О старте проекта «Открытое дополнительное образование» сообщил ТАСС. Известно, что онлайн-платформа работает в пилотном режиме и объединяет услуги и сервисы по профориентации. Воспользоваться ими могут компании из различных отраслей, а также представители региональных и муниципальных систем образования.
Зачем нужна новая платформа
Структуру проекта представители АСИ, крупных компаний и региональных властей обсуждали в июле на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2022». Тогда инициаторы создания новой модели дополнительного образования школьников назвали несколько проблем профориентации.
Так, до 90% подростков в 6–11 классах не представляют, в какой сфере хотели бы работать. При этом лишь отдельные крупнейшие корпорации реализуют образовательные программы для детей. И даже они рассматривают такую работу как социальную, а не как целенаправленное формирование будущего кадрового резерва.
Новая платформа позволит заинтересованным в профориентации компаниям воспользоваться лучшими практиками. Будут представлены образовательные программы для подготовки профконсультантов, тесты и другие инструменты диагностики способностей и мотивации школьников, услуги консалтинга и организации мероприятий под ключ и другие сервисы.
Планируется, что услуги и сервисы на платформе сфокусируют на приоритетных для экономики сферах и привяжут к потребностям регионов. В частности, при обсуждении проекта на «Архипелаге 2022» участники предложили сделать акцент на привлечении школьников в инженерные профессии.
Судя по цитате директора практики «Образование» дивизиона «Качество жизни» АСИ Бориса Соловьёва, которую приводит ТАСС, ресурс поможет школам создать условия для профориентации в соответствии с ФГОС. Кроме того, сообщается, что гендиректор компании «Мобильное электронное образование» (партнёр проекта) Александр Кондаков предложил создать фонд целевого капитала и управлять платформой через попечительский совет. По его словам, это поможет сделать дополнительное образование общедоступным и независимым.
Какие ещё крупные проекты по профориентации есть в России
Платформа АСИ — уже не первый проект федерального масштаба по профориентации. Кроме новой платформы у агентства действует совместный с Минпросвещения «Навигатор образования» для школьников. Год назад перезапустили платформу «Билет в будущее» с профориентационными тестами, каталогом профессий будущего и тематическими онлайн-уроками. В ближайшие месяцы к ней подключат дополнительный сервис для подростков, школ и регионов «Профилум», который недавно получил 520 млн рублей от венчурного фонда ВЭБ.РФ под названием VEB Ventures.
Помимо проектов с госучастием, развиваются инструменты профориентации и отдельных компаний. Например, VK запустила мини-приложение «Тест-драйв IT-профессий», в котором подростки 12–18 лет могут познакомиться в игровой форме с задачами дата-аналитика, специалиста по кибербезопасности и представителей других профессий.
Впрочем, пока неясно, решит ли разнообразие сервисов ключевые проблемы. По мнению некоторых экспертов, лишь 3–5% подростков в принципе задумываются о своём будущем и создают спрос на программы профориентации.