Образование
#новости

В Китае решили перестроить систему высшего образования

Её планируют переориентировать на приоритетные направления подготовки.

Власти Китая считают, что один из ключевых приоритетов страны — усиление связи между университетами и промышленностью. Одна из проблем китайской науки в том, что исследования учёных редко приводят к созданию новых решений и продуктов. При этом создавать собственные технологии — ключевая задача для снятия зависимости Китая от США в областях торговли и технологий. О том, как планируют перестроить работу китайских университетов, рассказывает University World News.

Как планируется решить проблему

Перед системой высшего образования в Китае стоят три масштабные задачи:

  • выпускать больше специалистов в сфере новых технологий и в приоритетных отраслях промышленности,
  • сократить число неэффективных образовательных программ,
  • повысить долю трудоустроенной молодёжи.

В ближайшие два года планируется открыть около 10 тысяч новых вузовских программ, а также 300 инженерных и промышленных колледжей. Определить программы с высоким и низким приоритетом предстоит региональным органам, ответственным за сферу образования. Они должны будут регулярно составлять перечни необходимых специальностей и прогнозы спроса на различные кадры.

Число «неважных» для социально-экономического развития программ — то есть программ по неприоритетным направлениям подготовки — сократят примерно на 20%. Их либо закроют, либо объединят. Если выяснится, что выпускники программы не могут трудоустроиться, университет обяжут прекратить набор новых студентов на неё.

По каким критериям планируют определять будущее программ

Отсев образовательных программ — не новая практика для страны. Этот механизм уже в течение десятилетия считается эффективным способом избавиться от некачественных предложений. Но отказываться от одних программ и создавать новые в зависимости от экономических планов правительства решили совсем недавно.

Одним из показателей качества традиционно считается доля трудоустроенных выпускников — если за два года после окончания учёбы работу находят менее 60%, то программу признают некачественной.

Кроме того, для определения приоритетности программ чиновникам предстоит проанализировать качество преподавания и удовлетворённость учащихся изучаемыми дисциплинами. Правда, как именно предполагается измерять эти показатели, пока не уточняли.

Одной из причин того, почему многие вузы Китая неспособны готовить востребованных специалистов, эксперт по научно-технической политике Китая из Бизнес-школы Кенана-Флаглера Университета Северной Каролины (США) Денис Саймон назвал недостаточное взаимодействие с производствами. Преподаватели, отметил он, просто не понимают потребностей ключевых игроков профильных сегментов. А поскольку технологии быстро развиваются, кадров будет не хватать и в ближайшее время.

Отметим, что вопрос взращивания кадров для приоритетных отраслей экономики остро стоит и в России. Чаще всего в стране говорят о дефиците инженеров и IT-специалистов. Чтобы справиться с ним, государство увеличивает число бюджетных мест в вузах и инициирует новые проекты.

Например, в прошлом году при российских вузах появились передовые инженерные школы (ПИШ). Их создают при участии «Сириуса» и с привлечением высокотехнологичных компаний. Подготовку в ПИШ ведут по наиболее актуальным направлениям развития техники и технологий. В феврале назвали ПИШ, которые получат наибольшее финансирование в 2023 году.

Что касается бюджетных мест, то в январе стало известно о планах кабмина перераспределить контрольные цифры приёма на 2023/2024 учебный год. Предполагается, что приоритетные специальности получат ещё больше мест, чем планировалось.

Напомним, в 2021 году Россия и Китай договорились совместно развивать сферы науки и образования.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована