014-го по 2022-й их количество увеличилось с 5,5 до 10,9 тысячи человек, а доля — с 4,6 до 11,5%. Среди граждан других государств, которые поступают в аспирантуру, больше всего жителей Китая (3604 человека, 33,1% от общей численности иностранных аспирантов), Казахстана (1046 человек, 9,6%) и Сирии (760 человек, 7%).

Ещё одна положительная тенденция в том, что всё больше выпускников аспирантуры защищают диссертации. В 2022-м их доля достигла 12,9% и оказалась самой высокой за последние шесть лет. Однако это значение более чем в два раза ниже максимального, зафиксированного в 2011-м.

Источник данных: Росстат. Инфографика: НИУ ВШЭ

Почему аспиранты не защищают диссертации

Другое исследование, которое ИСИЭЗ провёл совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, выявило причины, по которым аспиранты завершают учёбу, не защитив диссертацию. Эти факторы назвали выпускники 2012–2021 годов, опрошенные в 2022-м в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». Участниками исследования стали 1453 человека, 53% из которых не защитили диссертацию.

Опрос показал, что главными барьерами к защите становятся финансовые трудности. Чаще всего это выражается в необходимости находить дополнительный заработок и совмещать учёбу с работой. А это, в свою очередь, мешает сосредоточиться на подготовке диссертации. Следующей по распространённости проблемой стало недостаточное финансирование проводимых исследований.

Источник данных: проект «Мониторинг экономики образования». Инфографика: НИУ ВШЭ

Помимо прочего, опрошенные сообщили о трудностях в коммуникации с научным руководителем, о недостаточной поддержке учреждения, в котором они обучались, а также об отсутствии в нём собственного диссертационного совета. Среди распространённых причин также оказались академические сложности при подготовке текстов — то есть работ и статей, необходимых для защиты.

Старший научный сотрудник ИСИЭЗ Алёна Нефёдова отметила, что у многих научных руководителей нет стимула для того, чтобы в полной мере вести работу аспирантов над диссертацией. Дело в том, что учитываемая нагрузка не соответствует реальным затратам сил и времени.

Какие решения предлагают специалисты

Чтобы справиться с обозначенными сложностями, авторы исследования предлагают несколько шагов:

  • повысить стипендии для аспирантов и расширить формы их грантовой поддержки;
  • ввести программы повышения квалификации для научных руководителей;
  • увеличить нормативную учебную нагрузку научных руководителей;
  • запустить программы стажировок для аспирантов на базе ведущих организаций, где есть диссертационные советы;
  • создать длинные сквозные программы «магистратура — аспирантура» для наработки академического опыта.

Кстати, в послании Федеральному собранию, озвученном 21 февраля, президент поставил задачу выделить аспирантуру в отдельный уровень профессионального образования в рамках создаваемой национальной системы, которая должна сменить Болонскую. Это также обозначено в недавнем указе Владимира Путина, согласно которому в 2023/2024 и 2025/2026 учебных годах проведут пилотный проект, который направлен на изменение уровней образования, получаемого в университетах. А ещё, возможно, переход на новую систему поспособствует решению выявленных экспертами проблем.

Напомним: в последние годы аспирантура не в первый раз подвергается реформам. Раньше она считалась программой послевузовского образования специально для подготовки научных кадров, затем в 2013 году она стала третьей ступенью высшего образования, а потом с 1 сентября 2021 года вступил в силу закон, который фактически восстанавливает институт научной аспирантуры, хотя формально она всё ещё считается ступенью высшего образования. Согласно новым планам, она должна стать самостоятельным уровнем профессионального образования (то есть следующей ступенью после высшего).

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована