На конференции Alef Education, которая состоялась 2 марта в Дубае, министр образования ОАЭ Ахмад Аль-Фаласи объявил о внедрении в школы страны необычных репетиторов — чат-ботов с искусственным интеллектом.
Зачем ОАЭ планирует внедрять чат-боты в школы
Подчеркнув, что инновационные технологии не заменят собой учителя, министр рассказал, что видит в инновациях способ повысить уровень образования в ОАЭ. Поэтому, по его словам, сейчас министерство образования страны вместе с корпоративными партнёрами (среди них — Microsoft и OpenAI) работает над созданием ботов-тьюторов на основе алгоритмов, похожих на те, что лежат в основе ChatGPT и Google Bard.
Как рассказал министр, ИИ-тьюторы помогут ученикам вникать в изучаемые темы, будут давать мгновенную обратную связь, обеспечивать индивидуальную поддержку и в целом делать обучение более интерактивным и вовлекающим.
Уже сейчас нейросеть способна написать эссе, программный код или стихотворение. Из-за влияния чат-ботов на учебный процесс их порой пытаются запретить — например, это произошло в школах Нью-Йорка и в парижском Институте политических исследований. Но, как считают в министерстве образования ОАЭ, гораздо разумнее не запрещать технологию, а пересмотреть методы преподавания и оценки.
«Мы все прошли через пандемию COVID-19 и осознали, насколько важны технологии, когда речь идёт об образовании. И вместо того чтобы думать о технологиях как об инструменте для преодоления кризиса, мы должны воспринимать их как инструмент, который поможет нам трансформировать образование», — заявил Аль-Фаласи.
В том числе, по мнению министра, важно научить школьников применять нейросети эффективно и ответственно. С этой целью в ОАЭ также разрабатывают методические рекомендации для учителей по использованию нейросетей вроде ChatGPT.
Кстати, Салман Хан, который является одним из пионеров онлайн-обучения и создателем Khan Academy — бесплатного онлайн-ресурса для школьников с аудиторией более 145 млн пользователей, высказал недавно идею о том, что технологии вроде ChatGPT могли бы эффективнее преподавателей учить студентов и школьников писать хорошие эссе. Просто потому, что преподаватель не может дать каждому студенту обратную связь по его тексту в режиме реального времени, а нейросеть может. Ещё в ChatGPT недавно увидели хороший потенциал для обучения студентов-медиков: суть в том, что ИИ, отвечая на запросы студентов, может подробно объяснять им взаимосвязь клинических показателей, симптомов и рисков. Это помогло бы им понять, как принимаются врачебные решения.
Как нейросети влияют на профессии в образовании
Дискуссиям «способны ли технологии заменить учителя» уже много лет. Они появились с возникновением обучающих онлайн-платформ и снова активизировались в 2020 году, когда многие процессы в образовании перешли в цифру. А сейчас встаёт вопрос, как на самые разные профессии повлияет распространение генеративного ИИ и больших языковых моделей.
Этой теме посвящено исследование учёных из Принстона, Пенсильванского и Нью-Йоркского университетов. Они разработали алгоритм, позволяющий оценить степень автоматизации разных профессий и индустрий с помощью ИИ. В итоге авторы получили список из 20 профессий, которые больше всего затронет развитие нейросетей. Большинство позиций в нём занимают преподаватели — языков, истории, права, философии, политологии, социологии и других гуманитарных дисциплин. Также в списке можно найти психологов, в том числе школьных.
Однако, по словам учёных, это не означает, что ИИ в этих сферах полностью заменит людей. Влияние технологии разностороннее, и она может помочь в работе человека. Например, учителя и преподаватели уже сейчас используют ChatGPT, чтобы предложить учащимся более креативные задания или снять с себя часть рутинных задач. Помимо ИИ, генерирующего текст или изображения, в образование проникают и голосовые технологии — в некоторых школах США подобные боты применяются для обучения детей чтению и для ранней диагностики дислексии.