Образование
#новости

В РАО оценили качество подготовки будущих педагогов в вузах

И остались, мягко говоря, не очень довольны.

Исследование провёл Центр развития педагогического образования Российской академии образования (РАО). Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Специалисты проанализировали 2,6 тысячи педагогических программ, которые изучают более 202 тысяч студентов из 139 вузов. Уточняется, что в выборку попали как частные, так и государственные учебные заведения, подведомственные разным региональным и федеральным органам исполнительной власти.

Что узнали эксперты

Оказалось, что 55% рассмотренных программ — гуманитарные, 27% — естественно-научные. На дефектологические направления подготовки приходится только 9%, а на программы по подготовке дошкольных педагогов — всего 3,3%.

Большую часть из всех проанализированных составляют программы бакалавриата с двумя профилями подготовки (например, «Информационные технологии и математика»). Меньше всего программ представлено по педагогике и психологии девиантного поведения — всего шесть из всех рассмотренных.

Кроме того, специалисты озабочены тем, что в вузах мало программ по подготовке кадров для отраслевой педагогики — например, медицинской, военной и инженерной. Есть лишь 31 такая магистерская программа и 74 бакалаврских. По мнению исследователей, такие магистерские программы необходимы, чтобы специалисты-практики могли качественно подготовиться к работе преподавателя в отраслевых вузах.

Как распределены студенты по уровням образования

Выяснилось, что больше всего учащихся сконцентрированы на программах бакалавриата. Именно их выбрали 92% будущих педагогов. Ещё 8% учатся в магистратуре и только 0,22% — на программах специалитета.

Особые претензии у представителей РАО вызвали магистерские программы — оказывается, в 24% из них отсутствуют профильные педагогические дисциплины. То есть они полностью сосредоточены на узкопрофильных курсах вроде правовых и этических основ профессиональной деятельности. В академии объяснили, что это становится проблемой, когда в педагогическую магистратуру приходят выпускники бакалаврских программ других профилей. В таком случае, по мнению исследователей, выпускники педагогической магистратуры не владеют основами профессии. Помимо этого, в 63% программ обнаружили признаки «непрофессионального подхода к подбору дисциплин и логике их изучения».

Как решить обозначенные проблемы

В РАО считают, что бакалавриат не даёт будущим учителям достаточных компетенций, а в магистратуру идут не все. Поэтому там видят необходимость в массовом возвращении к программам специалитета.

Кстати, летом 2022 года директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения Алексей Благинин рассказал в Совете Федерации о том, какие реформы планируются в педагогическом образовании. Тогда тоже речь шла о расширении специалитета. Вскоре после этого Правительство утвердило концепцию подготовки педагогических кадров.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована