По данным Белорусского телеграфного агентства, об этом заявил министр образования Беларуси Андрей Иванец, отвечая на вопросы участников диалоговой площадки «Лидер. Творчество. Успех», которая состоялась 19 ноября в рамках VII Республиканского конкурса «Лидер года — 2022».
Что происходит
В ходе мероприятия Иванца спросили, на какие преференции при поступлении могут рассчитывать активные участники общественной жизни.
«Сегодня мы находимся в финальной стадии подготовки предложений по совершенствованию вступительной кампании. Министерство образования будет предлагать на рассмотрение главы государства введение обязательной характеристики после окончания школы», — сказал он.
Министр пояснил, что в такой характеристике предполагается указывать информацию не только об успеваемости, но и об участии в работе общественных молодёжных организаций и в реализации различных проектов.
«Эти вопросы будут учитываться при поступлении в университет, потому что каждый ректор по этой характеристике будет видеть не просто успеваемость — он будет видеть портрет будущего абитуриента и завтрашнего студента его университета», — подчеркнул он.
Иванец добавил, что уже сейчас данные об общественной активности учитываются при распределении и направлении на работу выпускников колледжей и вузов (в Беларуси действует такая система). Причём, по его словам, этот критерий важнее, чем оценки.
«Если ранее при распределении выпускников наших колледжей и университетов на первое место ставилась успеваемость, сегодня на первом месте стоит как раз участие в общественной жизни и вклад в развитие университета. Поэтому сегодня молодой человек, который проявляет активную общественную деятельность и гражданскую позицию, имеет первоочередное право на распределение после окончания университета либо колледжа. Это уже действующая норма, и выпускники этого учебного года могут ею воспользоваться», — подчеркнул министр.
Какое значение имеют «иные достижения» школьников в России
В марте прошлого года глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что при поступлении в вуз вместе с результатами ЕГЭ можно было бы учитывать данные из цифровых портфолио о достижениях ученика не только по успеваемости, но и по внешкольным активностям, например по творческим и волонтёрским. Такие данные о каждом ребёнке можно было бы накапливать в портфолио начиная с четвёртого класса. Правда, их учёт именно для поступления, по словам Музаева, — не вопрос ближайшего времени, а скорее перспектива нескольких лет. Идея эта в итоге вызвала очень противоречивую реакцию.
Затем об идее портфолио подробнее рассказали в Минпросвещения, но суть инициативы была уже немного другой — собирать информацию обо всех достижениях учащегося в одном аккаунте, чтобы на основе этих данных выстроить для его владельца наиболее подходящую образовательную траекторию. Известно, что в начале текущего учебного года такой сервис появился в «Московской электронной школе» (МЭШ).
Что касается учёта прочих (то есть не связанных именно с учебными успехами) индивидуальных достижений выпускников школ для поступления в вузы, то такая практика в России работает давно. Университеты добавляют дополнительные баллы к ЕГЭ абитуриента, например, за спортивные успехи, волонтёрство и наличие знаков ГТО. Сколько дополнительных баллов начислять за конкретные заслуги, учебные заведения определяют самостоятельно. Однако есть общее ограничение: можно добавить не более десяти баллов суммарно за все достижения, включая учебные (то есть за отличный аттестат и олимпиады).
Кстати, не так давно группа сенаторов и депутатов от «Единой России» предложила добавить в перечень индивидуальных достижений службу в армии по призыву. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму.
Читайте также:
- Минобрнауки изменило порядок приёма в вузы в 2023 году
- Минпросвещения утвердило перечень олимпиад для школьников на 2022/23 учебный год
- Результаты олимпиад могут начать засчитывать за результаты школьного обучения
- В Минобрнауки рассказали о сертификатах на получение высшего образования для олимпиадников
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее