«В региональных вузах говорят, что в последние годы начали опасаться отчислять студентов»
При нынешней системе российские вузы действительно рискуют потерять качество образования, считает ректор ВШЭ. Но Болонский процесс тут ни при чём.

Никита Анисимов
Ректор НИУ ВШЭ
Источник: ТАСС
— При нынешней системе образования один из минусов, который я вижу, — риск падения качества образования. Объясню, с чем он связан. Многие преподаватели в региональных вузах говорят, что в последние годы начали опасаться отчислять студентов: если они отчислят слишком много, то университету выделят меньше средств из бюджета, кого-то из них сократят. Связано ли это как-то с Болонской системой? Нет, конечно. Это влияние российской модели механизмов финансирования университетов.
Контекст
Интервью ТАСС ректор Высшей школы экономики дал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). О качестве подготовки в вузах он заговорил, отвечая на вопрос о перспективах возвращения к советской системе высшего образования.
В дискуссиях вокруг отказа от Болонской системы постоянно звучит аргумент о «возвращении к истокам», к «традиционной русской системе образования». Опросы показывают, что в понимании многих россиян все постсоветские реформы образования связаны — включение в Болонскую систему и введение ЕГЭ выглядят как единый процесс. А его целью некоторые видят сознательное «снижение уровня образования» и «отупление молодёжи».
Никита Анисимов в интервью подчеркнул, что присоединение России к общеевропейской системе высшего образования имело и свои отрицательные последствия. Но риск падения качества образования он связывает совсем с другими процессами.
Российские государственные вузы финансируются из федерального бюджета, и, как правило, эти средства — львиная доля их доходов. Есть ещё доходы от обучения студентов, которые сами платят за своё образование, от программ дополнительного профессионального образования, от иной деятельности — например, от выполнения разработок по договорам с предприятиями. Но всерьёз полагаться на такие доходы у большинства региональных вузов не получается. Например, средний доход от программ ДПО на одного сотрудника вуза по стране — 199 тысяч рублей в год.
При этом деньги из федерального бюджета вузы получают не просто так, а как субсидию на выполнение государственного задания. В госзадание включают и научную деятельность, но её основная часть — реализация программ высшего образования. И размер субсидии рассчитывается на основе нормативных затрат на обучение одного студента. Нормативы разные для различных уровней образования и групп специальностей.
Получается прямая зависимость — чем больше вуз обучает студентов, тем больше денег он получает на это. По словам ректора ВШЭ, в крайнем случае это приводит к тому, что вузы боятся отчислять даже горе-студентов, получивших за одну сессию по десять двоек. Здесь, считает Никита Анисимов, нужно действительно поменять подход. И с отказом или продолжением Болонской системы это никак не связано.