Образование
#новости

Утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки в вузах

Они включают все ступени высшего образования и вступят в силу с сентября 2024 года.

Приказ министерства размещён на официальном интернет-портале правовой информации.

Что это за перечни

В документе перечислены специальности и направления подготовки по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Действующий сейчас перечень специальностей и направлений подготовки, установленный приказом Минобрнауки от 12.09.2013 №1060, с 1 сентября 2024 года утратит силу, и будет применяться новый.

В этом перечне выделены новые области образования и внутри них иначе, чем сейчас, структурированы укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки, а также сами специальности и направления подготовки. Например, появилась такая область, как «Информационно-коммуникационные технологии, информационная безопасность и компьютерные науки». В ныне действующем перечне такой области нет, при этом укрупнённая группа «Компьютерные и информационные науки» сейчас относится к области математических и естественных наук, а группы «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» — к области «Инженерное дело, технологии и технические науки». В новом перечне эти группы входят в самостоятельно выделенную область, связанную с IT. Медиа и журналистика, относившиеся ранее к наукам об обществе, теперь включены в направление «Гуманитарные науки и языки».

Произошли изменения и в части самих направлений подготовки. Во-первых, в документе встречаются новые позиции. Например:

  • «Биоинженерия, биоинформатика»;
  • «Метеорология специального назначения»;
  • «Военная картография»;
  • «Психология служебной деятельности»;
  • «Строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • «Ядерно-физические установки»;
  • «Электроника и автоматика физических установок»;
  • «Ионно-плазменная техника и технологии».

Во-вторых, некоторые самостоятельные направления объединили. Так, вместо «Зарубежного регионоведения» и «Регионоведения Росси​​и» в документе числится одна специальность такой направленности — «Регионоведение».

Зачем понадобилось обновлять действующую классификацию

В пресс-службе Минобрнауки пояснили, что новый перечень поможет повысить гибкость программ высшего образования, чтобы они больше соответствовали запросам рынка труда и экономики. Там добавили, что 20% от общего объёма перечней составляют новые направления подготовки и специальности.

«Современный мир перешёл на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее. При этом в последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти десять лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Кроме того, новый перечень даст возможность готовить учащихся сразу по двум квалификациям благодаря принципу свободного перехода с одного направления на другое. Речь о системе «2 + 2 + 2», когда набор осуществляется на укрупнённую группу, а не на конкретную специальность. Предполагается, что более точное направление подготовки в таком случае выбирается после окончания второго курса.

«Студентам будет дана возможность получить второй дополнительный профиль, не снижая уровень фундаментальности и качества получаемого высшего образования. Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда», — отметил министр.

В пресс-службе привели такой пример. Допустим, абитуриент поступил на укрупнённую группу специальностей «Биологические науки». После освоения базовой части программы он может выбрать несколько направлений — допустим, биологию и почвоведение. В итоге он получит квалификации «Бакалавр биологии» и «Бакалавр почвоведения». При выпуске ему выдадут один диплом, где будут оказаны обе квалификации и перечень всех пройденных дисциплин. Этот же принцип будут применять по отношению к специалитету.

Помимо этого, в новых перечнях установлена прямая связь между полученным образованием и присваиваемой квалификацией. То есть квалификации отражают направления профессиональной деятельности, а не только уровень образования. Например:

  • «Бакалавр биологии»;
  • «Магистр картографии и геоинформатики»;
  • «Горный инженер»;
  • «Врач — медицинский микробиолог».

Благодаря этому работодатели смогут соотносить уровни образования с требованиями к квалификации в конкретной сфере труда.

Что насчёт перечней думает профессиональное сообщество

Грядущие изменения начали обсуждать, ещё когда документ находился в стадии утверждения. Главными участниками дискуссии стали, конечно, вузовские преподаватели. И если одни одобрительно комментировали предлагаемые изменения, касающиеся именно их профильных дисциплин, то другие оказались недовольны. То есть в каких-то предметных областях новая классификация показалась удачной, а в других — совсем наоборот.

Например, академик РАН, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Хохлов прокомментировал изменения в укрупнённых группах, включающих математику и естественные науки, в январе на личной страничке на Facebook*.

«Видно, что химию удалось отделить от биологии, и это, безусловно, позитивное изменение. Но по-прежнему физика и математика остаются внутри одной укрупнённой группы специальностей, в которой также присутствует статистика, но нет механики (на уровне бакалавриата). В одну укрупнённую группу попали также геология и география.

Вопрос о перечне вузовских специальностей очень важен для будущего страны. Поэтому необходимо его всестороннее обсуждение на различных площадках. Одной из таких площадок могла бы быть Российская академия наук, но в РАН проекты соответствующих документов не поступали», — отмечал учёный.

Под его постом тогда появился целый ряд комментариев, где пользователи выражали несогласие с правильностью распределения специальностей внутри групп. Например, принцип группировки назвали несистемным и даже не всегда научно корректным.

Кроме того, некоторые пользователи сочли, что принципиально важные для развития общества направления (к примеру, социология) идут как бы на вторых ролях, а другие, кажущиеся не вполне научными, выставляются на первый план.

Недовольство преподавателей вызвало и отнесение некоторых отдельных специальностей к определённым группам. Пользовательница блог-платформы «Живой Журнал» (LiveJournal) сетовала на то, что в новом перечне (на тот момент — его проекте) нет филологии и лингвистики, а большая укрупнённая группа «Язык, общественные коммуникации, медиа и журналистика» слишком разнородная: в неё входят направления «Языкознание и литературоведение» (это как раз «бывшие» филология и лингвистика), «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», «Общественные коммуникации, медиа и журналистика» (то есть реклама и связи с общественностью, журналистика, телевидение, издательское дело, медиакоммуникации) и «Перевод и переводоведение». По мнению автора поста в «Живом Журнале», единая унифицированная программа подготовки бакалавров всех этих направлений на первых двух курсах может привести к поверхностности. И больше всего от этого могут пострадать те направления и профили, которые с самого начала обучения требуют углублённого погружения или специфического базового учебного плана, — например, фундаментальная и прикладная лингвистика и классическая филология.

Что насчёт ФГОС

Как отметил декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и председатель Федерального учебно-методического объединения «Экономика и управление» Александр Аузан, новый перечень — это лишь первый шаг. Теперь в соответствии с ним нужно разработать новые федеральные государственные образовательные стандарты.

В пресс-службе Минобрнауки, кстати, напомнили, что возможность выстраивать гибкие образовательные траектории обеспечил закон, принятый в 2020 году. Он разрешает разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки.

Причём это имеет большое значение и для учебных заведений, поскольку мера снижает административную и бюрократическую нагрузку.

«Например, если УГСН „Физико-математические науки“ включает в себя семь направлений подготовки и специальностей, то сегодня это семь разных ФГОС. С 2024 года, когда перечень вступит в силу, по данной УГСН останется один ФГОС. Таким образом, вместо семи пакетов документов необходимо будет собрать один», — объяснили в министерстве.

Напомним, о том, что Минобрнауки разработало новые перечни специальностей и направлений подготовки, стало известно в мае прошлого года.

Дополнено 29.05.2024

В Минобрнауки разработали проект приказа, в котором предлагается изменить дату вступления в силу на 1 сентября 2026-го.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована