Образование
#Мнения

«В региональных вузах говорят, что в последние годы начали опасаться отчислять студентов»

При нынешней системе российские вузы действительно рискуют потерять качество образования, считает ректор ВШЭ. Но Болонский процесс тут ни при чём.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Никита Анисимов

Ректор НИУ ВШЭ


Источник: ТАСС


— При нынешней системе образования один из минусов, который я вижу, — риск падения качества образования. Объясню, с чем он связан. Многие преподаватели в региональных вузах говорят, что в последние годы начали опасаться отчислять студентов: если они отчислят слишком много, то университету выделят меньше средств из бюджета, кого-то из них сократят. Связано ли это как-то с Болонской системой? Нет, конечно. Это влияние российской модели механизмов финансирования университетов.

Контекст

Интервью ТАСС ректор Высшей школы экономики дал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). О качестве подготовки в вузах он заговорил, отвечая на вопрос о перспективах возвращения к советской системе высшего образования.

В дискуссиях вокруг отказа от Болонской системы постоянно звучит аргумент о «возвращении к истокам», к «традиционной русской системе образования». Опросы показывают, что в понимании многих россиян все постсоветские реформы образования связаны — включение в Болонскую систему и введение ЕГЭ выглядят как единый процесс. А его целью некоторые видят сознательное «снижение уровня образования» и «отупление молодёжи».

Никита Анисимов в интервью подчеркнул, что присоединение России к общеевропейской системе высшего образования имело и свои отрицательные последствия. Но риск падения качества образования он связывает совсем с другими процессами.

Российские государственные вузы финансируются из федерального бюджета, и, как правило, эти средства — львиная доля их доходов. Есть ещё доходы от обучения студентов, которые сами платят за своё образование, от программ дополнительного профессионального образования, от иной деятельности — например, от выполнения разработок по договорам с предприятиями. Но всерьёз полагаться на такие доходы у большинства региональных вузов не получается. Например, средний доход от программ ДПО на одного сотрудника вуза по стране — 199 тысяч рублей в год.

При этом деньги из федерального бюджета вузы получают не просто так, а как субсидию на выполнение государственного задания. В госзадание включают и научную деятельность, но её основная часть — реализация программ высшего образования. И размер субсидии рассчитывается на основе нормативных затрат на обучение одного студента. Нормативы разные для различных уровней образования и групп специальностей.

Получается прямая зависимость — чем больше вуз обучает студентов, тем больше денег он получает на это. По словам ректора ВШЭ, в крайнем случае это приводит к тому, что вузы боятся отчислять даже горе-студентов, получивших за одну сессию по десять двоек. Здесь, считает Никита Анисимов, нужно действительно поменять подход. И с отказом или продолжением Болонской системы это никак не связано.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована