Речь об этом идёт в 46-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
Исследование основано на данных двух опросов, которые провели в рамках одноимённого проекта в 2022 году. Выборку первого составили штатные преподаватели вузов, а во втором участвовали активные исследователи — научно-педагогические работники с высокой публикационной активностью как из вузов, так и из научных организаций.
Что известно о нагрузке в целом
Большую часть рабочего времени преподавателей занимают аудиторные занятия — в среднем 21 час в неделю. А меньше всего внимания они уделяют репетиторству и оказанию других частных услуг — всего 7,9 часа. Причём, по сравнению с данными за 2020 год, аудиторная нагрузка на преподавателей снизилась — тогда, согласно другому исследованию ВШЭ, она составила 23,3 часа в неделю. Репетиторства в жизни преподавателей тогда тоже было больше — 9,3 часа.
Интересно, что респонденты из всех возрастных групп больше предпочитают именно преподавательскую деятельность, а не исследовательскую. При этом наука особенно привлекает участников опросов в возрасте до 35 лет. Авторы бюллетеня предположили, что с возрастом те, кто больше нацелен на научную деятельность, просто переходят из категории профессорско-преподавательского состава (ППС) в группу научных сотрудников либо уходят из университетов и начинают работать в научных институтах.
Ещё один интересный факт: среди научно-педагогических работников с высокой публикационной активностью только 61% совмещают исследовательскую деятельность с преподаванием. Отмечается, что это может говорить о противоречии между преподаванием и наукой, — более успешные учёные меньше занимаются ведением занятий, чем остальные сотрудники. От себя добавим, что в опросе, вероятно, участвовали работники научных организаций, в которых обычно нет массовых образовательных программ.
Сколько дисциплин в среднем ведут преподаватели
Выяснилось, что те, кто заявил, что больше заинтересован в преподавании, в среднем ведут меньше учебных курсов. То есть предпочтения респондентов напрямую не связаны с типом их профессиональной деятельности и количеством дисциплин, которые они преподают.
Исследователи считают, что приоритеты преподавателей меняются вместе с их нагрузкой. К примеру, при перегрузке опрошенные могли чаще выбирать варианты ответа, связанные с меньшей вовлечённостью в преподавание.
В среднем на одного преподавателя приходится 5,8 дисциплины. Для сравнения: в 2019 году этот показатель был равен 4,6. Кроме того, с тех пор увеличилось число респондентов, которые преподают четыре предмета и больше.
Также известно, что на уровне бакалавриата на одного преподавателя в среднем приходится больше дисциплин, чем на уровнях магистратуры и аспирантуры.
То, что нагрузка на преподающих в бакалавриате больше, авторы бюллетеня связывают с тем, что в большинстве университетов набор на бакалаврские программы значительно превышает набор в магистратуру и аспирантуру.
Кроме того, оказалось, что на всех уровнях образования нагрузка на преподавателей из региональных вузов выше, чем на ППС из столицы.
Это может быть связано с тем, что в регионах зарплаты преподавателей ниже. Либо вести больше предметов их мотивирует стимулирующая часть зарплаты. Ещё один вариант — нехватка кадров.
Как обстоят дела с исследовательской работой
Научную деятельность на основном месте работы ведут 75% респондентов. Предположительно это связано с комплексной ролью вузовского преподавателя в России — он должен не только вести занятия для студентов, но и заниматься наукой. Причём опрошенные из ведущих вузов несколько чаще включены в науку — 79,1 против 73,3% среди сотрудников других университетов.
Авторы бюллетеня связывают эту разницу с тем, какие стимулирующие составляющие зафиксированы в контрактах преподавателей. Кроме того, ведущие вузы обычно расположены в больших городах, где больше возможностей совмещать разные направления деятельности.
А вот в других образовательных организациях — то есть помимо основной — научную деятельность ведёт меньшинство респондентов. Таких 8,6% в ведущих вузах и 7,9 — во всех остальных.
Причём преподаватели из Москвы чаще совмещают работу в нескольких образовательных учреждениях. Это объясняется тем, что в столице некоторые преподаватели в целом более востребованны. Помимо этого, в некоторых регионах у сотрудников вузов просто может не быть других опций — то есть прочих профильных учреждений, в которых можно было бы работать. Также выяснилось, что чем моложе сотрудник, тем более вероятно, что он работает в нескольких местах. Причём это относится как к преподаванию, так и к науке.
Что касается различий между государственными и частными вузами, то преподаватели, работающие в последних, реже занимаются наукой как по основному месту работы (62,7 против 75,4% среди государственных), так и в других учебных заведениях (7,5 против 8,1% соответственно). Зато сотрудники частных университетов больше вовлечены в преподавание в других вузах и репетиторство.
Что известно о репетиторских услугах
Исследователи заметили, что с 2010 года постоянно снижалась доля вузовских преподавателей, которые проводят частные дополнительные занятия. Предполагается, что это связано с введением ЕГЭ. Из-за этого снизился спрос на подготовку к вступительным экзаменам, которые проводят сами университеты, а это значит, что и привлечение вузовских педагогов во многих случаях стало неактуальным. Кроме того, авторы бюллетеня считают, что за это время могли измениться мотивация самих преподавателей и структура их заработной платы.
Также выяснилось, что молодые сотрудники вузов чаще репетиторствуют — 9,9% среди респондентов моложе 35 лет против 7,2% среди опрошенных в возрасте 35–60 лет и 2,2% в группе 60+.
А ещё на репетиторство преподавателей чаще всего мотивирует дополнительный заработок. Кроме того, такая занятость позволяет самостоятельно планировать свой график и открывает дополнительные возможности для профессиональной самореализации.
Чаще всего респонденты готовят к ОГЭ и ЕГЭ, а также помогают освоить школьную программу. Вузовские дисциплины преподают 27%.
Чем ещё занимаются преподаватели
За предшествующие исследованию три года 55% опрошенных работали над созданием учебников, методических материалов и прочих пособий.
Большинство преподавателей руководят курсовыми и проектными работами учащихся. За год, предшествующий опросу, эту занятость отметили 62%. А ещё 70% респондентов с высокой публикационной активностью и 64% штатных преподавателей вузов курировали написание дипломов. Что касается аспирантских и ординаторских работ, то их вели 42 и 21% соответственно.
В среднем на преподавателя приходится 19,3 студенческих и аспирантских работ. Причём авторы бюллетеня отмечают, что с 2019 года этот показатель вырос.
Кстати, ранее стало известно, какую долю рабочего времени школьные учителя из разных стран тратят на преподавание. Оказалось, что зачастую не так много, как могли бы.