Образование
#новости

Утверждены правила получения заключений на международные договоры в сфере образования

Это те самые документы, которые школам, колледжам и вузам нужно оформлять по закону о просветительской деятельности.

О чём речь

1 июня 2021 года вступили в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», касающиеся просветительской деятельности. Кроме общих положений, они также включают норму, касающуюся договоров о международном сотрудничестве. Для подписания таких договоров организациям, которые входят в систему образования (то есть прежде всего школам, колледжам и вузам), нужно получить особое заключение Минобрнауки, Минпросвещения или ведомства, к которому относится организация.

Эта норма касается любого сотрудничества, в том числе совместных образовательных программ, учёбы по обмену, международных стажировок, обмена учебно-научной литературой, а также международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, проведения конгрессов, симпозиумов, конференций и семинаров. То есть всего, что перечислено в части 3 статьи 105 закона «Об образовании в РФ».

Для нормы об обязательном получении этих заключений предусмотрели переходный период: на уже действующие договоры, которые были заключены до 1 июня 2021 года (до вступления закона в силу), надо получить заключения до 1 сентября 2022 года. Если сотрудничество по ним закончится до этой даты, ничего получать не нужно.

В феврале, спустя восемь месяцев после вступления закона в силу, порядок выдачи таких заключений описали в проекте постановления правительства, а теперь этот документ утвердили. Правда, итоговый текст кое в чём отличается от проекта — в части оснований для отказа в выдаче документа.

Как получить заключение на международное сотрудничество

Чтобы получить заключение, образовательная организация должна направить в соответствующий орган заявление и необходимые документы. Их можно направить как заказным отправлением на бумажном носителе с описью вложения и уведомлением о вручении, так и через интернет — в форме электронного документа с электронной подписью.

В документе появился новый пункт: если иностранная организация находится в стране или на территории из перечня недружественных, то учредитель российской образовательной организации должен предварительно согласовать возможность заключения договора с зампредом правительства.

Далее уполномоченный орган:

  • в случае нарушения требований к документам — в течение десяти рабочих дней со дня приёма заявления и документов возвращает их организации, чтобы она внесла корректировки;
  • в случае выдачи заявления или отказа — выдаёт документы в течение 30 рабочих дней.

Уточняется, что для рассмотрения заявления уполномоченный орган может направлять запросы в другие заинтересованные федеральные ведомства. Тогда срок рассмотрения может быть увеличен до 15 рабочих дней.

Для рассмотрения заявок ведомства смогут привлекать подведомственные им организации и создавать специальные коллегиальные органы.

Выданное заключение действует до истечения срока договора, по которому оно получено. Но в случае изменения договоров в части предмета, сторон и круга лиц, в отношении которых они применяются, образовательные организации должны повторно получать заключение.

После получения заключения образовательная организация должна разместить его на своём сайте.

Почему могут отказать в выдаче заключения

Изначально в проекте постановления было указано всего три причины, по которым ведомство может отклонить заявку:

  • иностранная организация находится в списке тех, чья деятельность признана нежелательной в России;
  • в отношении иностранца вынесено решение о нежелательности его пребывания в РФ или о запрете въезжать в страну;
  • у иностранца есть непогашенная или неснятая судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления на территории РФ.

В итоговом тексте появилось ещё три основания:

  • учреждение находится в недружественной стране (за исключением случаев, когда заключить договор разрешил уполномоченный зампред правительства);
  • у иностранца гражданство государства из того же перечня;
  • организация или гражданин ведут деятельность, которая угрожает национальной безопасности России.

При этом в документе не уточняется, что именно, в каком порядке и на основании каких нормативных актов может быть расценено как угроза нацбезопасности. Напомним, угрозы национальной безопасности перечислены в указе президента России от 10.01.2000 №24.

Уполномоченные органы вправе отозвать уже выданные заключения, если выявят основания, перечисленные выше. Порядок отзыва заключений в этих случаях установят сами ведомства.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована