Образование
#новости

В НИУ ВШЭ проанализировали нагрузку вузовских преподавателей

Оказалось, что она выросла по некоторым показателям.

Речь об этом идёт в 46-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

Исследование основано на данных двух опросов, которые провели в рамках одноимённого проекта в 2022 году. Выборку первого составили штатные преподаватели вузов, а во втором участвовали активные исследователи — научно-педагогические работники с высокой публикационной активностью как из вузов, так и из научных организаций.

Что известно о нагрузке в целом

Большую часть рабочего времени преподавателей занимают аудиторные занятия — в среднем 21 час в неделю. А меньше всего внимания они уделяют репетиторству и оказанию других частных услуг — всего 7,9 часа. Причём, по сравнению с данными за 2020 год, аудиторная нагрузка на преподавателей снизилась — тогда, согласно другому исследованию ВШЭ, она составила 23,3 часа в неделю. Репетиторства в жизни преподавателей тогда тоже было больше — 9,3 часа.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

Интересно, что респонденты из всех возрастных групп больше предпочитают именно преподавательскую деятельность, а не исследовательскую. При этом наука особенно привлекает участников опросов в возрасте до 35 лет. Авторы бюллетеня предположили, что с возрастом те, кто больше нацелен на научную деятельность, просто переходят из категории профессорско-преподавательского состава (ППС) в группу научных сотрудников либо уходят из университетов и начинают работать в научных институтах.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

Ещё один интересный факт: среди научно-педагогических работников с высокой публикационной активностью только 61% совмещают исследовательскую деятельность с преподаванием. Отмечается, что это может говорить о противоречии между преподаванием и наукой, — более успешные учёные меньше занимаются ведением занятий, чем остальные сотрудники. От себя добавим, что в опросе, вероятно, участвовали работники научных организаций, в которых обычно нет массовых образовательных программ.

Сколько дисциплин в среднем ведут преподаватели

Выяснилось, что те, кто заявил, что больше заинтересован в преподавании, в среднем ведут меньше учебных курсов. То есть предпочтения респондентов напрямую не связаны с типом их профессиональной деятельности и количеством дисциплин, которые они преподают.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

Исследователи считают, что приоритеты преподавателей меняются вместе с их нагрузкой. К примеру, при перегрузке опрошенные могли чаще выбирать варианты ответа, связанные с меньшей вовлечённостью в преподавание.

В среднем на одного преподавателя приходится 5,8 дисциплины. Для сравнения: в 2019 году этот показатель был равен 4,6. Кроме того, с тех пор увеличилось число респондентов, которые преподают четыре предмета и больше.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

Также известно, что на уровне бакалавриата на одного преподавателя в среднем приходится больше дисциплин, чем на уровнях магистратуры и аспирантуры.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

То, что нагрузка на преподающих в бакалавриате больше, авторы бюллетеня связывают с тем, что в большинстве университетов набор на бакалаврские программы значительно превышает набор в магистратуру и аспирантуру.

Кроме того, оказалось, что на всех уровнях образования нагрузка на преподавателей из региональных вузов выше, чем на ППС из столицы.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

Это может быть связано с тем, что в регионах зарплаты преподавателей ниже. Либо вести больше предметов их мотивирует стимулирующая часть зарплаты. Ещё один вариант — нехватка кадров.

Как обстоят дела с исследовательской работой

Научную деятельность на основном месте работы ведут 75% респондентов. Предположительно это связано с комплексной ролью вузовского преподавателя в России — он должен не только вести занятия для студентов, но и заниматься наукой. Причём опрошенные из ведущих вузов несколько чаще включены в науку — 79,1 против 73,3% среди сотрудников других университетов.

Авторы бюллетеня связывают эту разницу с тем, какие стимулирующие составляющие зафиксированы в контрактах преподавателей. Кроме того, ведущие вузы обычно расположены в больших городах, где больше возможностей совмещать разные направления деятельности.

А вот в других образовательных организациях — то есть помимо основной — научную деятельность ведёт меньшинство респондентов. Таких 8,6% в ведущих вузах и 7,9 — во всех остальных.

Причём преподаватели из Москвы чаще совмещают работу в нескольких образовательных учреждениях. Это объясняется тем, что в столице некоторые преподаватели в целом более востребованны. Помимо этого, в некоторых регионах у сотрудников вузов просто может не быть других опций — то есть прочих профильных учреждений, в которых можно было бы работать. Также выяснилось, что чем моложе сотрудник, тем более вероятно, что он работает в нескольких местах. Причём это относится как к преподаванию, так и к науке.

Что касается различий между государственными и частными вузами, то преподаватели, работающие в последних, реже занимаются наукой как по основному месту работы (62,7 против 75,4% среди государственных), так и в других учебных заведениях (7,5 против 8,1% соответственно). Зато сотрудники частных университетов больше вовлечены в преподавание в других вузах и репетиторство.

Что известно о репетиторских услугах

Исследователи заметили, что с 2010 года постоянно снижалась доля вузовских преподавателей, которые проводят частные дополнительные занятия. Предполагается, что это связано с введением ЕГЭ. Из-за этого снизился спрос на подготовку к вступительным экзаменам, которые проводят сами университеты, а это значит, что и привлечение вузовских педагогов во многих случаях стало неактуальным. Кроме того, авторы бюллетеня считают, что за это время могли измениться мотивация самих преподавателей и структура их заработной платы.

Также выяснилось, что молодые сотрудники вузов чаще репетиторствуют — 9,9% среди респондентов моложе 35 лет против 7,2% среди опрошенных в возрасте 35–60 лет и 2,2% в группе 60+.

А ещё на репетиторство преподавателей чаще всего мотивирует дополнительный заработок. Кроме того, такая занятость позволяет самостоятельно планировать свой график и открывает дополнительные возможности для профессиональной самореализации.

Источник инфографики: 46-й выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования»

Чаще всего респонденты готовят к ОГЭ и ЕГЭ, а также помогают освоить школьную программу. Вузовские дисциплины преподают 27%.

Чем ещё занимаются преподаватели

За предшествующие исследованию три года 55% опрошенных работали над созданием учебников, методических материалов и прочих пособий.

Большинство преподавателей руководят курсовыми и проектными работами учащихся. За год, предшествующий опросу, эту занятость отметили 62%. А ещё 70% респондентов с высокой публикационной активностью и 64% штатных преподавателей вузов курировали написание дипломов. Что касается аспирантских и ординаторских работ, то их вели 42 и 21% соответственно.

В среднем на преподавателя приходится 19,3 студенческих и аспирантских работ. Причём авторы бюллетеня отмечают, что с 2019 года этот показатель вырос.

Кстати, ранее стало известно, какую долю рабочего времени школьные учителя из разных стран тратят на преподавание. Оказалось, что зачастую не так много, как могли бы.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована