Образование
#новости

В Беларуси срок отработки по распределению для выпускников могут увеличить до 5–7 лет

Есть идея, что отрабатывать должны и те, кто учился в вузах за свой счёт.

Такие меры обсудили 21 сентября на совещании по вопросам совершенствования сферы образования в Беларуси. Об этом сообщается на сайте президента республики.

Министр образования страны Андрей Иванец уточнил на совещании, что сейчас отрабатывают по распределению только те, кто учился на бюджетных местах на дневном отделении (они должны отработать два года), и целевики (у них отработка длится не менее пяти лет). При этом министр считает, что отрабатывать обучение должны и те, кто учился платно. Правда, какой срок отработки был бы оптимальным в данном случае, он не уточнил. А президент страны Александр Лукашенко заявил, что сроки отработки вообще нужно увеличивать.

«Что такое два года ― это, считайте, мы его обучали в вузе и ещё через наставничество, через приобретаемый опыт два года обучаем на работе», ― отметил он.

По его мнению, минимальный срок отработки должен составлять пять лет, даже если эта мера будет непопулярной. А говоря о целевом обучении, он заявил, что где-то (вероятно, подразумевалось, что в отдельных секторах экономики и конкретных организациях) минимальный срок может достигать и семи лет.

Отметим, в России обязательная отработка действует только для выпускников целевого обучения. Срок устанавливает организация, которая выступает заказчиком подготовки специалиста, по закону он может составить от трёх до пяти лет.

Напомним, весной Госсовет Татарстана предложил возродить систему распределения выпускников вузов. Соответствующий законопроект предполагал, что те, кто отучился на бюджетных местах, должны отрабатывать по распределению в течение трёх лет, а в случае отказа возмещать расходы государства на своё обучение.

Однако эта инициатива не встретила широкой поддержки. Например, глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев подчеркнул, что её нельзя принять, поскольку она нарушает права выпускников — они столкнулись бы с условиями полной неопределённости, когда заранее неизвестно, где именно и на какой должности придётся отрабатывать заданный срок.

В Минобрнауки отметили, что это предложение не вписывается в современные экономические реалии, и напомнили о существовании механизмов целевого обучения, которые лучше отвечают запросам рынка труда. Не поддержали идею и ректоры вузов: они сочли, что возврат к распределению ограничит выпускников в выборе карьерного пути и будет препятствовать развитию технологического предпринимательства в России. Согласно карточке законопроекта, его отправили на доработку.

При этом опрос россиян, проведённый сервисом SuperJob, показал, что более половины опрошенных поддерживают идею вернуть систему распределения. Однако позиция по этому вопросу очень явно зависит от возраста респондентов — чем они старше, тем более склонны выступать за распределение. Ещё любопытно, что среди родителей учащихся 10–11-х классов считает благом возврат к системе распределения тоже большинство (61%). Видимо, родители переживают, что после вузов их детям трудно будет найти работу. При этом в возрастной группе моложе 24 лет (то есть среди тех, кого как раз и коснулась бы система распределения) только 32% проголосовали за её возрождение.

В рамках другого опроса опросили работодателей, и более 50% из них заявили о готовности участвовать в программе распределения выпускников, если она вновь появится в стране. Больше всего в этом оказались заинтересованы региональные организации — видимо, те, кому труднее всего привлечь сотрудников.

Кстати, 21 сентября в Великом Новгороде состоялось расширенное заседание президиума Госсовета, посвящённое развитию российского рынка труда. На нём тоже обсуждали проблему дефицита кадров в некоторых отраслях.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована